Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_prilagatelnoe.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока, русский язык 3 кл .(1-4 кл., традиц.) по учебнику Т.Г.Рамзаевой
Тема. «Имя прилагательное как часть речи.
Изменение имен прилагательных
по родам и числам»
Цели урока. Обобщить знания об имени прилагательном как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания.
Ход урока
Минутка чистописания
На доске написаны слова: новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинные, гибкий.,
У. Что общее в данных словах?
Д. Все слова — имена прилагательные.
У. Какое слово лишнее?
Д. Длинные
У. Почему ?
Д. Множественное число.
У. О какой части речи будет сегодня идти речь на уроке?
Д. Сегодня мы будем говорить о прилагательных.
У. Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке: м.р- ж.р- ср.
Д. ойыйий аяяя оеее
У. Напишите эту цепочку до конца строки. План работы выполняем задания и наблюдаем за прилагательными, в конце урока делаем обобщение. Поэтому на уроке нужно быть очень внимательными и все запоминать.
Словарно-орфографическая работа.
1. • Что такое прилагательное?
- Отгадайте загадку.
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона. Кто это...
Д. Ворона.
Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением вороны.
У. Какие слова помогли отгадать?
Д. Сероватая, вороватая, хрипловатая.
У. Опишите эту птицу.
Д. Она серая, голова, крылья и хвост у нее черные.
У. Запишем слово ворона.
Подберите однокоренные слова.
Ворона, вороненок, вороний, вороньё - разберите по составу.
Работа над новым материалом.
2. Составьте и запишите предложения о вороне, так чтобы прозвучало описание внешнего вида птицы
Ворона - серая, голова, крылья и хвост – черные.
- Вы описали внешний вид с помощью, каких слов?
А теперь поговорим об отношении к ней.
Люди по-разному относятся к этой птице.
- Для одних - вороны всегда хитрые, коварные. А в Японии ворона - спутник богов, символ сыновнего почета.
У. Значит, разглядели в ней что-то хорошее. •
Что значит: считать ворон?
Д. Глазеть по сторонам, ротозейничать, проводить время в праздности, бездельничать.
Работа на карточках №1.
Внимание задание вставить в текст пропущенные прилагательные так чтобы получилось описание этого животного. Картинка на доске.
Этот ____________________ зверек живёт в лесу. У него_____________уши, ____________хвост. Шубка у зверька летом -__________________,а зимой -____________________________________.
Вывод
Что обозначает прилагательное?
Итак, значит с помощью прилагательных можно точно описать предмет.
3. На какие вопросы отвечает?
• Как изменяются?
Давайте обоснуем ваш ответ
Карточка № 2
Допишите прилагательные мужского и среднего рода, поставьте каждое прилагательное в множественное число. Выделите окончания прилагательных, запомни их.
Ж.. р. М.р. Ср. р. Мн.ч.
Какая? Какой? Какое? Какие?
голубая
лесная
чистая
Вывод. На какие вопросы отвечают прилагательные?
4. • Как изменяются? Какие окончания имеют имена прилаг.?
• С какой частью речи употребляется?
У. Подумайте над словосочетанием: крикунья хрипловатая. Что за песня у вороны? Посмотрите, у вороны карман. Что бы это значило? Какие слова могут быть там?
Вспомните слова из словаря, которые начинаются также.
- А теперь образуйте от существительного картофель в единственном числе прилагательные мужского, женского, среднего родов и множественное число. Запишите словосочетания с сущ. Салат, ботва, поле, пироги, определите число и род прилагательных..
М.р.- салат картофельный
Ж.р.- ботва картофельная
Ср. р.- поле картофельное
Мн.ч.- пироги картофельные
Вывод •
С какой частью речи употребляется?
- Как узнали род и число имени прилагательного?
Д. По имени существительному, с которым оно согласуется.
У. У каких прилагательных род узнать нельзя?
На доске.
Грамматическая задача.
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Мама приготовила яблочн... повидло.
- В какой части слова пропущены буквы?
- Какое окончание нужно вставить, как узнать?
Работа на карточках № 3.
Поставь прилагательное в том же роде и числе, что и существительное. Запиши словосочетания.
(Зимний) дорога -_______________________________________
(свежий) сено -________________________________________
(нижний) полка -_________________________________________
(тихая) утро -__________________________________________
(крепкое) дуб -________________________________________
(дальний) страны -_______________________________________
(мягкая) булочки –________________________________________
(летний) ночь -____________________________________________
(дальний) страны -________________________________________
5. • Чем является в предложении?
Составьте предложение со словосочетаниями , серая ворона. Разберите по членам предложения.
Найдите прилагательное , каким членом предложения оно является.
Вывод прилагательное является второстепенным членом предложения.
Итак, подведем итог нашей работы.
Карточки для устного опроса № 5.
Дети работают по вопросам.
• Что такое прилагательное?
• Что обозначает прилагательное?
• Для чего используется в нашей речи?
• На какие вопросы отвечает?
• С какой частью речи употребляется?
• Как изменяется?
• Чем является в предложении?
Дом. Задание. С. 106 упр. 241, ответить на вопросы.
Оценки за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных"
Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи Задачи обучающие: · систе...
Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных.
Задачи:* систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;* пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях...
"Имя прилагательное как часть речи.Связь имени прилагательного с существительным." (УМК "Школа России") 3 класс
Технологическая карта урока русского языкаТема: «Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с существительным» Цели деятельности учителя: формирование знаний о при...
«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»
Познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным, учить находить в тексте имена прилагательные и правильно...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"
систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...
Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Изменение имён прилагательных по числам" (УМК Школа России, 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять имена прилагательные по числам; закрепление знаний учащихсяо роде имён прилагательных, морфологических признаках прилагательногоПланируемые резу...
Конспект урока по Русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным"
Конспект урока по Русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным"...