Логопедическое занятие в 3 классе Тема: Имя прилагательное. Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде, в падеже и числе.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Цель: Закрепить знания детей об имени прилагательном.
Задачи:
- Уточнить знания детей об имени прилагательном.
- Развивать мелкую моторику.
- Активизировать межполушарное взаимодействие с помощью гимнастики для глаз
- Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, падеже и числе.
Учить различать прямой и переносный смысл устойчивых словосочетаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие в 3 классе
Тема: Имя прилагательное. Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде, в падеже и числе.
Цель: Закрепить знания детей об имени прилагательном.
Задачи:
- Уточнить знания детей об имени прилагательном.
- Развивать мелкую моторику.
- Активизировать межполушарное взаимодействие с помощью гимнастики для глаз
- Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, падеже и числе.
- Учить различать прямой и переносный смысл устойчивых словосочетаний.
Оборудование: картинки овощей и фруктов, раздаточные листы с заданиями на каждого ребенка.
Ход урока.
Приветствие.
Ребята, не проходите и не садитесь за парты. Сначала, давайте запишем на доске тему сегодняшнего урока. Ксюша, дай мне мелок. (нет, не этот), Ваня, дай мне мелок… и т.д. Ребята, можно выполнить мою просьбу? (нельзя). Нельзя выполнить мою просьбу, потому что я не назвала главное слово, слово признак, я не сказала КАКОЙ мелок мне нужен. Вася, дай мне, пожалуйста, белый мелок. Кто знает, как называются слова, обозначающие признак предмета? (прилагательные).
Тема нашего урока - имя прилагательное. (запись на доске)
- Подберите к названиям картинок их признаки (картинки овощей и фруктов) по цвету, по вкусу, величине, форме; составьте словосочетания сущ.+ прил. (устно).
- Распределите картинки в таблице /м.р., ж.р., с.р./ (на доске), проговорите какие получились словосочетания. Молодцы.
- А теперь подготовим пальчики к письму. Гимнастика на аппликаторе Кузнецова. Раз, два, три, четыре , пять (пальцы от мизинца к большому нажимают по очереди на аппликатор), Ха-ха-ха! Раз, два, три, четыре, пять (пальцы другой руки тоже самое), хи-хи-хи! На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок).Кто его открыть бы мог?(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)Постучали,(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) Покрутили,(покрутить сцепленные руки в запястьях)Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) И открыли.(расцепить пальцы) - А теперь запишите в табличку № 1 те признаки, которые вы подобрали к существительным. (Ребята записывают с комментированием)
- В табличку № 2 нужно вписать словосочетания, распределив их по родам. Можно использовать те, словосочетания, которые мы уже составляли, а можно придумать и записать другие. (проверяем)
- Добавьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные, определите их падеж (№ 3)
- А сейчас давайте немножко разомнемся, выходите из-за парт…
Физ.минутка.
Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок. Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять- Хомка хочет сильным стать! (движения по тексту).
Физ.минутка для глаз. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка (под счет 1,2,3,4). На раз глаза влево, язык влево, 2 - глаза закрыть, рот закрыть, 3- глаза вправо, язык вправо, 4 - глаза закрыть, рот закрыть. На раз -глаза в одну сторону, язык в другую, 2- глаза закрыть, рот закрыть, 3- глаза в одну сторону, язык в другую, 4- глаза закрыть, рот закрыть, зажмурились, открыли глазки, зажмурились, открыли глазки.
8. Немножко отдохнули. (Задание № 4) А теперь выберите из скобочек нужные слова, чтобы получились устойчивые словосочетания, подчеркните их волнистой линией, объясните значение этих словосочетаний.
Видеть в (красном, малиновом, розовом) свете. Вставать с (левой, правой, больной) ноги. Выйти (мокрым, сухим, чистым) из воды. Глаза на (влажном, мокром, сухом) месте. Вариться в (овощном, собственном, фруктовом) соку. Отправиться за (длинным, коротким, скорым) рублем.
10. Вставьте в текст нужные по смыслу прилагательные (№6).
Настала ________________________ зима. _____________________ ковер покрыл землю. Все _____________________ птицы улетели в _______________________ края. ___________________________зверьки спрятались по норкам. А __________________ медведь отъелся и залег в берлогу. __________________ лиса тоже удобную нору себе сделала.
11. Придумайте предложения, используя прилагательные –любимая, красивый, старое (№ 7).
12. Итог урока. С какими частями речи мы сегодня работали? В чем мы учились согласовывать существительные и прилагательные? Сегодня на уроке мы учились согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже…
Приложение
Раздаточный материал к уроку
№1. Заполните таблицу, подбирая к данным существительным прилагательные, по тем признакам, которые возможно образовать.
Существительные | Цвет | Вкус | Форма | Размер | Материал |
Капуста | |||||
Помидор | |||||
Яблоко |
№ 2. Впишите словосочетания прилагательное + существительное.
Мужской род | Женский род | Средний род |
1. | 1. | 1. |
№ 3. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные.
Наступила (какая?) ____________________________________ весна.
Весной стоит (какая?) ____________________________________погода.
Снег растаял (по каким?) под ____________________________ солнцем.
Легко резать (каким?) __________________________ножом.
Дети вспоминают (о каком?) о _______________________ лете.
Старушка была (в каком?) в ________________________ пальто.
№ 4. Выберите из скобочек нужные слова, чтобы получились устойчивые словосочетания, подчеркните эти прилагательные волнистой линией.
Видеть в (красном, малиновом, розовом) свете.
Вставать с (левой, правой, больной) ноги.
Выйти (мокрым, сухим, чистым) из воды.
Глаза на (влажном, мокром, сухом) месте.
Вариться в (овощном, собственном, фруктовом) соку.
Отправиться за (длинным, коротким, скорым) рублем.
№ 5. Вставьте в текст нужные по смыслу прилагательные.
Настала ________________________ зима. _____________________ ковер покрыл землю. Все _____________________ птицы улетели в _______________________ края. ___________________________зверьки спрятались по норкам. А __________________ медведь отъелся и залег в берлогу. __________________ лиса тоже удобную нору себе сделала.
№ 6. Придумайте свои предложения, используя прилагательные- любимая, красивый, старое.
______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"
Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....
«Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»
Индивидуальное логопедическое занятиена тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень. Формирование представлений о с...
Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных
Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
Тест по теме «Определение падежа имени существительного и имени прилагательного».
Тест предназначен учащимся 4 класса по программе УМК "Школа России"...
Согласование имени существительного с именем прилагательным. Закрепление.
Конспект логопедического занятия составлен для учащихся 2 классов общеобразовательной школы, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для дете...