Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Это удивительное имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Федченко Алёна Владимировна

Данный урок является заключительным в изучаемой теме "Имя существительное" и подводит итог всему изученному на предыдущих урокаж. Урок планировался так, чтобы активизировать познавательную активность учащихся на всех  его этапах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fedchenko_a.v.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   

Конспект

урока русского языка во 2 – м классе

по программе «Школа России».

Тема «Это удивительное имя существительное»

                                                                  Учитель: Федченко Алёна Владимировна

                                                                  МБОУ «СОШ № 10»  г .Инты,      

                                                                  Республики Коми    

Технологическая карта

урока русского языка во 2 – м классе

по программе «Школа России»

«Это удивительное имя существительное».

  1. Планируемый результат.
  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном, как части речи.
  2. Вызвать потребность в грамотном письме.
  3. Выработать навыки работы со словарями.
  4. Научить детей составлять и записывать текст на заданную тему.
  5. Дать первоначальные сведения об оформлении деловых бумаг (письма).

     11. Исходя из планируемого результата, поставлены следующие цели и                               задачи.

Цели:

А)  Обучающая: закрепить и систематизировать знания учащихся о      грамматических признаках имени существительного; познакомить учащихся со словарями; показать их назначение и область применения.

Б) Развивающая: развивать навыки грамотного письма, орфографическую зоркость, речь, обогатить словарный запас учащихся.

В) Воспитательная: воспитывать чувство сострадания, стремления помочь окружающим, бережное отношение к птицам; вырабатывать навыки культурного общения.

Задачи:

  1. Обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущих уроках по теме «Имя существительное».
  2. Учить быстро ориентироваться в словарях.
  3. Продолжить работу по формированию умения проверять слова с изученными орфограммами.
  4. Развивать умение употреблять в устной и письменной речи имена существительные.

111. Методы:

  1.  Коммуникативный.

  2. Проблемно – поисковый.

1Y. Тип урока: урок обобщения знаний.

        Вид урока: комбинированный.

Y. Деятельностный подход:

Учитель:

 подготовка презентации к уроку со слайдами «Телеграмма», «Учёный совет», «Орфографический словарь», «Толковый словарь», «Этимологический словарь», «Образец оформления конверта», «Птицы».

Учащиеся:

три человека готовят сообщения об орфографическом, этимологическом, толковом словарях; повторяют правила о грамматических признаках имени существительном, правила написания слов с изученными орфограммами.

Разработка

урока русского языка во 2 – м классе

по программе «Школа России»

«Это удивительное имя существительное»

( Урок обобщения знаний по теме «Имя существительное»)

  1. Организационный момент.

Звенит звонок.

- Здравствуйте, ребята! Прозвенел для нас звонок, начинаем наш урок!

(Учащиеся садятся).

  1. Мотивация урока.

(Звучит мелодия песни «Кабы не было зимы».  Раздаётся стук в дверь.)

-  Кто–то опоздал?

(Входит почтальон Печкин)

- Здравствуйте! Ой, туда ли я попал? Это второй класс? Тогда эта телеграмма и конверт  для вас. (Вручает телеграмму и конверт).

 За ответом я позже зайду. (Смущённо уходит).

  1. Работа над темой урока.

- Странная телеграмма! Следы какие-то, слов не прочитать. (Открывается слайд «Телеграмма»)

Всем! Всем! Всем! Б*да!

Нагрянул в ле* суровый *нварь. На п*нёк сугро* намёл. Б*рёзу в ин*й одел. Загнал зв*рьков в норки. Лютует м*ро*. Голодно и холодно нам. Вот и просим мы помощи у человека.

Спасите! Не дайте погибнуть!

- Ребята, срочно нужна ваша помощь! Восстановите слова в телеграмме. Объясните написание слов и запишите их в три столбика по виду орфограмм (безударные гласные, парные согласные, непроверяемые безударные гласные).

(Учащиеся записывают слова в три столбика, объясняют написание слов).

Безударные гласные

Парные согласные

Непроверяемые безударные гласные

беда

лес

январь

пенёк

сугроб

берёза

зверьки

мороз

иней

- Какой частью речи являются все данные слова? Докажите.

- Назовите имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

- Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

- На какой вопрос отвечают остальные имена существительные? (что?)

- Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что?

- Как вы считаете, какое из слов лишнее? (зверьки, т.к. оно множественное число).

- Молодцы! Вы отлично поработали и справились с заданиями. А теперь немножко отдохнём.

Физминутка.

Имя существительное –

Очень удивительное!

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

(Приседания, повороты, наклоны на месте).

- Спасибо, ребята! А теперь прочитайте, пожалуйста, всю телеграмму.        ( Один ученик выразительно читает текст).

- Очень тревожное сообщение! Кто же его мог послать? Ой, а про конверт- то мы забыли! Что в нём? (учитель открывает конверт). Да здесь фотографии! (Достаёт фотографии, открывается слайд «Птицы»).

- Узнали? Назовите одним словом (птицы).

- Вот, оказывается, кто послал нам эту телеграмму! Ребята, а вы знаете названия этих птиц? (сорока, синица, снегирь).

- Какой частью речи являются данные слова? На какой вопрос отвечают?

- Давайте подпишем каждую фотографию. Кто знает, как правильно записать эти слова? (Дети советуют. Слово «сорока»  - знакомо. Слова «синица, снегирь» - новые. Высказываются разные мнения.)

  1. Словарная работа.

- Кто же прав? Я считаю, что нам не обойтись без помощи науки. Предлагаю созвать учёный совет. Вы знаете, что это такое? (нет).

(Слайд «Учёный совет»)

- На учёный совет приглашают образованных, знающих людей, которые обсуждают какую-нибудь проблему, советуются друг с другом и приходят к общему мнению. Представьте, что сегодня вы стали учёными. Итак, начинаем работу учёного совета. (Появляется надпись: «Просим соблюдать тишину! Идёт заседание учёного совета.»)

-- Почему мы сомневаемся какие гласные нужно писать в словах снегирь и синица?(они безударные)

- Можно ли проверить? Попробуйте подобрать проверочные слова. Какой вывод сделаем? (Эти слова с непроверяемой гласной)

- Где же будем искать эти слова? (в словаре)

- Откройте словарик в конце учебника и найдите в нём данные слова. (в словаре этих слов нет).

- Где же нам искать эти слова? Кто нам поможет?

Выступает «орфографический словарь»  (ученик).

(Слайд «Орфографический словарь»)

- Я – орфографический словарь. Иногда мы искажаем, портим слова нашего языка, допускаем в них ошибки. Хорошо, если ты знаешь, как пишется то или иное слово. А если нет? Тогда тебе помогу я – орфографический словарь.

- Большое тебе спасибо, орфографический словарь! Ребята, откройте  ваши словарики и найдите в них слова снегирь, синица. Вспомните, как расположены слова в словарях? (в алфавитном порядке).

Дети находят слова в словаре, проговаривают их орфографически, записывают, выделяют ударение и орфограммы. По мере объяснения появляются записи с названием птиц.

- Благодарю вас, ребята! Теперь вы знаете, как грамотно записать  и где нужно искать слова, написание которых вызывает у вас сомнение.

- Господа учёные! А теперь попробуйте объяснить значение слов снегирь, синица. (высказываются различные мнения)

- Наши мнения снова разделились. Кто же разрешит наш спор?

Выступает «толковый словарь»  (ученик).

(Слайд «Толковый словарь»)

- Я – толковый словарь. Что такое толковый словарь? Это справочная книга, которая содержит слова, расположенные в определённом порядке. Толковый словарь объясняет значения слов, а также даёт необходимые сведения о них.

- Ребята, проверьте , совпадает ли ваше мнение с объяснением, данным в толковом словаре. (учащиеся работают со словарями)

- Спасибо, ребята! Теперь вы знаете, в каком словаре можно найти точное толкование слов.

- Какие интересные слова  снегирь, синица! А задумывались ли вы, почему этих птиц так назвали? (высказываются предположения)

- Кто же расскажет нам о происхождении слов?

Выступает «этимологический словарь» (ученик).

(Слайд «Этимологический словарь»)

- Я – этимологический словарь. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли  в наш язык? Ответить на эти вопросы помогу вам я – этимологический словарь.

Синица получила своё название за песенку, которую она поёт6 «син-син» или «цин-цин». Снегиря назвали так потому, что прилетает он вместе с первым снегом.

- Спасибо тебе, этимологический словарь! Теперь мы знаем, где искать сведения о происхождении слов. Благодарю учёный совет за дружную и плодотворную работу.  А теперь можно немного отдохнуть.

Физминутка.

Прилетела к нам синичка,

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждём.

Чтобы ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на крючки.

  1. Творческая работа.

- Заработались мы с вами, а ведь скоро почтальон Печкин придёт за ответом для птиц.Как вы считаете, чем мы можем помочь птицам зимой? (Выслушиваются ответы детей. На  доске записываются опорные слова: смастерили, прилетай, ко мне, приглашаю, буду заботиться, крошек, зёрна, кусочки сала, кормушку.))

- Какими словами начнём письмо?(нужно обратиться к тому, к кому обращаешься).

- Как бы вы обратились к синичке, к снегирю? (Здравствуй, милая синичка! Здравствуй, уважаемый снегирь!)

- Ребята, а какими словами закончим письмо? (До свидания, до встречи, с нетерпением жду).

- Но как птицы узнают куда им лететь? Надо указать адрес на конверте).

- Вспомните, как пишутся названия городов, улиц, имена и фамилии людей? (С заглавной буквы).

(Открывается слайд «Оформление конверта»)

- Ребята, теперь выберите птичку, к которой вы хотите подружиться и напишите ей письмо – приглашение. В случае сомнений обращайтесь за помощью к словарю. (Учащиеся записывают письмо на листочках. Подписывают и запечатывают конверты).

  1.  Рефлексия.

(Приходит почтальон Печкин)

- Спасибо, ребята! Какие вы молодцы, что не оставили птиц в беде! Все ли справились с моим заданием? У кого возникли затруднения? Все ваши письма я немедленно передам вашим новым друзьям – птицам. До свидания! (уходит)

  1. Итог урока.

- Вы действительно очень плодородно поработали. Вы вспомнили всё, что знали об имени существительном, научились пользоваться словарями, узнали, в каких случаях они помогут, написали письма птицам. Они обязательно к вам прилетят.

  1. Домашнее задание.

- Урок закончен. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи".

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи". На этом уроке идёт обобщение и систематизация полученных знаний о глаголе, совершен...

Урок русского языка в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова".

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости и согласного в конце слова"....

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России» Тема: Упражнение в определении рода имён существительных

Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок-тренинг. Система Школа России...

Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России» Тема: Понятие о словах, обозначающих признаки предметов.

Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России» Тема: Понятие о словах, обозначающих признаки предметов....

Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России». Тема: Формирование представлений о профессиях и людях труда. Составление письменных ответов на вопросы.

Урок для проведения во вторых  классах. Целью данного урока является обогатить знания учащихся о профессиях людей, работающих на производстве, в области культуры, науки, образования, медицины. Уч...

Урок русского языка во 2 классе, по программе «Школа России». Тема: "Связь имени прилагательного с именем существительным".

Целью урока является закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным....