Конспект урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кучмелева Динара Булатовна

Тема "Времена глаголов"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать понятие «Время глагола»;
  • Знать виды времен глагола;
  • Уметь определять время глагола;
  • Закреплять знания о части речи «глагол».

Личностные:

  • Проявлять дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность, активность;
  • Учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
  • Осознавать важность изучения русского языка;

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: презентация, конспект, раздаточный материал (карточки), учебник  УМК «Школа России»

 3 класс 2ч; Рабочая тетрадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_glagolov.docx128.26 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                   ФИО Учителя: Фадеева Е.И.

Школа: МОУ СОШ №4                                                                                   ФИО Методиста: Солопова Т.В.

Класс: 3                                                                                                         ФИО Студента: Кучмелева Д.Б.

Кабинет: 

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Времена глагола»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать понятие «Время глагола»;
  • Знать виды времен глагола;
  • Уметь определять время глагола;
  • Закреплять знания о части речи «глагол».
  • Личностные:
  • Проявлять дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность, активность;
  • Учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
  • Осознавать важность изучения русского языка;

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: презентация, конспект, раздаточный материал (карточки), учебник  УМК «Школа России» 

 3 класс 2ч; Рабочая тетрадь.

Этап урока, методы и приемы

Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

Прочитайте поговорку «Делу время, потехе час»                                                                                  

 - О чём эта поговорка?

- Что такое время?

- Какое бывает время? Подберите прилагательные.

- Я, надеюсь, что мы проведём время с пользой,   вы получите новые знания.

Готовят рабочее место

-Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Подводящий диалог

Практический: упражнение устное

3 мин

Откройте тетради, записываем число: Восьмое апреля. ; Классная работа.

Говорит, бег, трудящийся,

лепить, аукают, глядеть, обидели, осмотр, ласкал.                  

- Выпишите глаголы. Подчеркните орфограммы.

-  Для того, чтобы проверить правильность выполнения работы, подчеркните первые буквы слов.

- Соедините  их в слово. Какое слово  получилось?

- Как вы определи глаголы?

- Подчеркните  глаголы,  стоящие в неопределённой форме. Проверка. Докажите.

- Напишите предложение.

Уч.ники на уроке ру..кого .зыка г.вор.т о глаголе.

Проверка орфограмм.

- Сравните глагол «говорят» с глаголом, написанным в начале урока.

- Чем они отличаются?   (Окончанием.)

- Почему изменили окончание? (Изменилось число.)

ИТОГ  - Мы знаем, что глагол изменяется по числам. От чего зависит число глагола

- Говорит, лепить, аукают, глядеть, обидели, ласкал

- Глагол

- По вопросу, что обозначают

- Лепить, глядеть (что делать?)

- Окончанием

- Изменилось число

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

Подводящий диалог

3 мин

Послушайте стихотворение

- Рыженький котик сидеть на окошке

И увидеть он знакомую кошку.

Он ей песню спеть,

А потом поесть.

Вот теперь сидеть

И в окно глядеть.

Кисонька мурлыкать,

Кота к себе кликать:

Пойдем, котичек, на улицу гулять,

Курочек соседских попугать.

- Почему вам было смешно?

- Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно. О чём я говорю? Что это такое? Как вы это понимаете?

- О чем мы будем говорить сегодня?

- Наша сегодняшняя тема «Времена глагола»

- Какую цель поставим перед собой?

- Часы, дни, времена года, сутки

- О времени.

- Изучить понятие «Время» и виды времени глагола. Научиться определять время у глаголов.

 Р: принимают и сохраняют учебную задачу

IV. «Открытие» нового знания

Словесный:

Беседа

Объяснение

Формулировка определения

 

10 мин

- Ребята, посмотрите внимательно в окно. Составьте и запишите предложения о том, что происходит в настоящее время за окном.  Прочитайте глаголы. На какие вопросы они отвечают? Что можно сказать о них?

- А теперь напиши предложения о том, что уже произошло. Прочитайте глаголы. На какие вопросы они отвечают? Что можно сказать о них?

- Составьте предложения о том, что произойдет. Прочитайте глаголы. На какие вопросы они отвечают? Что можно сказать о них?

- Откройте учебник на стр. 112, Прочитайте правило.

- Назовите времена глаголов.

- На какие вопросы отвечает глагол настоящего времени? Что обозначает?

-  На какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени? Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает глагол будущего времени? Что обозначает?

- Выполним упр.195. Прочитайте задание.

- Прочитайте эти предложения. Назовите только те предложения, где глаголы в форме настоящего времени. Как определили?

- Назовите только те предложения, где глаголы в форме прошедшего времени. Как определили?

- Назовите только те предложения, где глаголы в форме прошедшего времени. Как определили?

- Запишите предложения по заданию. Проверяем.

- Светит солнце. Едут машины.

Что делает? Что делают? Действие происходит сейчас.

- Растаял снег. Пришла весна.

Что сделал? Что сделала? Действие произошло  уже .

- Скоро закончится урок. Что сделает? Действие произойдет позже, в будущем

- Прошедшее, настоящее, будущее.

- Выпишите из упр.195 три предложения в таком порядке: 1) с глаголом в наст.времени, 2) с глаголом в прошедшем времени, 3) с глаголом в будущем времени.

- Ярче греет солнце. Набухаю почки на деревьях. Летят на родину певчие птицы. Отвечают на вопрос: Что делает? Что делают?

- Кончились вьюги и метели. Прилетели грачи, На полях растаял снег. Отвечают на вопрос: Что  сделали? Что сделал?

-

 

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Динамическая пауза

Практический

1 мин

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Групповая работа

Практический:

коллективное

13 мин

- Сейчас вы поработаете в группах. У каждой группы будет своя форма глагола. Ваша задача описать определенное время: вопрос, что обозначают глаголы и привести примеры.

1 Группа: Настоящее время

2 группа: Прошедшее время

3 группа: Будущее время

- После выполнения, выберите троих ребят, которые расскажут об этой форме. Когда группа будет выступать, ваша задача отгадать о каком времени идет речь.

1 группа: Отвечает на вопрос: что делает? Что делают? Обозначают действие, которые происходят в настоящем времени, в момент речи. Примеры:

2 группа: Отвечает на вопрос: Что делал? Что сделал? Обозначают действия, которые уже произошли или происходили. Пример:

3 группа: Отвечают на вопрос: Что сделает? Что сделают? Обозначают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи. Пример:

К: работа в группе

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа

Практический:

Упражнение, проверочное, письменное, лексическое, текстовое.

9 мин

- Мы повторили с вами времена глаголов. Сейчас выполним упражнение самостоятельно. Упр.197, Прочитайте текст.

- Какие глаголы употреблены в переносном значении? Что они обозначают?

- Вставим орфограммы вместе. По цепочке каждый вставляет пропущенную буквы и объясняет орфограмму. C:\Users\Шамиль\Desktop\1710404.png

- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Укажите время и число каждого глагола как на образце.

- Перекатывается, встряхивает, ворчит – звуки грома. Вышел (начался), постучал, пробежал, поиграл – движение ветра.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь

П: выполнение заданий

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

VIII. Включение в систему знаний.

Словесный: беседа

Постановка вопросов 

3 мин.

1. Что нового узнали на уроке?

2. Кому новый материал показался сложным?

3. Ответьте + или - .

1) Глагол изменяется по временам и числам.

2) Глагол «читает» стоит в прошедшем времени.

3) Глагол «пробежит» стоит в будущем времени.

4) Глаголы думал и писал стоят в одном времени.

5) На вопрос что делает? отвечают глаголы настоящего времени, множественного числа.

Запишите д/з: стр.113, упр.199

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь

IX. Рефлексия деятельности

Словесный

беседа

3 мин

-Какую цель мы ставили перед собой? Как вы считаете, мы достигли её

-Ребята, оцените себя на уроке с помощью лесенки успеха.

Спасибо за урок!

Анализируют свою работу на уроке.

Р: анализировать собственную работу.

Р: Оценка и коррекция своей деятельности 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

"Прямая речь". Конспект урока русского языка в 4-м классе с презентацией ("Школа России")

Конспект урока, презентация, приложения в виде карточек для парной, групповой, самостоятельной работы....

"Имя прилагательное" конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс

Конспект урока русского языка  УМК  "Школа России" Т.Г.Рамзаева  2 класс...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Это удивительное имя существительное»

Данный урок является заключительным в изучаемой теме "Имя существительное" и подводит итог всему изученному на предыдущих урокаж. Урок планировался так, чтобы активизировать познавательную активность ...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

Конспект урока русского языка в 4-м классе «Состав слова». УМК "Школа России".

Урок по технологии критического мышления, здоровьесберегающей технологии, технологии оценивания на системно-деятельностной основе обучения....