ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах». Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Целью урока является изучение редких, исчезающих видов птиц, встречающихся в Башкортостане, о необходимости их охраны. На данном материале совершенствуется умение правописания безударных окончаний имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах. Развивается речь учащихся, любознательность и наблюдательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazykokr_mir_integ_urok.docx | 838.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах».
Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».
Составила: Хайруллина Р. Г.
учитель начальных классов
Цели урока:
- формировать умение правильно писать окончания прилагательных;
- учить выделять прилагательные из текста;
- развивать речь учащихся;
- дать представление о редких, исчезающих видах птиц.
- нравственное воспитание учащихся.
Оборудование: таблица «Птицы», ребусы, таблицы, муз. произведение: А. Римский-Корсаков «Песни и пляски птиц».
1. Орг. момент, сообщение темы и целей урока. А в помощь урока возьмем:
Внимание | Сосредоточенность | Дружелюбие |
2. Минутка чистописания.
нп пн
Пеликан, оляпка, крапивник.
3. Словарная работа
Индивидуальная работа 1. Исправить ошибки. Па дула зима холодом. Са рвала листя с лисов и раз митала их подарогам. Са брались птицы стайками па кречяли и па лители за высокие горы. | Работа с классом 1. Картинный диктант (учитель показывает рисунки с птицами, ученики записывают названия птиц). Свиристель, клест, оляпка, трясогузка, поползень, оляпка, дятел, королек. Подчеркнуть безударные гласные. Назовите птиц, которые от нас на зиму никуда не улетают? Да, правильно, из этих птиц в теплые края улетает только … . В основном птицы питаются насекомыми. Зимой насекомых нет. А чем же питаются эти птицы? Ответы учащихся. Сытой птице и мороз не страшен. А когда птица голодна, ее может погубить самый маленький мороз. Ребята, вы должны быть первыми друзьями птиц, подкармливать их! Ставить кормушки, насыпать туда семечек или крошки хлеба или за ниточку к ветке дерева привязать кусочки сала. Птицы вам скажут за это спасибо. |
2. Предложение в ребусе. Разбор по членам.
на березовой
4. Устная работа.
Игра «Чей ряд лучше?»
улетел | Устное |
кукушка | рисование |
гнездо | картины |
нашел |
5. Работа над темой.
А сейчас ребята мы с вами совершим путешествие в долину редких птиц. Из года в год многие птицы уменьшаются в численности и часто становятся редкими и исчезающими. За последние 100 лет с лица земли исчезло 150 видов птиц.
Мы никогда уже не увидим бескрылой гагарки, лабрадорской гаги, розовоголовой утки, странствующего голубя и многих других.
И вот для того, чтобы этого больше не происходило в 1966 г. Международным союзом охраны природы была создана «Красная книга». Эта книга красного цвета – это символ бедствия.
Все редкие птицы, растения, животные, занесенные в «Красную книгу», находятся под охраной государства. Вот посмотрите, у меня в руках «Красная книга Башкирии». НА уроке мы с вами познакомимся с птицами, которые редко встречаются на нашей башкирской земле. Но при этом знакомстве закрепим знания по правописанию безударных падежных окончаний имен прилагательных м.р. и с.р. в ед. ч. в им. и вин. падежах.
Показать на отдельных картинах птиц: пеликана, журавля, аиста.
Пеликан – крупная птица с широкими крыльями,
в размахе до 2 метров. Гнездится в
тростниковых зарослях. Питается
рыбой. Раньше гнездилась на озере
Аслы – Куль.
Аист черный – в Башкирии бывает
с апреля по август. Гнездится в лесных массивах вблизи водоемов. Гнездо диаметром 1,5 м. Материалом для гнезда служат ветки и сучья. Питается рыбой. Молчалив, очень осторожен.
Журавль белый – крупная птица, в размахе крыльев до 2 метров. Оперение белое, клюв красный.
На зиму улетает в Китай, Индию.
Чтобы лучше запомнить этих птиц, давайте запишем предложения о том, как каждый из них вьет гнездо.
Кто какие гнезда вьет? |
1. Удобное гнездо пеликана находится в тростниковых зарослях и похоже на слоенный пирог. (предложение записано заранее на доске).
2. Белый журавль делает себе из травы и веток большой круг. ( Под диктовку у доски).
3. Длинноногий аист выбрал для жилья болотистый берег реки. (Под диктовку – самостоятельно).
- Определить падежи прилагательных м.р. ед.ч.? ср.р. ед.ч.?
- Какие окончания имеют прилагательные ед.ч. м.р. в им. и вин. падежах? ср.р.?
6. Работа по учебнику.
Обобщение:
Ср.р Какое? -ое -ее | М.р. Какой? -ой –ый -ий |
7. Физминутка.
8. Закрепление. Итог по теме. Показать рисунок птицы. Подобрать прилагательные м.р. к этой птице. Например, фламинго.
Красивый
Большой
Высокий и др.
Вывод: Прилагательные в безударном положении имеют окончания - ый, -ий
а в ударном положении – ой.
9. Самостоятельная работа. Упражнение по учебнику.
10. Следующую остановку мы сделаем на Поляне дружбы и верности.
На эту поляну к нам в гости пришла гагарка. Картина.
Задание. Составить словосочетания по этой птице.
( широкий нос, разноцветное крыло и т. д.).
Птицы - это песнь и полет. Птицы - это тайна и красота. Это наши друзья.
За то, что вы, ребята, старались и хорошо работали, птицы благодарят вас
своей волшебной музыкой.
А. Римский- Корсаков «Песни и пляски птиц».
Стихи «Просьба»
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится-
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей - не земля!
Люди- исполины, люди- великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди - человеки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как - то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
11. Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюру об одной из этих
птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В МУЖСКОМ И СРЕДНЕМ РОДЕ В ТВОРИТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ»
Презентация к уроку русского языка в 4 классе УМК «Школа России»...
Урок по теме "Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе".
«Русский язык» 3 класс «Школа 2100» 2 часть.Проведенный урок, является первым в системе уроков в разделе «Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных»....
Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского рода в творительном и предложном падежах, 4 класс
Самооценка личностных достижений учащихся на уроке русского языка....
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе».
Обобщить знания обучающихся об имени прилагательном...
Проверочная работа по русскому языку в 4 классе по теме "Правописания безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода"
Проверочная работа по русскому языку в 4 классе по теме "Правописания безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода"...
Конспект урока по Русскому языку. Тема:«Падежные окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода» (3 класс)
Планируемые результаты:- уметьориентироваться на понимании причин успеха в учебной деятельности, в том числе, на самоанализ и самоконтроль.- знать как изменять прилагательные по числам, падежам, родам...