Конспект урока по русскому языку по теме: «Правописание частицы не с глаголами» в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Расширить знания о служебных частях речи;
познакомить с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами;
познакомить с глаголами-исключениями;
развивать устную и письменную речь учащихся;
развитие мышления, интуиции и «чувства языка»;
развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать;
развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения;
воспитание гигиенических правил письма, бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке;
повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_chasticy_ne_s_glagolami.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №402
Конспект урока
по русскому языку
по теме:
«Правописание частицы не с глаголами»
в 3 классе
учитель начальных классов
Васильева О.А.
Тема: «Правописание частицы не с глаголами»
Цели:
- образовательные
расширить знания о служебных частях речи;
познакомить с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами;
познакомить с глаголами-исключениями
- развивающие
развивать устную и письменную речь учащихся;
развитие мышления, интуиции и «чувства языка»;
развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать;
развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения
- воспитательные
воспитание гигиенических правил письма, бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке;
повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
Образовательные технологии:
- ИКТ
- обучение в сотрудничестве (групповая работа)
- развивающее обучение
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного утра, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок.
2.Минутка чистописания.
ть ти ть ти
Учить - ум точить.
-Перед вами пословица. Прочитайте ее про себя. Как вы ее понимаете? (Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, многое и может.)
-Какой частью речи выражены слова в данном предложении? Напишите это предложение у себя в тетрадях.
-А что вы знаете о глаголах, давайте вспомним.
-Что такое глагол?
-Как изменяются глаголы ? (по временам и числам).
3.Постановка учебной задачи.
-Знаете ли вы, что в русском языке есть части речи «слуги»?
Их так и называют служебные части речи. Служебные части речи «обслуживают» так называемые знаменательные слова-слова, которые называют предметы, их действия, различные признаки, т.е. имена существительные, глаголы, имена прилагательные Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, ни признаков. С некоторыми из них вы уже знакомы.
Догадайтесь, какие служебные части речи пропущены в данных предложениях.
Лучше быть бедным … здоровым, чем богатым … больным.
Кошка спит, … мышку видит.
Кто … мною в дождик вышел, … того я- вроде крыши.
-Да, вы правы. К служебным частям речи относятся союзы и предлоги.
-Какую роль они выполняют? (Предлоги служат для связи слов в предложении. Союзы служат для соединения однородных членов предложения и связи простых предложений в составе сложного.)
-Сегодня мы поговорим еще об одной части речи. Выясним, какой смысловой оттенок она придает. Для этого вы должны разгадать кроссворд, где спрятаны словарные слова.
4.Словарная работа.
-Разгадайте слова по горизонтали.
1)Маленький кустарник семейства брусничных с круглыми черно-синими сладкими ягодами.(черника)
2)Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.(маляр)
3)Военный человек, воин.(солдат)
4)Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.(газета)
5)Желание есть. (аппетит)
6)Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.(цитата)
7)Душистый, приятный запах.(аромат)
черника
маляр
солдат
газета
аппетит
цитата
аромат
-Итак, какое слово получилось по вертикали? (частица)
5. Введение темы урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи, а точнее с частицей не. Рассмотрим, как она связана с глаголом.
6. Работа по теме.
А)Наблюдение за смысловым значением глаголов с частицей не и без нее.
-Ребята, посмотрите на данные слова.
Негодовать Не болеть
Недоумевать Не читать
Ненавидеть Не помогать
Неистовствовать Не слышать
Недомогать Не найти
Ненавидеть Не любить
Нездоровится Не отвечать
- Что между ними общего?
- Чем они отличаются друг от друга? Почему?
- Сформулируйте правило написания не с глаголами.
- - Что обозначает частица не? (запрет на действие).
Б) Работа с учебником.
-Найдем в учебнике правило и прочитаем его. (стр.91)
7.Закрепление изученного.
А)Упражнение в написании не с глаголами. Рубрика «Говори правильно!»
-Внимание! Прочитайте про себя, как надо произносить глаголы жить и быть с частицей не в прошедшем времени, обращая внимание на ударение.
Не был, не было, не были, не была.
Не жил, не жило, не жили, не жила.
-Задание. Спишите предложения. Раскройте скобки. Поставьте ударение в глаголах с не.
У нас (не)было времени пойти в кино. В этом городе я раньше (не)жила. Сергей и Валя (не) были на экскурсии в музее.
Б) Синтаксический разбор предложения.
-Сделаем синтаксический разбор последнего предложения.
В) Фонетический разбор.
-А теперь сделаем фонетический разбор слова жить самостоятельно в своих тетрадях, а один человек поработает у доски.
(Взаимопроверка)
8. Подведение итогов урока.
-Итак, мы вспомнили два вида разбора, поупражнялись в правописании частицы не с глаголами. А теперь отдохнем.
9.Физминутка.
10.Знакомство с глаголами-исключениями.
-Всем известно, что русский язык очень богат и сложен. В нем есть слова, которые не употребляются без не, т.е. пишутся с не слитно.
-Послушайте шуточное стихотворение. Подумайте, какие слова употреблены неверно.
Кто не может жить без не?
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье.
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже ,
Пробегала пролазные лужи
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
.Шли суразный дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
-Что рассмешило вас в этом стихотворении? (Много слов было употреблено без не, что невозможно)
-Объясните значения некоторых слов, например: неряха, (неряшливый человек), ненастный (дождливый, пасмурный), недотёпа (неуклюжий, во всём неловкий, неповоротливый, нескладный человек), невежа (грубый, невоспитанный человек).
-Это все были имена существительные, прилагательные. А вот какие глаголы употребляются без не? Это вам предстоит самим выяснить.
-Как будем проверять? Ваши рассуждения.( Отбрасывать частицу не)
-Я диктую вам слова. Вы их записываете в своих тетрадях. Если глагол не употребляется без не , то он пишется слитно. А рядом с таким глаголом ставите ! (восклицательный знак).
Не говорю, не умел, недоумевать, не любит, неволить, не бояться, ненавидеть, не знает, негодовать, невзлюбить.
-Внимание! Написание этих глаголов-исключений из правил вам нужно запомнить.
9.Закрепление нового материала.
А) Самостоятельная работа.
-Проверим, насколько хорошо вы поняли тему урока, как вам запомнились глаголы-исключения. У каждого из вас на парте лежит листок с пословицами и поговорками. Задание по вариантам: списать, раскрыв скобки.
1вариант: Кто (не)работает, тот (не)ест. Потчевать велено, а (не)волить грех. Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.
2вариант: Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. (Не)домогать- (не)значит болеть. Каши маслом (не)испортишь.
(Самопроверка)
Б) Мгновенная проверка знаний
Учитель диктует учащимся список слов, правописание которых он хочет проверить (их 15). Во время диктовки ученики заполняют слева направо перфокарту – табличку, представляющую собой 15 одинаковых квадратиков (то есть, сколько слов, столько и квадратиков). В каждую клеточку квадрата вписывается одна из двух букв (или другие условные знаки) в зависимости от принятого решения (предположим, а или б). По окончании работы ученик соединяет линией одинаковые буквы (выбирая а или б по договоренности с учителем), в результате чего получается определенный рисунок. Если получившийся рисунок совпадает с проверочным рисунком – ответом, который имеется у учителя, то задание выполнено правильно)
- ( не) брать
- (не) бросить
- (не) расти
- (не) собирать
- (не) ходить
- (не) обижать
- (не) домогать
- (не) волить
- (не) годовать
- (не) умыться
- (не) сварить
- ( не) хвалить
- (не) указывать
- (не) забегать
- (не) раскрыть
10.Развитие речи.
-Найдите на партах вторую карточку. Перед вами вопросы. Вы должны ответить на них, используя данные в скобках глаголы с частицей не. Работаем в парах.
1)Как школьники относятся к книге?(Рисуют на страницах)
2)Как ты относишься к малышам?(Обижаю, дерусь, ссорюсь)
3)Как мы ведем себя на уроках?(Шумим, вертимся, разговариваем громко)
4)Какие правила уличного движения ты соблюдаешь?(Играю на проезжей части улицы)
5)Как ты бережешь природу во время прогулки в лес? (Топчу траву, рву цветы, ломаю ветки)
11. Подведение итогов урока.
-Урок подходит к концу. Подытожим все то, о чем говорили на уроке.
-Какие части речи называются служебными?
-Для чего служат предлоги?
-Для чего служат союзы?
-Какой оттенок придает частица не глаголам?
-Как пишется частица не с глаголами?
-Какие исключения из правил вы запомнили?
12. Рефлексия
1.На уроке я работал …
2.Своей работой на уроке я …
3.Урок для меня показался …
4.За урок я …
5.Мое настроение …
6.Материал урока мне был …
12. Домашнее задание.
Упр.126, выучить глаголы-исключения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова
Цели: 1. Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...
открытый урок русского языка по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" 4 класс
открытый урок русского языка по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" 4 класс с УУД...
Конспект урока русского языка на тему "Правописание частицы НЕ с глаголами" (2 класс)
Учебные задачи, направленные на достижение метопредметных результатов (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролир...
Презентация по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться у глаголов" 4 класс
Презентация по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться у глаголов" 4 класс...
Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных гласных в корне слова." 3 класс
Педагогическая цель: Создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова;Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный,, практичес...
Конспект урока русского языка на тему: "Правописание -ться и -тся в глаголах"
Техническая карта урока русского языка на тему: "Правописание -ться и -тся в глаголах" 4 класс УМК "Школа России"...