Конспект урока русского языка "УПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Борина Ольга Вячеславовна

Употребление и правописание частицы НЕ с глаголами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                       КОНСПЕКТ  УРОКА  РУССКОГО  ЯЗЫКА     

ТЕМА:  «УПОТРЕБЛЕНИЕ  И ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С  ГЛАГОЛАМИ».

ЦЕЛИ: * познакомить с ролью частицы НЕ, с её раздельным написанием с глаголами;

             * повторить изученные орфограммы, части речи;

             *развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать.

КЛАСС: 3 «В»

УЧИТЕЛЬ:  Борина О.В.

1.Организационный момент

2.Повторение изученных орфограмм, частей речи

на  доске, у каждого на парте образцы письма

дети работают в парах, затем работа проверяется

Устроил – глагол, н.ф. – устроить, в п.в., м.р., ед.ч.

3.Наблюдение над смысловой ролью частицы НЕ

Ответы записываются на доске (1 столбик)

Ответы записываются во 2 столбик

       

ХОД  УРОКА

 - Прозвенел звонок. Начинается урок.

 - Встаньте ровненько, расправьте плечи, улыбнитесь друг другу.

 - Садитесь.

- Утром почтальон принёс мне письмо. После его прочтения, голова у меня заболела. Посмотрите, что в нём написано:

    Код пушок – бальшой праказник.

   Он себе устроил празник.

    Утром код зобрался в банку,

    Сел у бабки всю сметанку.

- Вам  необходимо отыскать все допущенные ошибки, объяснить орфограммы, подобрать, где надо проверочные слова.

- С орфографией вы справились, а теперь найдите в тексте часть речи, которая бывает одушевлённой  и неодушевлённой. Как называется эта часть речи?

- Как называется часть речи, которая указывает на признак предмета? Найдите в тексте.

- Найдите в этом тексте часть речи, которая обозначает действие предмета?

- Расскажите мне всё, что вы знаете о глаголах.

- Письменно сделайте морфологический разбор глагола УСТРОИЛ.

- Почему же ученик допустил столько ошибок? Отвечайте только глаголами.

                  НЕ  УЧИЛ                           УЧИЛ

                  НЕ ДУМАЛ                        ДУМАЛ

                  НЕ СЛУШАЛ                      СЛУШАЛ

                  НЕ ТРУДИЛСЯ                  ТРУДИЛСЯ

                  НЕ РАБОТАЛ                    РАБОТАЛ

- Ученик не сделал бы столько ошибок, если бы он …

- Сравните по смыслу глаголы первого столбика и второго.  (Глаголы первого столбика отрицают действие).

- Что указывает на отрицание действий? (маленькое слово НЕ)

- Как написана частица НЕ с глаголами?

- А знаете почему? Слушайте сказку:

                                                     Сила любви.

      Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный глагол. Печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

4.Первичное закрепление

работа с пословицами

3 ученика  у доски

5.Физминутка  (релаксация)

6. Творческая работа

Самостоятельно записывают в тетрадь.  

Проверка.

7.Выборочный диктант

Проверка

      Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянным в своих чувствах.

     Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

     Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям, учебникам, книгам, по всему белому свету.

-   Заглянул Глагол в библиотеку, нашёл пословицы, а прочитать не может. Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите!

Составьте пословицы, объясните их смысл.

Кто  (не) работает                          (не) сидеть на печи.

Есть калачи -                                       торопись делом.

(Не) спеши языком,                           тот (не) ест.

- Прочитайте глаголы с частицей НЕ.

- Как написали эти слова, почему?

                                    Игра «Дождь в лесу»

Учитель читает текст, дети выполняют действия.

- В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищая от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спине). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

-  Зашёл  Глагол и к нам в школу, решил прочитать «Правила поведения на уроке». А там все глаголы с частицей НЕ. Как вы думаете, что там было написано?

 - Как написали глаголы с частицей НЕ?

- Выписать глаголы с частицей НЕ.

 Береги книгу! Не бери её грязными руками и не клади на грязный стол. Не перегибай книгу и не загибай у неё листов. Если ты взял книгу в библиотеке, то не забудь вернуть её в срок.

8. Итог урока

Д.з. стр.222 выучить правило, упр. 592

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- На что указывает частица НЕ?

- Как пишется частица НЕ с глаголами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....

Конспект урока русского языка "Правописание частицы "не" с глаголами".

Конспект урока русского языка "Правописание частицы "не" с глаголами"....

Конспект урока русского языка "Отрицательная частица НЕ. Правописание НЕ с глаголами"

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Правописание частицы НЕ с глаголами”....

Конспект урока русского языка "Правописание частицы НЕ с глаголами" 4 класс

Урок русского языка  «Правописание частицы НЕ с глаголами» 4 класс по учебнику А.В. Поляковой разработан в соответствии с ФГОС. Этот урок подойдёт и для работы с другими учебниками. На уроке...

Конспект урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание частицы не с глаголами»  Цели деятельности учителя:формирования умения написания частицы не с глаголами.Планируемые результаты...

Конспект урока русского языка "Правописание частицы не с глаголами" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование  навыка  раздельного  написания  глаголов  с  частицей  НЕ; ознакомление...

Конспект урока русского языка "Правописание частицы не с глаголами" (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: Правописание частицы не с глаголамиЦели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не ...