русский язык технологическая карта
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 1 классе УМК «Школа России»
Тема: Звуки и буквы.
Цель урока: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв.
Задачи:
1)учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов;
2) называть буквы, обозначать звуки на письме.
3) развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы
4) воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Учитель: Сегодня совершим путешествие в страну
«Буквы и звуки».
Путешествие будет веселым и интересным. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые встретятся вам на пути. А справиться с этими заданиями вам помогут верные помощники. Назовите их.
Дети: Внимание и память
У: А ещё хорошая дисциплина. Ведь на борт самолета берутся самые надежные товарищи, самые ответственные люди. Девизом нашего полета станет пословица
Дети читают хором: « Без букв и грамматики не учатся даже математики»
- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.
2. Актуализация знаний.
1) Игра «Угадай звук»
--Послушайте стихотворение и попытайтесь догадаться, кто какие звуки не выговаривает?
Мимо сада не спеша
Шли четыре малыша.
--Поиграем.что ли, в пятки!
--Луссе мячик на площадке!
Вот пвидумав! Под говою
Вучше в вунки поиграть!
В пятки, в вунки поиграть!
В пятки, в вунки -что такое?
Ничего не разобрать!
- Какие звуки не выговаривают малыши? (Первый малыш не выговаривает звук (Р), второй – шипящие звуки, а третий звуки (Р) и (Л)
II. Самоопределение к деятельности
Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
-Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
- Сегодня будем говорить о звуках и буквах. Откройте учебники на стр. 45, прочитайте тему. Чему мы будем учиться при изучении этой темы?
3. Чистописание.
Словарная работа.
На доске: Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.
-Выпишите в один столбик слова, которые пишутся с большой буквы, в другой столбик слова, которые пишутся с маленькой буквы.
Какие слова напишем с большой буквы? Почему?
IV. Изучение нового материала.
1. Беседа.
В древности, чтобы написать какое-либо слово, человек наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами.
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
В день весенний у ворот
Наконец растаял мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Я нашёл огромный грипп,
Но простыл – противный гриб.
-Прочитайте. Что вы заметили? Исправьте ошибки.
-Что мы произносим и слышим? (Звуки)
_ Что записываем и видим? (Буквы)
Физкультминутка.
–Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
–Топай правою ногой
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.
5. Работа по теме урока.
1) Прочитайте загадку
Всегда на двух я берегах,
Повис я, стоя на ногах.
-Отгадайте. (Мост)
-По каким признакам вы догадались?
Запишите отгадку.
- Произнесите звуки. Сколько звуков в этом слове? (четыре)
- Назовите буквы. Сколько букв в этом слове? ( четыре).
- Что можно сказать? ( В этом слове звуков и букв поровну)
-Давайте вспомним, как мы обозначаем звуки, выполняя фонетический разбор? Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий?
2) работа в парах: на карточках.
-Укажите звуковую транскрипцию предложенных слов:
Ёж –
Дед –
Книга –
Лисица –
Утюг –
-Почему не всегда количество звуков и букв не совпадает в словах?
Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:
- Ь и Ъ – звуков не обозначают;
- Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;
- Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.
- А для чего нам все это нужно знать? (ответы детей)
V. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
Прочитайте правило рядом с красной чертой на стр.24 учебника.
-Что такое звуки?
-Что такое буквы?
-Закройте учебники, перескажите правило соседу. Выучите его дома.
№ 41 (стр.24-25)
( Самостоятельное выполнение. Проверка. Возможно получатся разные слова: палка -галка, полка, балка, пилка.
-Назовите буквы, которыми различаются слова.
Подчеркните их. )
VI. Рефлексия.
-Чем отличаются звуки от букв?
-Как обозначаются звуки на письме?
-Оцените свою работу на уроке.
( На столе смайлики с разными выражениями. Выберите и поднимите тот смайлик, который подходит вашей работе на уроке.)
-Дети, как вы думаете, какой получился у нас урок?
Спасибо вам за работы. Все хорошо поработали.
рок русского языка для 1 класса на тему «Звуки и буквы»
Цели: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв; учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать условные обозначения звуков речи; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Ход урока
- Организационный момент
II. Актуализация знаний
Тест
(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 4 на с. 18—21; ТТ, тест 2 на с. 14—20; ПКР, задания нас. 28-31).)
III. Самоопределение к деятельности
Мы — не буквы, мы — звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы — не буквы, мы — звуки речи.
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных — прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О звуках и буквах.)
— Сегодня на уроке поговорим о звуках и буквах. Откройте учебники на с. 45. Прочитайте тему.
— Чему мы будем учиться при изучении этой темы?
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
— Ребята, а умел ли древний человек писать?
В древности человек для того, чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами.
(На доске записано стихотворение.)
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
В день весенний у ворот
Наконец растаял мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Я нашёл огромный грипп,
Но простыл — противный гриб.
— Прочитайте. Что вы заметили? Исправьте ошибки.
— Что мы произносим и слышим? (Звуки.)
— Что записываем и видим? (Буквы.)
2. Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 46)
— Прочитайте стихотворение.
— Как вы думаете, почему стихотворение имеет такое название? Когда так говорят?
— Какое значение имеет слово славно? Подберите к нему близкое по значению слово. К какому словарю можно обратиться? (К словарю слов, близких по значению.)
— Назовите это слово. (Хорошо.)
— Найдите слово пою. Одинаковое ли количество звуков и букв в этом слове? Обоснуйте свой ответ. (3 буквы, 4 звука. Буква Ю стоит после гласной и обозначает два звука.)
— Найдите в стихотворении другие слова, в которых звуков также больше, чем букв. (Встаю, ясным, поём.)
— Чем отличаются звуки от букв?
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
Упр. 2 (с. 46)
— Прочитайте. Подумайте, какие слова в предложениях пропущены.
— Найдите слова для справок. Выберите из них.
— Выполните задание.
— Прочитайте на с. 47, на что нужно обратить внимание.
— Из каких звуков складываются слова? (Из звуков человеческой речи.)
— Какие органы нашей речи работают, чтобы возникли звуки?
Упр. 3 (с. 47)
— Прочитайте задание. Выполните его в парах.
V. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд —
Он подпрыгнул десять раз.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
Тише, тише! Высоко
Прыгай на носках легко.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 4 (с. 47).
— Рассмотрите картинки.
— Составьте к каждому слову звуковую схему.
— Запишите слова буквами.
— Сравните звуковую схему и слово. Количество звуков и букв одинаковое?
— Прочитайте на с. 48, как обозначаются звуки.
— Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий?
Упр. 5 (с. 48)
— Сравните звуковые и буквенные обозначения слов. Что вы заметили? Чем они похожи? (Записано одно и то же слово.)
— Чем они отличаются? (Слово обозначено по-разному.)
— Выполните задание.
2. Словарная работа
(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 44).)
— Объясните значение слова пальто.
Пальто — верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм.
Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
А. Барто
— Прочитайте слово пальто с ударением.
— Сколько слогов в этом слове?
— На какой слог падает ударение?
— Найдите опасное место в этом слове.
— Составьте предложение с этим словом.
— Запишите слово пальто в тетрадь. Запомните его написание.
— Запишите предложение.
Мальчик надел пальто.
— Подчеркните мягкие согласные. Какие буквы их обозначают? (Наблюдения за употреблением слов одеть (кого-то) и надеть
(на себя).)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 23)
— Прочитайте. Выполните задание.
— Откройте учебник с. 46. Проверьте.
Упр. 2 (с. 23)
(Самостоятельное выполнение задания.)
Упр. 3 (с. 24)
— Рассмотрите рисунки и звуковые обозначения слов.
— Выполните задание.
— Прочитайте слова, которые вы записали.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 на с. 20; СУ, задания на с. 22, 23).)
VII. Рефлексия
— Чем отличаются звуки от букв?
— Обозначьте звуками слова лимон, язык.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали о звуках и буквах? - Урок "Звуки и буквы". 1-й класс
- Рязанова Алина Викторовна, учитель
- Разделы: Начальная школа
- Класс: 1
- Цели урока:
- образовательные:
- уметь называть различие между звуком и буквой, уметь давать характеристику гласным и согласным звукам, работать со звуковыми схемами слов;
- развивающие:
- развивать внимание, смекалку;
- воспитательные:
- учить работать в парах, в группах, учить слушать музыку и понимать ее настроение, учить работать с пословицами.
- Оборудование:
- две разные по настроению и по тембру мелодии;
- карточки зеленого, синего и красного цветов;
- карточки с гласными буквами;
- демонстрационные карточки со словами;
- картинки с изображением разных предметов;
- карточки для индивидуальной работы.
- Ход урока
- 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
- 2. Чистописание.
- На доске: Зв Бв Зв Бв Зв Бв
- 3. Проблемная ситуация.
- Только родившись, человек попадает в мир звуков. Их так много, что перечислить все просто невозможно. Звуки бывают тихие и громкие, нежные и пугающие, приятные и настораживающие. Как вы думаете, дети, какие звуки приятно слышать человеку, а какие его раздражают и пугают? (Ответы детей) Очень часто люди пытаются изобразить услышанный ими звук, используя при этом разные звуки нашей речи. А на какие звуки можно разделить все звуки нашей речи? (Ответы детей: гласные и согласные) Вот посмотрите, перед вами несколько примеров:
- ш - ш - ш
- р - р - р
- кап - кап
- динь - динь
- бом - бом
- тик - так
- Скажите, ребята, что или кто издает эти звуки? Какие из них тихие, а какие громкие, какие спокойные, а какие тревожные? (Ответы детей)
- А давайте и мы с вами попробуем изобразить разные по тональности мелодии похожими звуками нашей речи. (Звучат две разные музыкальные композиции: веселая детская песенка и торжественная классическая мелодия) Как вы думаете, какие звуки больше подойдут к первой мелодии? (Ля - ля, на - на) А ко второй? (Трам -трам, тада - дадам) Вот видите, нам удалось лишь несколькими звуками изобразить настроение музыкальных произведений! Какие же звуки сыграли здесь главную роль? (Мягкие и твердые согласные)
- А как вы думаете, дети, чему будет посвящен весь наш сегодняшний урок? (Тему урока по возможности называют дети)
- 4. Тема урока "Звуки и буквы" Тему называют дети.
- Скажите, ребята, а чем же отличаются буква и звуки? (Ответы детей: звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим) По отдельности лишь некоторые звуки русского языка образуют слова, да и то очень короткие и ничего не значащие. А вот сливаясь вместе, звуки образуют слоги и слова. Но и здесь нужно быть очень внимательными - соединяться вместе звуки и буквы должны в определенной последовательности, а то, недалеко и до ошибки! Давайте проверим, умеете ли вы правильно сочетать звуки и буквы. Мы поиграем в игру "Найди свой домик".
- Игра "Найди свой домик". (Игра является одновременно и физкультминуткой)
- Стояло на опушке два домика. В одном жили мягкие согласные звуки, а в другом - твердые. Гласные тоже жили с ними, и, выходя на улицу, всегда возвращались в свои дома. Сможете ли вы, будучи гласными, найти свои дома? (Четверо детей выходят к доске. Двое берут карточки синего цвета, а двое - зеленого. У всех остальных детей на парте карточки с изображением гласных букв. По команде учителя гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных должны занять место в домике с зеленой карточкой, а гласные, которые пишутся после твердых согласных - в домике с синей карточкой.)
- Вышли спозаранку
Буквы на полянку.
Отдыхали и гуляли,
Только их домой позвали.
Раз, два, три - слоги собери! - После того, как гласные заняли свои места, хозяева домика - согласные - проверяют, все ли буквы зашли в свой дом.
- Скажите, ребята, а чего в русском языке больше звуков или букв? (Звуков) А почему? (Согласные могут обозначать два звука - твердый и мягкий) Посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в звуках гласных и согласных, твердых и мягких. (У каждого ученика на парте три карточки - зеленая, красная, синяя)
- Игра "Молчанка".
- Задание 1. Учитель читает слова, дети поднимают карточку, соответствующую первому звуку, затем последнему по заданию учителя. (Аист, белка, ворона, иголка, яблоко и т.д.)
- Задание 2. Учитель показывает слова, написанные крупным шрифтом, дети выполняют то же самое задание. (Облако, лиса, горка, пень, ива и т.д.)
- Задание 3. Учитель показывает картинку с изображением предмета, дети молча называют себе предмет, изображенный на картинке, и снова показывают нужную карточку.
- (Если в процессе заданий случаются ошибки, то они сразу же разбираются вслух)
- А как вы сможете поработать не с одним звуком, а сразу со всеми? Попробуем? Перед вами слова и схемы слов. Попробуйте найти нужную схему к слову. (Слова написаны в одном столбике, а схемы этих слов в - другом. Соединить стрелками слова и их схемы) А теперь давайте с одним из этих слов поиграем в игру "Живые звуки".
- Игра "Живые звуки". Я приглашаю сюда столько детей, сколько звуков в слове МИШКА. Каждый из вас становится живым звуком. Вы становитесь по порядку, а я буду звать вас к себе, но только нужно быть очень внимательными. Итак, ко мне подойдет первый гласный звук в этом слове. (И) А теперь ко мне подойдет второй согласный в этом слове (Ш), и т.д. Вы молодцы! Справились с заданием неплохо.
- А теперь с нами поиграть хочет и Незнайка. Он тоже учится в первом классе и считает, что он хорошо умеет составлять звуковые схемы слов. Вот посмотрите. Как он составил схему своего имени. Как вы думаете, не допустил ли он ошибок? (Дети исправляют схему слова НЕЗНАЙКА - З К З С К С СК)
- Физкультминутка
- Работа в тетрадях. Раз вы так хорошо справились, значит, я могу быть уверена, что в своих именах вы точно не допустите ошибок. Давайте каждый из вас напишет в тетради свое имя и рядом составит его звуковую схему. (Дети работают в тетрадях)
- Работа в парах. А теперь обменяйтесь тетрадями для проверки выполненного задания.
- Итак, мы неоднократно убедились, что каждый звук в слове должен занимать свое место. В редких случаях бывает так, что при замене одного звука на другой тоже получается слово, но уже совсем с другим значением. Давайте выполним с вами упражнение 11 на стр. 12 и убедимся в этом. (Письменно дети выполняют упражнение в тетрадях)
- Физкультминутка для глаз (выполняется на офтальмотренажере)
- 5. Закрепление материала.
- Ну что ж, ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня и, думаю, вам не составит труда выполнить последнее задание на карточках, которые получит каждый из вас. (Учитель раздает карточки с заданиями:
- 1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.
- Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.
- 2. А, О, Е, У, Ы, Э.
- Зачеркни лишнюю букву.
- 3. Моль, ручка, маяк.
- Укажите количество букв и звуков в данных словах.)
- Задание на смекалку. На доске пословица: СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ - НЕ ПОЙМАЕШЬ. Скажите, ребята, а эта пословица как-нибудь связана с нашей темой? (Ответы детей) Ребята, а сколько раз в этой пословице встречается звук [а]? (5 раз)
- 6. Рефлексия. О чем говорили сегодня на уроке? Чем отличается буква от звука? Какую характеристику мы даем гласным и согласным звукам?
Тема. Звуки и буквы.
Цели: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв;
учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать условные
обозначения звуков речи; применять полученные знания при выполнении
заданий.
Оборудование: учебник "Русский язык" 1 класс автор Канакина В.П.,
печатная тетрадь к учебнику, тетрадь, компьютер, карточки для работы в
парах, карточка-сеть для итогового повторения, золотые рыбки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Ребята, какой у нас сейчас урок? /Урок русского языка/
-Для чего нам нужно изучать русский язык? /Чтобы быть грамотными
людьми/
II. Чистописание
-Грамотный человек должен уметь красиво и правильно писать. Чтобы
продолжить обучение нам нужны тетради.
-Я тетрадь свою открою /Открывают тетради/
И наклонно положу. /Кладут наклонно/
Я, друзья, от вас не скрою - /Берут ручки/
Ручку я вот так держу./Ставят руку на локоть и показывают как правильно держать ручку/
Сяду прямо, не согнусь /Опускают руку на тетрадь, проверяют осанку/
За работу я возьмусь. /Пишут число, классная работа/
- Весной тает снег, превращаясь в воду, вода течёт к рекам, разливаясь и
затапливая ближайшие земли. Это природное явление называется половодье,
паводок. /Показ на экране/
-Вода течёт волнами. На минутку чистописания к нам волна заглянула.
-Посмотрите, какая буква спряталась в волне? /п/ Перенесите волну к себе в
тетрадь и продолжите её до конца строчки.
-На какую букву начинаются слова паводок. половодье? /На п/ Запишите эти
слова красиво к себе в тетрадь. /Слова напечатаны, учитель пишет
письменными буквами на доске/
- Это время очень опасно для жизни. Каждый год во время паводка гибнут
люди. Вода закрывает низины, углубления. Мы не видим место куда можно
встать, поэтому можно утонуть. Лёд слабый, на него нельзя выходить. Гулять
можно только около дома, на возвышенности.
III. Самоопределение к деятельности.
-Весна. Мы выходим на улицу и звуки весны окружают нас повсюду: журчат
ручьи, поют птицы, кричат ребятишки, пуская кораблики. Все рады солнцу и
весне. И так хорошо становится. /Звучат в записи звуки весны/
- На какие две группы можно разделить окружающие нас звуки? /Речевые и
неречевые/
- Мы не буквы, мы - звуки речи
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы - звуки речи
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласной - прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
- Сегодня мы поговорим о звуках и буквах. Откройте учебники на с.45.
Прочитайте тему урока. /Звуки и буквы/
- Чему мы будем учиться при изучении этой темы? /Читают на с.45/
Учитель читает сведения на с.47 в рубрике "Обрати внимание!"
IV. Работа по теме урока.
- А теперь сядьте свободно и послушайте сказку о звуках и буквах.
-Жили-были в одной волшебной стране звуки.
Учитель выставляет на доску карточку со словом “ЗВУКИ".
- Страна была крохотная, жителей было мало. Никто их не видел, т.к. они
были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были
певцами. За их певучесть и голосистость их прозвали .../гласными/.
Учитель выставляет на доску карточку со словом "ГЛАСНЫЕ"
-Назовите их. /А, о, и, у, э, ы/
Фонетическая зарядка.
- Эти звуки любят петь. Споём их на одном дыхании. Следите за указкой,
вдохнули ... /Учитель показывает на ленте букв различные чередования
звуков, а дети поют./
- Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они
очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять с ними
рядом. И назывались они.../согласными/.
Учитель выставляет на доску карточку со словом "СОГЛАСНЫЕ"
- Верно. Звуки и теперь живут вместе. И вот однажды в этой стране появился
волшебник. Ему она так понравилась, что он захотел поближе познакомиться
с её жителями. Но они были невидимыми. Тогда он решил подарить каждому
жителю одежду. Стоило её надеть, как звуки становились видимыми и
превращались в буквы.
Учитель выставляет на доску карточку со словом “БУКВЫ”.
- Ребята, а чем отличаются звуки от букв? /Ответы детей/
Работа с учебником. Упражнение №2 с.46
-Прочитайте задание. Давайте составим предложение о звуках с помощью
готового начала и слов для справок, а затем запишем его в тетрадь.
Звуки мы слышим и произносим.
/Составляют предложение под руководством учителя. Записывают в тетрадь
самостоятельно. /
- На прошлом уроке мы изучали роль ударения в словах. С какими звуками
дружит ударение? /С гласными/
-Благодаря этой дружбе какими становятся гласные? /Ударными и
безударными/
Учитель выставляет на доску карточки со словами “УДАРНЫЕ” и
"БЕЗУДАРНЫЕ"
- Давайте всё выясним о согласных звуках. Какие бывают согласные?
/Звонкие, глухие, твёрдые, мягкие/
Учитель выставляет на доску карточки со словами “ЗВОНКИЕ”,
"ГЛУХИЕ", "ТВЁРДЫЕ", "МЯГКИЕ".
На доске получилась таблица:
звуки буквы
гласные согласные
ударные безударные звонкие глухие
твёрдые мягкие твёрдые мягкие
- Для того, чтобы звуки могли веселиться волшебник подарил им
карнавальные наряды в виде кругов. Какие достались гласным и какие
согласным?/Дети отвечают/
На доске под таблицей появляются символические обозначения звуков
(взяты из системы "Школа 2100").
V. Звуко-буквенный анализ слов.
Работа с учебником. Упражнение №4 с.47- выполняют по рядам.
/По одному представителю от ряда работают у доски на наборных полотнах,
по окончании проверка/.
- Давайте попробуем нарядить слова, которые мы видим в виде рисунков, в
разноцветные карнавальные костюмы и в буквенную одежду.
-Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? /Аист, слон, сом/
-Составьте звуковую схему слов из кругов, через тире запишите слово
буквами.
-Проверим, все ли справились с поставленной задачей?
-Одинаковое ли в словах количество звуков и букв?
Физкультминутка
Физкультминутка с движениями.
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся за парты.)
Под звуки природы дети выполняют упражнения для глаз. Дети остаются
сидеть за партами.
-Глазкам нужно отдохнуть. /Ребята закрывают глаза/
-Нужно глубоко вздохнуть. /Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты/
-Глаза по кругу побегут. /Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по
часовой и против часовой стрелки/
- Много-много раз моргнут. /Частое моргание глазами./
-Глазкам стало хорошо.»
Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.
-Увидят мои глазки все! /Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка./
V. Звуко-буквенный анализ слов (продолжение)
- Продолжим работу. А в каких случаях количество звуков и букв в словах
может не совпадать? /Дети отвечают/
- Весенние лужи опасны тем, что под водой могут скрываться ямы. Давайте в
тетрадь запишем слово ЯМА. Мы постараемся не угодить ни в одну яму и в
эту в том числе, ведь ничего хорошего это нам не принесёт.
/Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях./
- А теперь нарядим слово в карнавальный костюм. /Рисуют в тетрадях
звуковые обозначения в виде кругов , на доске прикрепляют готовые круги
из набора/.
- Одинаковое ли в словах количество звуков и букв? Почему звуков больше?
/Дети отвечают/
VI. Упражнения в транскрибировании слов.
- Давайте составим к слову "ЯМА" звуковой костюм, который называется
ТРАНСКРИПЦИЕЙ. С этим словом мы уже знакомились и что оно
обозначает знаем. Но не лишним будет повторить, как обозначаются в
транскрипции звуки. Нам поможет в этом "Страничка для любознательных",
которая находится в нашем учебнике на с.48. Прочитаем /Читает хорошо
читающий ученик, остальные следят./
- А теперь запишем транскрипцию в тетрадь и на доску. Проверим. /[ й
,
ама]
Игра "Найди ошибку". Работа в парах
- Сегодня мы говорили о половодье. Талая вода течёт в реки, а из рек
попадает в море.
Учитель выставляет на доску карточки со словами “МОРЕ” и "ВОДА"
- У вас на партах лежит по два варианта транскрипции к каждому слову.
Сейчас вы будете работать в парах. Вы должны посоветоваться и показать
правильный вариант. Как будете готовы поднимите руки, соединённые
рукопожатием.
[ мор
,
э] [ мор
,
е] [ вада] [ вода]
- Молодцы. Это [ мор
,
э] и [ вада].
Учитель выставляет на доску карточки с правильными транскрипциями.
VII. Закрепление пройденного материала.
Работа в печатных тетрадях. с.24 №3
- Откройте ПТ на с 24, №3. Рассмотрите рисунки и звуковые обозначения
слов (транскрипции) : конь, кит, тигр, белка, тюлень. Замените звуковые
обозначения буквами. Запишите в тетрадь слова - названия животных.
/Дети комментируют с места и пишут/.
VIII. Контроль и оценка знаний.
- Ребята, сегодня весь наш урок так или иначе связан с водой. Люди испокон
веков ловили в воде рыбу. И старик в сказке А.С.Пушкина закидывал в море
невод и на третий раз вытянул невод с золотой рыбкой. А что обозначает
слово "НЕВОД"? /Ответы детей/
- Вот и мы сейчас расставим сеть, чтобы поймать правильные ответы,
которые обозначают золотых рыбок.
- Вот наша сеть.
На магнитную доску учитель прикрепляет таблицу и 8 рыбок.
У каждого ребёнка на парте такая же таблица.
- А вот и рыбки. Выбрав правильный ответ, мы узнаем, в какую ячейку
“поймалась” рыбка, и поставим туда крестик в тех табличках, которые лежат
у вас на партах. Я вам буду говорить по два предложения, одно из которых
будет правильное. Если правильным окажется первое предложение, то вы
поставите крестик в верхнюю ячейку, а если правильным окажется второе
предложение – в нижнюю.
Контрольные задания:
1. Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.
Звуки речи – это гласные и согласные звуки.
2. Звук можно услышать и произнести.
Букву можно услышать и произнести.
3. Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Согласные звуки бывают ударными и безударными.
4. Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
5. Гласный звук образует слог.
Согласный звук образует слог.
6. Ударный слог в слове произносится слабее других.
Ударный слог в слове произносится сильнее других.
7. Буквами обозначаются на письме звуки.
Звуками обозначаются на письме буквы.
8. Алфавит – это все буквы в беспорядке.
Алфавит – это все буквы по порядку.
Последующая проверка с демонстрацией правильных ответов на доске. В
ячейку с правильный ответом прикрепляется золотая рыбка.
IX. Итоговая рефлексия.
- Итак, ребята, что же лежит в основе нашей речи, с чего всё начинается? /Со
звуков/.
- Звук, слог, слово, предложение, речь. Все это звенья одной цепочки. Они
связаны между собой. Работая над звуками, мы учимся говорить правильно,
красиво, грамотно излагать свои мысли, а в дальнейшем грамотно писать.
- Чем мы занимались на сегодняшнем уроке? /Ответы детей/
- А теперь у вас есть возможность оценить себя. Нарисуйте у себя в тетрадях
две волшебные палочки и оцените себя по двум умениям:
• работу в тетрадях, правильное красивое письмо;
• отличаете ли вы звуки от букв, можете ли вы давать характеристику
звукам.
Если ребёнок не испытывает затруднений в умении, то он ставит крестик
вверху палочки, если не совсем уверен, то крестик ставится посередине
(выше или ниже середины), а если совсем не уверен – внизу палочки.
- Вам понравился урок?
- Что особенно понравилось на уроке?
- Какие трудности возникли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык.Технологическая карта
Технологическая карта по русскому языку. Тема: Род имени существительного....
Русский язык. Технологическая карта урока Повторение изученного в 1 классе
Данная методическая разработка урока русского языка по теме "Повторение изученного в 1 классе" УМК "Школа России"...
УМК 21 век. 4 класс. Русский язык. Технологическая карта урока по теме " Связь слов в словосочетании. Управление"
Это технологическая карта открытого урока ( районный методист). Тема урока - " Связь слов в словосочетании. Управление." Отзыв положительный....
Учебно-методический комплект по русскому языку (технологическая карта урока «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» + учебная презентация + доп. мат. к уроку) 2 класс
Предмет: русский языкКласс: 2а...
Учебно-методический комплект по русскому языку (технологическая карта урока "Глагол" + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"
Предмет: русский языкКласс: 2а...