Конспект урока "Правописание частицы НЕ с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Учитель: Афанасьева Татьяна Валерьевна | |||
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами | Тип: изучение нового материала | ||
Цель: формирование навыка раздельного написания глаголов с частицей НЕ, знакомство с их отличительными признаками и ролью в речи. | |||
Основные термины, понятия: правописание частицы НЕ с глаголами, частица, пословица, поговорка, исключение. | |||
Формы и методы, применяемые на уроке: Формы: фронтальная, индивидуальная, парная Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый. Используемые приемы оценивания: оценка учителя, самооценка. | |||
Технологии: ИКТ технология, здоровьесберегающая | |||
Материалы и оборудование Для учителя: компьютер, интерактивная доска, меловая доска, мел, учебник. Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, распечатки. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные результаты: - познакомиться с орфограммой «Правописание частицы НЕ с глаголами; - формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; - учить анализировать пословицы и поговорки, устанавливать причинно-следственные связи; - использовать возможности словарной работы на уроке для усвоения написания частицы НЕ с глаголами. - применять полученные знания. | |||
Личностные: Ученик получит возможность формирования:
положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика).
русскому языку как предмету изучения.
интереса к новому материалу и способам решения новых учебных и практических задач.
классного коллектива.
успеха/неуспеха в овладении учебным материалом.
учебной деятельности на основе критериев успешности. | Познавательные УУД:
своей системе знаний:
известного с помощью учителя;
вопросы, используя информацию из учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Регулятивные УУД:
принимать учебную задачу урока;
выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве;
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
предположение;
выполненное задание с образцом, предложенным учителем; | Коммуникативные УУД:
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
|
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
| |||
сам приготовился правильно.
соседа по парте, дать совет однокласснику, если тот допустил ошибку.
|
приготовить к уроку, остальные проверяют свою подготовку, анализируют ошибки и недочёты, хвалят себя, если приготовились самостоятельно. Если заметили, что готовность неполная, то фразу начинают со слов: «Я хочу тебе посоветовать…»; выполняют упражнения под контролем учителя. | ||
| |||
записать слово, которое зашифровано. (Приложение 1) - Координаты – это нераспространённые предложения. Слова этих предложений – это пиктограммы. Вспомните, какими цветами мы определяем части речи. - Посмотрите на пиктограммы. Из каких рассказов эти предметы и действия предметов? Кто автор этих произведений? - Какое слово зашифровано? (обед) - А что означает слово «обед»? (ответы детей) - Возьмите лист с определенной пиктограммой. С какой пиктограммой мы возьмем лист бумаги для работы?! (с пиктограммой «обедать»)
- Прочитаем, какое определение дает этому слову толковый словарь. (Приложение 2) - К истокам слова: «В древности слово «обед» означало не сам прием пищи в середине дня, как теперь, а время до и после еды. Поэтому оно и построено от корня –ед- (то есть «еда»), и приставки об-. Но в процессе развития русского языка произошло объединение приставки и корня. Теперь в настоящее время все слово является корнем.» - Выделим ударение в слове «обед» и запишем его транскрипцию. - Совпадает или расходятся произношение слова с его написанием? (расходятся) - Какие опасные места вы определили? (Безударная гласная и парная согласная на конце слова) - Сможем ли проверить орфограмму безударная гласная? (Нет, это непроверяемая безударная гласная. Написание надо запомнить) - Какую из данных орфограмм мы можем проверить? (Парная согласная) - Что для этого нужно сделать? (Подобрать проверочное слово так, чтобы парный согласный оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком. Изменить форму слова, или подобрать однокоренное слово.) - Подберем проверочное слово: обед – обеды. |
учителя.
звуковую характеристику, выделяют орфограммы. | ||
| |||
«обед». - Перед Вами слова. Какое значение они имеют к слову «обед»? - Разделите слова на две группы. Какие группы получились? (имя прилагательные и глаголы) - По какому признаку вы определили глаголы? (по вопросу) - Какой частью речи является глагол? (самостоятельной) - Что обозначает глагол?
- Прочитайте поговорку. Как вы понимаете смысл этой поговорки? (Приложение 2) - Найдем в этом предложении глаголы и объясним их значение. (ответы детей) - Спишите данную поговорку. !!! Если у обучающихся появляются вопросы (проблема) перед записью предложения, то учитель предлагает ознакомится с вариантами записи поговорки. - Проверим, как правильно вы записали предложение. (На доске 4 варианта записи этой поговорки) - Еще раз посмотрите на предложение. Перед какими словами возникли проблемы в выборе написания слова НЕ? (Перед глаголами) - Сформулируем тему нашего урока: Правописание НЕ с глаголами (Обучающие записывают в тетрадь – НЕ с глаголами) |
среди слов определить глагол, какую часть речи называют глаголом, какую роль выполняют глаголы.
однокоренное слово к слову «обед». Высказывают свое мнение на поставленные вопросы учителя.
свои знания.
формулируют тему урока.
| ||
по теме урока. - Возьмите лист с пиктограммой «подумать». (Приложение 3) - Ознакомьтесь с вопросами, которые мы в течении урока исследуем. Проставьте знак «+» в определенной колонке: V – я знаю ответ на вопрос. ! – смогу ответить, но мне нужна помощь. ? – я не знаю ответ на вопрос, для меня это новая информация. - Опираясь на данные вопросы, давайте составим цели для нашего исследования. Узнать, какой частью речи и чем является слово НЕ. Узнать, как слово НЕ пишется с глаголами. - Откройте и посмотрите на карту исследования. Чтобы вы к концу урока смогли ответить на поставленные вопросы в таблице, будем поэтапно заполнять карту. |
| ||
| |||
- Послушайте небольшое стихотворение. (Учитель читает стихотворение) (Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Все делать очень живо. Частица НЕ – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьет, не жнет, и не кипит, Книг не читает, не поет, Другим работать не дает. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно!) - Что вы узнали из стихотворения о глаголе и слове НЕ? - Чем является слово НЕ? - Как пишется частица НЕ с глаголом? - Давайте убедимся в правильности рассуждений и откроем страницу учебника 78. Прочитаем правило тетушки Совуньи. - Подтвердились ли ваши предположения? - Вернемся к нашей карте исследования. - Какие ячейки карты исследования вы уже можете заполнить? - Вернемся к нашей поговорке. Можем ли мы теперь правильно записать данное предложение? - Запишите правильно поговорку в рабочую тетрадь. Подпишем части речи и подчеркнем пробел между частицей и глаголом. |
учителя.
руководством учителя подписывают части речи и подчеркивают орфограмму. | ||
ФИЗМИНУТКА | |||
| |||
закрепление знаний) - Поработаем с упражнением 135. - Познакомьтесь с текстом стихотворения «Не». - Почему автор так назвал стихотворение? К чему призывает автор? А что еще нельзя делать на уроках или переменах? Приведите примеры, употребив глаголы с частицей НЕ. - Сейчас вы поработаете самостоятельно. Выполните задание по плану: 1. Найдите глаголы с частицей НЕ. 2. Сделайте вывод о написании НЕ с глаголами. 3. Выпишите эти глаголы в тетрадь, подпишите части речи и подчеркните новую орфограмму (пробел между частицей и глаголом). 4. Запишите еще 2 глагола с частицей НЕ на тему «Правила поведения в школе».
задания. - Заполним ячейку в карте исследования. Какое же значение придает частица НЕ предложению? |
тетради.
своих неправильных действий. | ||
- Возьмите лист с пиктограммой «обсудим». (Приложение 4) - Прочитаем предложения. Чем являются эти предложение? - Объясним смысл пословиц. - Сейчас вы поработаете в парах. Вспомните правила работы в парах. (Не)навидеть (не)умеешь – врага (не)победишь. Ошибается тот, кто ничего (не)делает. Лодырю всегда (не)здоровится. - Проверим правильность выполненного задания. - У всех все получилось? - В каких словах вы допустили ошибки? (ненавидеть, нездоровится) - Как вы думаете, почему эти два глагола не пишутся раздельно с НЕ? - Возьмите и откройте карточку с восклицательным знаком. Прочитайте слова. (Приложение 5) Негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровится, неволить. Как называются такие слова? Что означает восклицательный знак зеленного цвета? (Слова надо запомнить)
слова без не-; объяснить смыл прочитанных слов без не-. - Данные слова не употребляются без НЕ. НЕ – это часть слова (корня или приставки). - Сделаем вывод: большая часть глаголов может употребляться, как и в положительном значении, так и в отрицательном, с помощью частицы НЕ. Но вы познакомились со словами, которые употребляются только в отрицательном значении. |
слушают мнения своих одноклассников; делают коррекцию своих неправильных действий.
| ||
| |||
- Вернемся к нашей карте исследования. Мы заполнили все ячейки карты?! - Какой вопрос мы еще не исследовали? - Слова нашей речи – это части речи. На какие две группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные) - Какие самостоятельные части речи вы уже знаете? (имя существительное, глагол, имя прилагательное) - По какому признаку определяем самостоятельные части речи? (по вопросу) - Вспомните, можем ли задать вопрос к служебным частям речи? - Задайте вопрос к частице НЕ. Получается?! - Делаем вывод: частица НЕ – служебная часть речи. Заполните оставшуюся ячейку в карте исследования. - Вернемся к нашим вопросам, которые мы исследовали на протяжении урока. - Проставьте знак «+» в определенной колонке другим цветом: V – я знаю ответ на вопрос. ! – смогу ответить, но мне нужна помощь. ? – я не знаю ответ на вопрос, для меня это новая информация.
- У кого остались нерешенные вопросы? (Если у обучающихся остались нерешённые вопросы, проводится индивидуальная работа с помощью одноклассников). - Подведем итоги. Какую тему вы на уроке исследовали? - С какой орфограммой познакомились? - С какой группой слов познакомились? |
учителя. | ||
| |||
- Предлагаю оценить свою работу на уроке. Продолжите предложение. |
| ||
Дополнительный материал: карточки: таблица с вопросами для исследования, карта исследования; карточка со словарным словом; карточка с заданием для парной работы. *Дополнительное задание (см. по времени) - Поработаем с упражнением 136. - Прочитайте пословицы, объясните их смысл. - Как будете писать частицу НЕ с глаголом? - Запишите одну из пословиц. Подписать части речи и подчеркнуть пробел между частицей и глаголом. (1 колонка – 1 пословица, 2 колонка – 2 пословица, 3 колонка – 3 пословица) Предлагается выполнить взаимопроверку упражнения. |
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.
Программа Русский язык. Т. Г. Рамзаева. Тема: Правописание частицы не с глаголами ....
Конспект урока по русскому языку по теме: «Правописание частицы не с глаголами» в 3 классе
Расширить знания о служебных частях речи;познакомить с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями;развивать устную и письменную речь у...
конспект урока по русскому языку"Правописание частицы не с глаголами"
Знакомство с понятием частица. Умение находить частицу не. Применять правило написания частицы не с глаголами. Слова исключения....
Конспект урока русского языка "УПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ».
Употребление и правописание частицы НЕ с глаголами....
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)
Цели:1. Ознакомление с ролью частицы и её раздельным написанием сглаголом....
Конспект урока по русскому языку, тема урока:"Правописание частицы "не" с глаголами", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о раздельном и слитном написании частицы "не" с глаголами. Задачи урока: выявит степень усвоения обучающимися знаний о раздельном написании частицы "не"с ...
Конспект урока русского языка "Правописание частицы "не" с глаголами".
Конспект урока русского языка "Правописание частицы "не" с глаголами"....