Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_prilagatelnoe.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока, русский язык 3 кл .(1-4 кл., традиц.) по учебнику Т.Г.Рамзаевой

Тема. «Имя прилагательное как часть речи.

Изменение имен прилагательных

по родам и числам»

Цели урока. Обобщить знания об имени прилагательном как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания.

Ход урока

Минутка чистописания

На доске написаны слова: новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинные, гибкий.,

У. Что общее в данных словах?

Д. Все слова — имена прилагательные.

У. Какое слово лишнее?

Д. Длинные 

У. Почему ?

Д. Множественное число.

У. О какой части речи будет сегодня идти речь на уроке?

Д. Сегодня мы будем говорить о прилагательных.

У. Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке: м.р-  ж.р- ср.

Д. ойыйий   аяяя  оеее

У. Напишите эту цепочку до конца строки. План работы выполняем задания и наблюдаем за прилагательными, в конце урока делаем обобщение. Поэтому на уроке нужно быть очень внимательными и все запоминать.

Словарно-орфографическая работа. 

1. • Что такое прилагательное?

-  Отгадайте загадку.

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона. Кто это...

Д. Ворона.

Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением вороны.

У. Какие слова помогли отгадать?

Д. Сероватая, вороватая, хрипловатая.

У. Опишите эту птицу.

Д. Она серая, голова, крылья и хвост у нее черные.

У. Запишем слово ворона. 

Подберите однокоренные слова.

Ворона, вороненок, вороний, вороньё - разберите по составу.

Работа над новым материалом.

2. Составьте и запишите предложения о вороне, так чтобы прозвучало описание внешнего вида птицы

Ворона - серая, голова, крылья и хвост – черные.

-  Вы описали внешний вид с помощью, каких слов?

 А теперь поговорим об отношении к ней.

Люди по-разному относятся к этой птице.

- Для одних - вороны всегда хитрые, коварные. А в Японии ворона - спутник богов, символ сыновнего почета.

У. Значит, разглядели в ней что-то хорошее. •

 Что значит: считать ворон? 

Д. Глазеть по сторонам, ротозейничать, проводить время в праздности, бездельничать.

Работа на карточках №1.

Внимание задание вставить в текст пропущенные прилагательные так чтобы получилось описание этого животного. Картинка на доске.

Этот ____________________ зверек живёт в лесу. У него_____________уши, ____________хвост. Шубка у зверька летом -__________________,а зимой -____________________________________.

Вывод

Что обозначает прилагательное?

Итак, значит с помощью прилагательных можно точно описать предмет.

3. На какие вопросы отвечает?

• Как изменяются?

Давайте обоснуем ваш ответ

Карточка № 2

Допишите прилагательные мужского и среднего рода, поставьте каждое прилагательное в множественное число. Выделите окончания прилагательных, запомни их.

Ж.. р.                                   М.р.                              Ср. р.                           Мн.ч.

Какая?                           Какой?                              Какое?                        Какие?

голубая

лесная

чистая

Вывод. На какие вопросы отвечают прилагательные?

4. • Как изменяются? Какие окончания имеют имена прилаг.?

• С какой частью речи употребляется?

 У. Подумайте над словосочетанием: крикунья хрипловатая. Что за песня у вороны? Посмотрите, у вороны карман. Что бы это значило? Какие слова могут быть там?

Вспомните слова из словаря, которые начинаются также.

- А теперь образуйте от существительного картофель в единственном числе прилагательные мужского, женского, среднего родов и множественное число. Запишите словосочетания с сущ. Салат, ботва, поле, пироги, определите число и род прилагательных..

М.р.- салат картофельный

Ж.р.- ботва картофельная

Ср. р.- поле картофельное

Мн.ч.- пироги картофельные

Вывод •

С какой частью речи употребляется?

 - Как узнали род и число имени прилагательного?

Д. По имени существительному, с которым оно согласуется.

У. У каких прилагательных род узнать нельзя?

На доске.

Грамматическая задача.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Мама приготовила яблочн... повидло.

  1. В какой части слова пропущены буквы?
  2. Какое окончание нужно вставить, как узнать?

Работа на карточках № 3.

Поставь прилагательное в том же роде и числе, что и существительное. Запиши словосочетания.

(Зимний) дорога -_______________________________________

(свежий) сено -________________________________________

(нижний) полка -_________________________________________    

(тихая) утро -__________________________________________

(крепкое) дуб -________________________________________

(дальний) страны -_______________________________________

(мягкая) булочки –________________________________________

(летний) ночь -____________________________________________

(дальний) страны -________________________________________

5. • Чем является в предложении?

Составьте предложение со словосочетаниями , серая ворона. Разберите по членам предложения.

Найдите прилагательное , каким членом предложения оно является.

Вывод прилагательное является второстепенным членом предложения.

Итак, подведем итог нашей работы.

Карточки для устного опроса № 5.

Дети работают по вопросам.

• Что такое прилагательное?

• Что обозначает прилагательное?

 • Для чего используется в нашей речи?

• На какие вопросы отвечает?

• С какой частью речи употребляется?

• Как изменяется?

• Чем является в предложении?

Дом. Задание. С. 106 упр. 241, ответить на вопросы.

Оценки за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных"

Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи Задачи            обучающие: ·        систе...

Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных.

Задачи:*   систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;* пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях...

"Имя прилагательное как часть речи.Связь имени прилагательного с существительным." (УМК "Школа России") 3 класс

Технологическая карта урока русского языкаТема: «Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с существительным» Цели деятельности учителя: формирование знаний о при...

«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»

Познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным, учить находить в тексте имена прилагательные и правильно...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Изменение имён прилагательных по числам" (УМК Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять имена прилагательные по числам; закрепление знаний учащихсяо роде имён прилагательных, морфологических признаках прилагательногоПланируемые резу...

Конспект урока по Русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным"

Конспект урока по Русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным"...