Конспект урока русского языка "Правописание частицы "не" с глаголами".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока русского языка "Правописание частицы "не" с глаголами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_konkurs.rar45.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 6

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ

Краевой конкурс

«Мультимедийный урок 2014 года»

Номинация «Лучшая разработка для начальной школы»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме:

«Правописание частицы «не» с глаголами»

Подготовила:

 учитель начальных классов

МОАУ СОШ № 6

Поварницына Юлия Николаевна


Цели:

  • Познакомить с отрицательной частицей  «не».
  • Развитие умений писать глаголы с частицей «не», графически обозначать орфограмму.
  • Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов

Ход урока

  1. Актуализация знаний
  1. Организационный момент

Словарная работа.

  1. Стихотворение Александра Шибаева.

– Выпишите словарные слова к теме «Гардероб». Запишите ещё одно слово: платок.

– Что общего между словами платье и платок? (Часть плат). Это древнерусское слово, оно лежит в основе этих слов и означает «кусок материи». http://www.efremova.info/word/plat.html#.Uy7ihMG9pj0

 Слово плат используется в художественно-поэтической речи. Например:

«Софья схватила с кровати чёрный плат, накинула на голову и встретила князя» (А.Н. Толстой) или

 «А ты всё та же: лес, да поле, да плат узорный до бровей...» (А. Блок).

– Как вы запомните правописание слов платок, платье?

2. – Составьте и запишите со словом платок словосочетания к схемам:

Прил. – платок             платок – сущ.

Глагол – платок

(Красный платок, платок с каймой, закутаться в платок.)

Повторяем то, что знаем.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1f1dd866-c1f1-4269-8c7f-7daa30cc9622/%5BNS-RUS_3-26%5D_%5BIM_052%5D.swf

  1. Формулирование проблемы

– Попробуйте подобрать название к стихотворению.

Завести велели мне                       Я согласен даже не

Новые привычки:                           Рисовать на карте!

Никогда девчонок не                     И согласен даже не

Дёргать за косички!                     Танцевать на парте!

Никогда с братишкой не             Но не смейте делать мне

Драться за обедом!                      Никаких упрёков,

На уроках больше не                    Если даже я и не

Говорить с соседом!                    Выучу уроков.

После вариантов ответов детей учитель предлагает авторский вариант – стихотворение называется «Не».

– Как вы думаете почему?

– Что же обозначает это слово?

– Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? А с какими словами оно употребляется?

– Предположите, какая будет тема урока. (Не с глаголами.)

Запись темы на доске.

– Какие вопросы у вас возникают? Всё ли здесь вам понятно? (Что такое не? К какой части речи относится? Когда это слово употребляют в речи? Как пишется не с глаголами? и др.)

– Составим план урока.

III.  Изучение нового

1. Наблюдение над употреблением частицы не.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38d10548-311e-4921-ac5c-cfb5996643d8/%5BNS-RUS_3-27%5D_%5BIM_056%5D.swf

Запись на доске:

Успела – не успела

Написала – не написала

– Посмотрите, как записаны глаголы с не. Какое будет значение в записанных парах слов? (Противоположное.)

– Что же придаёт отрицательный смысл? (Слово не.) За такой смысл это слово (оно называется частица) и получило название «отрицательная частица».

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a4a228e5-4326-4ecd-a029-ecc5ed0a8894/%5BNS-RUS_3-27%5D_%5BMA_058%5D.swf

  1. Чтение правила в рамке учебника на с. 112.

Работа с правилом

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db85b957-9279-4824-ab47-4680ed9e3eab/%5BNS-RUS_3-27%5D_%5BQS_057%5D.html

4. Работа с иллюстрацией в начале параграфа (с. 112).

– Что делает Афанасий? (Показывает, что частицу не надо писать раздельно.)

– Как вы напишете эту фразу? Почему? Запишите её в тетради. (Не забудь!)

– Это для вас закон.

  1. Развитие умений

1. Упр. 361

а) Дети объясняют смысл пословиц, где это необходимо.

б) Запись пословиц по вариантам.

I вариант: первые 3 пословицы;

II вариант: 3 следующие пословицы.

2. Упр. 362

3. Упр. 363

4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/81b9e499-1262-4069-896e-df466d48d6b8/%5BNS-RUS_3-27%5D_%5BQS_060%5D.html

V. Итог урока

http://pedsovet.su/load/28-1-0-38648

– Изобразите изученную орфограмму в виде схемы.

  1. Домашнее задание

Упражнение 7, с. 119.


Источники информации:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2-х ч. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2013.
  2. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 3 класс, автор: Л. Ю. Комиссарова
  3. Методические рекомендации для учителя по русскому языку 3 класс, авторы: Е. В. Бунеева, Н. А. Исаева
  4. http://www.zavuch.info/uploads/methodlib/2013/1/9/russkij-yazyik-3-klass.docx
  5. http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/382


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Употребление глаголов в разных временных формах"

Конспект урока русского языка по теме "Употребление глаголов в разных временных формах" 2 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка. Тема: Глагол. Проверим и оценим свои достижения.

Тема: Глагол. Проверим и оценим свои достижения. Совершенствовать навык распознавания глаголов среди других частей. Цель урока:  Диагностика успешности ученика на уроке. Тема изучается ...

Конспект урока русского языка Тема: Глагол.

Цель деятельности учителя: Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом....

Конспект урока русского языка "Спряжение глагола"

Конспект урока русского языка по теме "Спряжение глагола" в 4 классе...

Конспект урока русского языка - тема: Глагол.

Планируемые результаты личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; совершенствовать умение слу...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы».

Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое глагол-синоним, глагол-антоним;- умет...