Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)
план-конспект урока по русскому языку на тему

Смирнова Юлия Алексеевна

 

Конспект урока русского языка в 4-м классе

по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода".

 

(УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx43.15 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Юлия Алексеевна

МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»

Волосовский район

Педагогический стаж – 6 лет

Образование – высшее

Квалификационная категория – вторая

Заявленная категория для аттестации - первая

Конспект урока русского языка в 4-м классе

по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода".

(УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

2011 - 2012 уч. год

Класс: 4

Тема урока: "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода".

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Цели урока:  формирование умений писать падежные безударные              окончания имён прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой и мягкой основами; обучение проверке безударных окончаний имён прилагательных с помощью  падежных вопросов.

Задачи:

1. Формировать умение безошибочно писать безударные падежные окончания имен прилагательных женского рода.

2. Способствовать обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

3. Развивать  орфографическую зоркость.

4. Расширять кругозор младших школьников.

5. Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету.

6. Воспитывать аккуратность, усидчивость, прилежание и  любознательность в процессе учения.

7. Воспитывать умение работать в коллективе.

8. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:  учебник: компьютер, мультимедийное оборудование, (презентация),карточки с текстами, учебник, тетради.

        

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационный момент. 

Слышите, звенит звонок,
Говорит: “Начнем урок!”

Цель урока: закрепление умений правильного написания  падежных безударных окончаний имён                                                   прилагательных

2. Словарная работа

- Послушайте загадку. 

Тройка, тройка прилетела.

 Скакуны в той тройке белы.

 А в санях сидит царица –

 Белокоса, белолица.

 Как махнула рукавом –

 Все покрылось серебром.

. . .

 Я тепла не потерплю:

 Закручу метели,

 Все поляны побелю,

 Разукрашу ели,

 Замету снежком дома,

 Потому что я ...

- Правильно, это зима - замечательное, приносящее всем много радости время года.

- А что означают строчки:

Тройка, тройка прилетела.

 Скакуны в той тройке белы.

- Верно, это три зимних месяца. Назовите их.

- Ребята, а что объединяет эти слова помимо того, что это зимние месяцы.

- Молодцы. Правильно. Вот мы и подошли к словарной работе, с которой и начнём занятие.

- Новое словарное слово является неотъемной частью ВОЛШЕБНИЦЫ ЗИМЫ - это чудо можно наблюдать только зимою.

- Белая зимняя бахрома, наряд деревьев, ледяные кристаллы или зимняя "роса" .

- Что же это?

- Конечно это ИНЕЙ! Чтобы вам было легче запомнить новое словарное слово я предлагаю познакомиться с его происхождением, появлением в русском языке. Может быть у нас получится подобрать ПРОВЕРОЧНОЕ слово.  

1)Определим, что же такое ИНЕЙ воспользовавшись Толковым словарём Даля.

- Иней - снежная кристаллическая масса, образующаяся из водяных паров воздуха и оседающая тонким слоем на охлажденных предметах.  

   В любом жилом помещении в воздухе есть молекулы воды и любое окно в морозы будет холоднее стен. Поэтому влага из теплого воздуха попадает на холодное стекло и остается там в виде капелек воды, которые при сильных морозах превращаются в кристаллики льда.

     И вот, что еще интересно: иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах. А то, что осаждается на проводах, на ветках кустов и деревьев, называется - изморозь.

 Процесс образования изморози немного отличается от образования инея и до конца еще не изучен. Считается, что изморозь образуется в результате замерзания водяного пара и состоит из кристаллов льда, нарастающих на тонких длинных предметах при отрицательной температуре, слабом ветре и достаточном количестве водяного пара в воздухе (наличии тумана или густой дымки).

2) Проговорим слово орфографически, хором, вполголоса.

3)Запишем слово в тетради (я на доске), мысленно себе диктуя - ставлю ударение, букву Е подчёркиваю .

4)Определим происхождение изучаемого слова. 

- ИНЕЙ. Происхождение  слова. Общеславянское. Основа слова иней  образовалась от основы "индеветь", что означает "сверкающий", "блестящий". Следовательно проверочным  можно считать слово БЛЕСК с ударной гласной Е в корне.

А если вы  вспомните, что иней и снег это близкие по значению слова, то мы нашли ещё одно проверочное слово - ИНЕЙ - СНЕГ .

Запишем проверочные слова следующим образом:

ИНЕЙ - БЛЕСК, СНЕГ.

5)Подберём родственные, однокоренные слова.

Инеевый (узор), инейная (белизна), иневеть (покрываться инеем), заиневеть (углы в избе промёрзли - заиневели).

- Молодцы!

- А теперь я предлагаю вам вспомнить, отгадать уже известные вам словарные слова, которые ассоциируются у вас со словом ЗИМА. А вдруг и они имеют интересное происхождение.

- МОРОЗ - холодная погода, холодное время с очень низкой температурой. 

- МОРОЗ - производное (с перегласовкой о/е) от той же основы, что и "мерзнуть", "мерзкий". Старое "morzъ" > морз - оно и может быть проверочным, так как звук (о) находится в сильной позиции. А если вспомним близкое по значению слово холод, то определим ещё одно проверочное слово.

Вывод. МОРОЗ - МОРЗ, ХОЛОД.

Вспомним и назовём устно однокоренные слова.

МОРОЗ - МОРОЗНЫЙ, МОРОЗЕЦ, ЗАМОРОЗИТЬ, МОРОЗИЛКА, ПРИМЁРЗНУТЬ . . .

- ВЕТЕР - движение потока воздуха. Может быть: сильным, порывистым, слабым, западным, северным, . . .он разносит тополиный пух?  Он гуляет обычно на улице, а у некоторых — и в голове.

- ВЕТЕР. Происхождение  слова. Общеславянское. Образовано с помощью суф. тръ  от той же основы, что и веять. Первоначально было названием бога ветров. Совр. форма ветер — претерпела  изменения звука "ять" в е - еть.  "Сухой вей, т. е. ветер".

Вывод. ВЕТЕР - ЕТЬ.        ?

Вспомним и назовём устно однокоренные слова.

ВЕТЕР - ВЕТЕРОК, ВЕТРЕНЫЙ, ВЕТРЕНОСТЬ, . . .        ?

- КОНЬКИ - узкие металлические полозья, прикрепляемые к подошвам обуви для катания по льду. 

- КОНЬКИ. Искон. Уменьшительное - ласкательное от конь. Мн. ч. — как лыжи. Коньки названы по форме и функции (ранее, как правило, полозья спереди украшались фигурками, похожими на лошадиную голову).                                                               Вывод. КОНЬКИ - КОНЬ.                                                                                                Вспомним и назовём устно однокоренные слова.                                                       КОНЬКИ - КОНЁК, КОНЬКОБЕЖНЫЙ, КОНЬКОБЕЖЕЦ . . .

- ВАЛЕНКИ - зимняя обувь в виде сапог, изготовленная валянием шерсти. Валенки известны на Руси с XVIII в. 

- ВАЛЕНКИ . Искон. Произошло от  слова "валять", "вал" -"деревянная колотушка, валек".                                                                                                                                Вывод. ВАЛЕНКИ - ВАЛЁК                                                                                                Вспомним и назовём устно однокоренные слова.                                                       ВАЛЕНКИ  - ВАЛЕНОЧКИ, .

- Молодцы!

Вывод. Надеюсь, проделанная нами работа, не только оказалась интересной, но и познавательной. Она поможет вам быстро запомнить словарные слова.

3. Обобщение пройденного. Постановка цели урока.

- Ребята, наше занятие тесно связано с зимним временем года. Как вы думаете, почему?

- Верно, совсем недавно нас своим присутствием наконец-то порадовала ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА. 

- А какая она, зима?

- Ребята, обратите внимание, как подробно мы охарактеризовали долгожданную ЗИМУШКУ.

- К какой части речи относятся названные нами слова? 

- Что обозначают имена прилагательные?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные?

- Как можно определить род, число, падеж имени прилагательного?

- Как проверить правильность написания безударных окончаний

имён прилагательных ?

- Какого рода бывают имена прилагательные?

- Обратите внимание на названные нами прилагательные. В форме какого рода они стоят? Докажите.

- Как называется изменение по вопросам имён существительных и прилагательных?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Сегодня на уроке мы закрепим умение правильно писать  падежные безударные окончания имён  прилагательных единственного числа женского рода

4. Закрепление изученного материала.

- Самостоятельно заполняем таблицу, дописывая окончания прилагательных. С последующей проверкой.

- Работаем быстро, пишем красиво. 

И.п.

какая?

лёгк…

зимн…

сказка

Р.п.

какой?

лёгк…

зимн…

сказки

Д.п.

какой?

лёгк…

зимн…

сказке

В.п.

какую?

лёгк…

зимн…

сказку

Т.п.

какой?

лёгк…

зимн…

сказкой

П.п.

о какой?

о лёгк…

о зимн…

о сказке

- И.п. что? метель какая? лёгкая. В вопросе ударное окончание – ая, значит и в прилагательном -ая, -яя ...

Вывод.

- Какой можно сделать вывод?

- Соедини стрелками соответствующие прямоугольники

В итоге - правильно написать окончание прилагательного как женского, так и мужского и среднего рода нам поможет памятка:

                                                                   

Памятка.

 1.    Найти существительное, от которого зависит прилагательное, и поставить вопрос.

 2.    Определить падеж существительного. В этом же падеже стоит и прилагательное.

 3.   По вопросу и падежу узнать окончание.

                                 

4. Синтаксический разбор предложений

Пуш_стый сне_ медленно круж_тся в воздухе и падает на холодн__  землю.

- Записать предложение. Выделить орфограммы. Подчеркнуть грамматическую  основу.

5.  Тестовая работа.

- Выполните самостоятельно тест с последующей проверкой.

1)   6. Итог урока

      - Чем занимались сегодня на уроке?

- Спасибо за урок! Урок окончен!

7. Домашнее задание

- Зима

- Это зимние месяцы.

- Декабрь,  январь, февраль.

- Эти слова СЛОВАРНЫЕ

- Иней

- снежная

- холодная

- волшебная

- морозная

- сказочная . . .

- Имена прилагательные

- Признак предмета

- Какой?,какие?, какая?, какое?

- С именем существительным

- По родам, числам, падежам).

- По имени существительному

- По вопросу, по прилагательному с ударным окончанием

- Мужского рода, женского, среднего

- Определение по существительному, название окончаний, -ая, -яя

- Склонением

- "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода"

Имена прилагательные единственного числа женского рода ВО ВСЕХ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖАХ,  КРОМЕ ВИНИТЕЛЬНОГО  отвечают на вопрос какой? В винительном падеже - какую?

- Учились писать  падежные безударные окончания имён  прилагательных единственного числа женского рода

Проверить готовность учащихся к уроку. Приветствие гостей.

Презентация

Слайд №1 

Презентация

Слайд №2 

Словарные слова уже изучены детьми

Ребята пытаются отгадать слово по картинкам 

Презентация   Слайд №3  

Чётко выделяя гласные - первичное запоминание звукового образа

Усваивается графический, "рукодвигательный" образ слова

Презентация   Слайд №4  

На этом этапе учащиеся осознанно запоминают значение и написание слова

Презентация   Слайд №5  

Презентация   Слайд №6 

Презентация   Слайд №7  

Презентация   Слайд №8,9  

Презентация   Слайд №10,11  

Презентация Слайд №12

Презентация Слайд №13

Презентация Слайд №14

Презентация Слайд №15

Презентация Слайд №16

Презентация Слайд №17

(Приложение)

Выставление оценок


                                     

_________________________Девятнадцатое__января____________________________

____________________________Классная___работа.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 1

И.п.

какая?

лёгк…

зимн…

сказка

Р.п.

какой?

лёгк…

зимн…

сказки

Д.п.

какой?

лёгк…

зимн…

сказке

В.п.

какую?

лёгк…

зимн…

сказку

Т.п.

какой?

лёгк…

зимн…

сказкой

П.п.

о какой?

о лёгк…

о зимн…

о сказке

Таблица 2

Тест

1) Выберите верное утверждение.                                                                                  

А) Имя прилагательное  - это член предложения.                                                                          Б) Имя прилагательное  - это часть речи.                                                                                В)Имя прилагательное  - это часть слова.

2) Имена прилагательные согласуются с существительными в:                                  

А)  роде                       Б)  роде и числе                   В)  роде, числе, падеже.

3)Имена прилагательные женского рода имеют окончания:                                            

А) ое, ее                            Б) ая, яя                          В) ий, ый

4) Подчеркнуть имена прилагательные женского рода.                                        

 Наступила ранняя весна.                                                                                                    

Вся земля в цветном наряде.                                                                                                  

 Ранней весной мы ходим в лес.

                                                                   

                                                                 Памятка.

 1.   Найти существительное, от которого зависит прилагательное, и поставить вопрос.

 2.   Определить падеж существительного. В этом же падеже стоит и прилагательное.

 3.   По вопросу и падежу узнать окончание.

                                                        Самоанализ урока

Тема урока: "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода".

Тип урока: урок закрепление изученного материала.

Цели урока:

- формирование умений писать падежные безударные окончания имён прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой и мягкой основами;

- обучение проверке безударных окончаний имён прилагательных с помощью  падежных вопросов.

                                    Задачи, которые решала на уроке:

Образовательные: формировать умение безошибочно писать безударные падежные окончания имен прилагательных женского рода; способствовать обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Воспитывающие:  развивать  орфографическую зоркость; расширять кругозор младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету.

Развивающие:  воспитывать аккуратность, усидчивость, прилежание и  любознательность в процессе учения; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать бережное отношение к природе.

Работа на уроке была направлена на решение этих задач. Работа велась по плану, связки между этапами были логическими. После каждого этапа подводился итог проделанной работы. Для раскрытия нового материала использовала методы: репродуктивный, проблемного содержания материала, частично-поисковый, исследовательский.

       Были реализованы принципы научности, доступности и сознательности на уроке.

Для эмоционального восприятия материала я использовала демонстрационный материал - презентацию.

Учебный материал урока имеет воспитательные задачи: на этапе работы со словарными словами дети, сумели увидеть красоту природы в зимнее время и порадоваться ей.

                           

Результативность урока

Результативность по 1 задаче:

Урок содержал:

фронтальный опрос по изученному материалу, в результате которого учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цели урока;

индивидуальную работу - заполнение таблиц - окончаний имен прилагательных.

 Хочу отметить следующее:

словарная работа велась на основе этимологического анализа слов, с которым ребята знакомы со 2 класса;  

 на этапе закрепления изученного материала учащиеся самостоятельно вывели и сформулировали пункты памятки правильного написания окончаний имен прилагательных мужского, среднего и женского рода;

в конце урока школьники выполнили тестовую работу, которая показала хорошие результаты усвоения данной темы.

Результативность по 2 задаче:

В течение урока решала задачи развивающего характера: развитие внимания, памяти, мышления (умение сравнивать, обобщать, делать выводы); развитие речи учащихся.

На каждом этапе урока велась работа по активизации внимания, опоры на память.

На разных этапах урока учащиеся самостоятельно и под руководством учителя обобщали материал, делали выводы.

Думаю, что результативность по второй группе задач удовлетворяет требованиям программы.

Результативность по 3 задаче:

На уроке ставила и решала воспитательные задачи.

Развитие интереса к уроку – важная воспитательная задача, т. к. решив её, мы добиваемся хороших результатов успеваемости младших школьников, ведь интерес – важная составляющая мотивация обучения.

Чтобы урок был  интересным, на этапе знакомства с новым словарным словом воспользовалась этимологическим методом, который вызывает у учащихся интерес к истории образования, появления слова в русском языке. Словарные слова были объединены темой "Зима", что дало возможность показать школьникам красоту природы в зимнее время.  Самостоятельная работа детей с толковым словарем, заполнение таблиц и решение любимых ими тестов повысило интерес к уроку.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения "учитель - ученик".

Считаю, что урок цели достиг.

Представленную информацию заверяю.

Руководитель районной методический службы объединения учителей начальных классов                                                                                                        

                                                                                                           _____  Виноградова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка В 4 «А» классе. Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.Форма проведения урока: урок-семинар.Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Технологии: самооценка.Цель урока: обобщит...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 «А» КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.»

Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женскогорода, определять их падеж.Задачи:Образовательные:•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями именприлагательных женск...

Конспект урока русского языка по теме: "Текст-описание и роль в нем имен прилагательных"

Цели деятельности учителя: формирование понятия о тексте-описании и его отличительных признакахПланируемые результатыПредметные: уметь определять число имен прилагательных; уметь составлять текст-опис...

Конспект урока русского языка, УМК "Перспектива", 3 класс "Изменение имён прилагательных по родам и числам"

Цель деятельности учителя: формирование представление обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (род и число).Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяются имена...

Открытый урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение об имени прилагательном" с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Открытый урок русского языка в 4-м классе "Обобщение об имени прилагательном" Цель: - обобщить изученное по теме «Имя прилагательное»; развивать умения определять падеж и пр...

Конспект урока русского языка: " Составление текса-описания по репродукции картины Ф.М. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Составление текса-описания по репродукции картины Ф.М. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст ...

Конспект урока русского языка «Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» ( УМК "Школа России", 2 класс )

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?» Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста...