Конспект урока русского языка в 4-м классе «Состав слова». УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по технологии критического мышления, здоровьесберегающей технологии, технологии оценивания на системно-деятельностной основе обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока.
УМК - «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Предмет - русский язык
Тема урока - Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Класс -4
Учитель - Палева Елена Егоровна, учитель начальных классов
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: познакомиться со склонением местоимений 1 и 2-го лица, с алгоритмом определения лица, числа и падежа; научиться склонять местоимения 1 и 2-го лица, определять лицо, число и падеж местоимений, стоящих в косвенных падежах.
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные:
а) ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ; сравнение; классификация объектов по выделенным признакам; синтез.
б) КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль; коррекция; оценка действий партнёра.
в) РУУД: постановка учебной задачи; планирование деятельности; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Форма работы на уроке - фронтальная, групповая
Используемые педагогические и образовательные технологии, приёмы – ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо), приёмы: «Знаю-Хочу узнать - Узнал», «Верные и неверные утверждения», «До и после», «Синквейн», технология деятельностного метода, информационно-коммуникативная, технология оценивания, здоровьесберегающая.
Оборудование - проектор, ноутбук, экран
Ресурсы – музыкальная физминутка, физминутка, электронное приложение к учебнику, распечатки карточек для оценки работы в группе.
ХОД УРОКА.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Учитель: - Добрый день! Улыбнитесь и подарите друг другу улыбки. Я желаю вам удачи! Нарисуйте тот смайлик, который вам больше нравится.
- Ребята, посмотрите, на доске появились значки. Как вы думаете, что они могут обозначать?
(графическое изображение состава слова).
Какое отношение имеют эти значки к нашему уроку? Предполагаемые ответы: Мы изучаем тему «Состав слова».
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Давайте вспомним всё, что знаем о составе слова и заполним I столбик таблицы: приём «ЗХУ» (стадия вызов). Учитель заполняет таблицу на доске по мере того, как дети называют всё, что знают о составе слова. Ученики пишут в тетради.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. Значимые части слова. 2. Алгоритм разбора слова по составу.
|
Повторим алгоритм разбора слова по составу. Я предлагаю обсудить это в группах. Формируются 4 группы: В I группу садятся дети, у кого на парте карточка с изображением приставки, во II группу - суффикса, в III группу - корня, в IV группу – окончания. Дети пересаживаются за столы, где указаны названия групп.
Даю вам полминутки, чтобы выбрали ведущих - консультантов. Они сегодня будут моими помощниками.
Вспомним правила работы в группе. Но самое главное правило: когда одна группа отвечает, другая группа внимательно слушает. У вас на партах у каждой группы лежат карточки с деформированным алгоритмом разбора слова по составу. В группе нужно восстановить этот алгоритм и объявить о готовности.
Проверка по слайду. Оценивание работы группы консультантом в таблице.
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.
Учитель: Подумайте, что мы ещё не знаем о составе слова? Предполагаемые ответы: Не знаем, какую роль играет в слове каждая из этих частей.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
Учитель: Какую цель поставите на уроке? (Узнать, какую роль играет в слове каждая из этих частей.) Сформулируйте тему урока: Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Заполним II столбик таблицы: «ЗХУ» (стадия осмысления) - Хочу узнать: (Учитель делает запись на доске во II столбике таблицы, а учащиеся в тетради).
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. Значимые части слова. 2. Алгоритм разбора слова по составу. | 1.Какую роль играет в слове каждая из этих частей? |
Я предлагаю вам выполнить в группе тест «Верные и неверные утверждения».
- Будьте очень внимательны, если вы считаете, что утверждение верное, ставите (+), если нет (-). (У каждой группы карточка с таблицей)
«Верные и неверные утверждения» | До изучения нового материала | После изучения нового материала | Совпало ли мнение «до» и «после»? |
1. Корень – это главная значимая часть слова, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. | ? | + | |
2. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для связи слов в словосочетании и предложении. | ? | - | |
3.Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образавания новых слов. | ? | + | |
4.Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образавания новых слов. | ? | - | |
5. Основа – часть слова без окончания. | ? | + |
После проведения теста, дети сигналят о результате своей работы.
Музыкальная физминутка.
5. Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания.
Учитель: Как будем действовать для проверки верности или не верности предложенных утверждений? Учащиеся выдвигают свои предположения, можно воспользоваться предложенным учителем способом.
Учитель: Поработаем над неверными утверждениями.
1. Назовите слово с приставкой – нарисовать
Подберите родственные слова с другими приставками: нарисовать, дорисовать, порисовать, зарисовка, …
- Сделайте вывод: Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Какая часть слова тоже служит для образования новых слов? (суффикс)
2. Прочитайте слово: липовый.
- Образуйте новые формы слова: липовая, липовое, липовые.
- Сделайте вывод: Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.
- Что ещё служит для связи слов в словосочетании и предложении? (предлог)
- Где можно проверить правильность наших утверждений? (посмотреть в учебнике, в электронном приложении к учебнику …)
Учитель: Заполним III столбик таблицы: Узнал: (Стадия «Рефлексия»).
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. Значимые части слова. 2. Алгоритм разбора слова по составу. | 1.Какую роль играет в слове каждая из этих частей? | 1. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образавания новых слов. 2. Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образавания новых слов. 3. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. |
- Заполните III (+, -) и IV (если совпало +, если нет, то -)столбики таблицы: ««Верные и неверные утверждения».
Работа групп. Время на выполнение. Где мы можем найти правильный ответ? (посмотреть в учебнике, в электронном приложении к учебнику …) Учитель: Я предлагаю посмотреть анимацию «Состав слова. Распознавание значимых частей слова». Просмотр анимации в электронном приложении к учебнику. Молодцы!
Физминутка.
6. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: реализация и фиксация нового знания.
Учитель: Я предлагаю каждой группе интересное задание, но более сложное, творческого характера - придумать о своей части слова «Синквейн». Отчёт групп о проделанной работе.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
Учитель: Выполните самостоятельно упр. 81, проверьте её с эталоном самопроверки, сами оцените свою работу на этом этапе. Если всё было понятно, в таблице поставьте +, не всё понятно, есть затруднения + -, не справились -.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Учитель: Как можно использовать полученные знания и умения? Предполагаемые ответы: в письменной речи при выполнении творческих работ, в устной речи, чтобы не было повторов в предложении одного и того же слова, правильно связывать слова в предложении и словосочетании. Учитель: Теперь вы знаете, какую роль играет в слове каждая из этих частей. Учитель: Что мы теперь должны сделать? – Ответ: Потренироваться.
- По-прежнему работаем в группе. На парте у вас лежит карточка со словом.
- Какое задание вы можете предложить выполнить с ним, учитывая тему нашего урока? Время на размышление.
Каждая группа называет 1 задание. Его и будет выполнять. 1. Разобрать по составу. 2. Подобрать родственные слова с другими приставками и суффиксами.
3. Образовать новые формы слова.
4. Придумать предложение с этим словом.
Отчёт групп о проделанной работе.
Самооценка: 1. Алгоритм самооценки (оценки результатов работы группы): 1) Какое было задание? ( Учимся вспоминать цель работы) 2) Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью) 3) Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки) 4) Выполняли самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс) 5) Какую себе поставите отметку?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка на уроке, осознание метода построения нового знания.
1). Учитель: Вернёмся к нашей таблице «З Х У». Расскажите, что нового узнали на уроке?
2). Отчёт групп о проделанной работе. Оценка работы группы с помощью сигнала:
зелёный цвет - работали хорошо и дружно; жёлтый цвет - получилась часть работы; красный цвет - не справились.
3). В дневнике каждый ученик рисует смайлик напротив урока русского языка: Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!
Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
4) . Предлагаю вам для домашней работы разноуровневые задания: Кто нарисовал смайлик выполняют задание - Составить задание для друга по этой теме.
У кого смайлик - Выполнить упражнение 80 с учебника.
У кого - Разобрать по составу слова с упр. 80
Спасибо за урок!
Карточка для оценки работы в группе:
№ зад-я | всё было понятно, в таблице поставьте +, не всё понятно, есть затруднения + -, не справились -. | |
1 | «Алгоритм разбора слова по составу» | |
2 | «Верные и неверные утверждения» | |
3 | «Синквейн». | |
4 | Самостоятельная работа | |
5 | Тренировка | |
зелёный цвет - работали хорошо и дружно; жёлтый цвет - получилась часть работы; красный цвет - не справились. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Прямая речь". Конспект урока русского языка в 4-м классе с презентацией ("Школа России")
Конспект урока, презентация, приложения в виде карточек для парной, групповой, самостоятельной работы....
Конкурсный урок русского языка УМК "Перспектива" 2 класс "Состав слова"
Данный урок первый в изучении раздела "Состав слова" в УМК "перспектива" 2 класс. Тип урока - урок усвоения новых знаний....
урок русского языка "Повторение правописания изученных орфограмм.Состав слова."
Комплексное повторение изученных правил правописания, актуализировать знания, приобретенные при изучении темы «Состав слова», орфографический тренинг в проверке изученных орфограмм....
урок русского языка "Повторение правописания изученных орфограмм.Состав слова."
Комплексное повторение изученных правил правописания, актуализировать знания, приобретенные при изучении темы «Состав слова», орфографический тренинг в проверке изученных орфограмм....
Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Это удивительное имя существительное»
Данный урок является заключительным в изучаемой теме "Имя существительное" и подводит итог всему изученному на предыдущих урокаж. Урок планировался так, чтобы активизировать познавательную активность ...
Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)
Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить, различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...
конспект урока русского языка с презентацией 2 класс. УМК "Планета Знаний" "Состав слова. Основа слова"
Конспект урока с презентацией и прилоджением "Состав слова. Основа слова"...
- Мне нравится (1)