Конспект урока обучения грамоте "Красна птица опереньем, а человек-уменьем. Буква Ь-показатель мягкости предшествующего согласного звука"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема: «Красна птица опереньем, а человек-уменьем. Буква Ь -показатель мягкости предшествующего согласного звука»
Цель деятельности учителя: создание условий для знакомства с буквой «Ь», развития речи учащихся, формирования умения читать слова и предложения с изученной буквой, работать с текстом и расширить представления о многозначности слов.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: характеристику буквы «Ь», графический образ печатной буквы Ь;
уметь: характеризовать букву Ь, сравнивать между собой слова, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Читать текст вслух. Определять основную мысль текста. Озаглавливать текст.
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
-проводить самооценку своих действий, поступков;
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: «Азбука». 1 класс. Учеб. для общеобразоват.учреждений с прил.на электрон. носителе. В 2ч.Ч 2/ [В.Г.Горецкий, Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина ].-4-е изд. – М. : Просвещение, 2013.-127 с. : ил. –(Школа России)., Презентация; раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока обучения грамоте 1 класс "Буква Ь" | 48.14 КБ |
Презентация по обучению грамоте 1 класс "Буква Ь" | 188.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 24.11.2020 ФИО учителя: Кузнецова В.В.
Школа: 152 ФИ студента: Саматова А.А.
Класс: 1 «б» ФИО методиста: Кондратьева И.И.
Кабинет: 212
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Тема: «Красна птица опереньем, а человек-уменьем. Буква Ь -показатель мягкости предшествующего согласного звука»
Цель деятельности учителя: создание условий для знакомства с буквой «Ь», развития речи учащихся, формирования умения читать слова и предложения с изученной буквой, работать с текстом и расширить представления о многозначности слов.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: характеристику буквы «Ь», графический образ печатной буквы Ь;
уметь: характеризовать букву Ь, сравнивать между собой слова, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Читать текст вслух. Определять основную мысль текста. Озаглавливать текст.
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
-проводить самооценку своих действий, поступков; -устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: «Азбука». 1 класс. Учеб. для общеобразоват.учреждений с прил.на электрон. носителе. В 2ч.Ч 2/ [В.Г.Горецкий, Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина ].-4-е изд. – М. : Просвещение, 2013.-127 с. : ил. –(Школа России)., Презентация; раздаточный материал.
Челябинск, 2020
Этап урока Методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа Психологический настрой Рифмованное начало урока Артикуляционное упражнение | 2 мин | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Альфия Амуровна. Сегодня урок проведу у вас я . Настроимся на работу. Тихо девочки за парту сели, Начинаем наш урок. 1.Речевая разминка. - На уроке нам придется много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. Сделаем зарядку для губ и языка. Упражнение «Пятачок» - вытянуть губы и растянуть в улыбке. Пятачок хмурится и улыбается. Упражнение на постановку дыхания «Свеча» - бесшумный вдох через нос, выдох через рот на горящую свечу, стоящую на расстоянии. Задача не погасить свечу, а заставить пламя плавно «танцевать». Выдох через плотно сжатые губы. | Приветствуют учителя - Здравствуйте! | Р: . Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. К: Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). |
II.Актуализации знаний и мотивация Словесный, учебный диалог
Анализ текста Метод проблемного изложения | 4 мин | -Посмотрите на слайд. Прочитайте текст. Ленивый и Прилежный «Завтра поучусь, а сегодня погуляю», — говорит Ленивый. «Завтра погуляю, а сейчас поучусь», — говорит Прилежный. — Какое предложение вы выберете для себя? Почему? Каких людей называют прилежными, каких ленивыми? Какая новая буква появилась в тексте? -Верно. -Посмотрите на с. 10 в учебнике. Посмотрите на лесную поляну. - Кто сидит на полянке? -Какое время года изображено на картинке? -Лось и заяц очень любят играть в слова. Они пишут их на снегу. - Вот какие слова записали они на снегу – лос сол ел пен -Понятны ли слова? - С какой проблемой они столкнулись? -А вы хотите узнать, как записать эти слова? Зачем в словах пишется мягкий знак? -Хотите узнать? | Читают пословицы. Примеряют их на себя -Прилежные люди-это те люди, которые усердно работают, старательны. -ленивые-это те люди, которым ничего не надо, целый день лежат и ничего не делают. Новая буква в слове поучусь -Читают слова с карточки -Рассматривают картину. -лось и заяц -Зима -Отвечают на вопросы учителя Они не знают букву ь -нет -да | Л: включение в учебную деятельность П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
III.Постановка учебной задачи Словесный, беседа | 2 мин | Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке? - Сформулируйте цели нашего урока, используйте слова, записанные на экране: Познакомимся… Научимся... Узнаем, что показывает… И поможем Лосю и Зайцу справится с возникшей проблемой. | - с буквой «Ь» Познакомимся с новой буквой ь Научимся читать слова с ь Узнаем, что показывает ь | Р: В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа» |
IV. Этап «Открытия нового знания» Словесный: учебный диалог Фонетический анализ Звукобуквенный анализ | 10 мин | -Ребята, как вы думаете, есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают звука? -Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим на полях слово гусь и гуси? - - Чем похожи и чем различаются схемы этих слов? - Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных звуков? - Имеется ли на конце слова «гусь», хотя бы одна из этих букв? - Почему же тогда звук [ с,] произносится мягко? - В чем же секрет мягкого знака? - Посчитайте, сколько букв в слове «гусь». - Сколько звуков в этом слове? - Почему в слове «гусь» букв больше, чем звуков? -Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, но обозначает мягкость предшествующего согласного звука. -Физминутка «Ветер» Ветер дышит, дышит И деревья все колышет. Ветер тише, тише, А деревья выше, выше. Сядем тише, тише. Руки вверх - глубокий вдох. Затем - в стороны, взмах кистями. Снова вверх - глубокий вдох. И вниз, продолжительный выдох. Дети садятся за парты. -1. Прочитайте слова вполголоса. 2.Прочитайте по цепочке, по одному слову. 3. Назовите слова, которые обозначают один предмет. Сколько слогов? -Назови слова, которые обозначают много предметов. -Сколько слогов? -Почему так происходит, что в словах, которые в ед. числе два слога, а те, которые во мн. числе три слога? -мягкость предшествующего согласного звука может обозначаться в двух случаях. В каких? -Придумайте свои пары слов -хорошо. -Как обозначена мягкость согласных в этих словах? | -Думают, размышляют. - - Ответы детей. - И, Е, Я. Как в слове «гуси» буква И обозначает мягкость предшествующего согласного звук [с,] Нет - В слове «гусь» есть Ь. Эта буква обозначает мягкость предшествующего согласного звука. - Мягкий знак обозначает мягкость предшествующий согласный. 4 буквы. 3 звука. Мягкий знак не обозначает звука. Он обозначает мягкость предшествующий согласный. -выполняют физминутку Читают слова -голубь, лебедь -два слога. -голуби, лебеди -три слога -потому что мягкий знак не обозначает звука. Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного звука. -1) буквами е,ё,и,я 2) буквой Ь -Мышь-мыши Лошадь-лошади -гласными буквами и буквой Ь | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность П: осознанное произвольное построение речевого высказывания К: Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках П:Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем П:Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем К: Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках П: Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. |
V.Первичное закрепление Практический: Чтение и анализ текста Выбор слов из текста с новой буквой | 6 мин | Чтение текста (учениками). 1) чтение жужжащее; 2)чтение вслух по цепочке; -О ком говорится в рассказе? -Что насыпали мальчики лосю? -Как можно назвать рассказ? -Чем питается лось? Выборочное чтение. Прочитайте слова с Ь. -Чего больше в этих словах, букв или звуков? -Почему? -составьте схему к слову «соль». -Кто-нибудь составьте у доски. -молодцы. | В тексте говорится о лосе -листьями и солью -соль -читают слова с мягким знаком -«Как живет лось». -Букв -Потому что мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного звука. Мягкий знак не обозначает звука. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Р: Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. |
VI. Самостоятельная работа Словесный: учебный диалог Практический: работа со схемами VII Включение в систему знаний Составление слов с изученной буквой | 6 мин | На партах лежат конверты со слогами. Составьте из них слова и сопоставьте их со схемами. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним правило. -Что обозначает мягкий знак? -обозначает ли звук? Слова: Окунь Лебедь Схемы: -Давайте проверим. Кто-нибудь выйдете к доске и сопоставьте слова со схемой. -У всех так? Молодцы. | -Составляют слова из слогов и сопоставляют с схемами. -мягкость предшествующего согласного -нет -Работают самостоятельно. -Сопоставляют слова со схемой | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность П: осознанное произвольное построение речевого высказывания К: Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках П:Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем П:Понимать |
Давайте теперь поможем Лосю и Зайцу справиться с проблемой. - Какую необходимо дописать букву? - Какие слова получились? -Составим предложение с одним из слов. -повторим правило. Что обозначает «Ь»? -Обозначает ли «Ь» звук? -Верно. -Как обозначается мягкость согласного звука на письме? | Составляют предложение, отвечают на вопросы учителя. -Да -Мягкий знак -Лось -Соль -Ель -Пень -Лось ест соль. -мягкость предшествующего согласного звука -Нет, мягкий знак не обозначает звука. -с помощью гласных и с помощью мягкого знака | информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем К: Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках | ||
VIII. Рефлексия деятельности Словесный анализ, самооценивание | 2 мин | - С какой новой буквой познакомились? - Какова роль ь? -С помощью мягкого знака можно превратить слова с одним значением в другие слова с другим значением. Например: угол-уголь. Попробуйте и вы. На слайде представлены слова, а вы их образуйте в новые слова. Мел- Быт- Шест- Быт — повседневный привычный уклад жизни человека Мель — возвышение дна в море, реке, озере, затрудняющее судоходство. Шест-длинная тонкая палка. -Почему в словах с мягким знаком букв больше, чем звуков? - Какие слова с мягким знаком вы запомнили? - Что на уроке было особенно интересным? - В чём испытали трудность? | -с буквой Ь -обозначает мягкость предшествующего согласного -Мель, быть, шесть -Потому что Ь звук не обозначает. -отвечают на вопрос учителя | Р: самоанализ, самооценка |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ленивый и Прилежный «Завтра поучусь, а сегодня погуляю», — говорит Ленивый. «Завтра погуляю, а сейчас поучусь», — говорит Прилежный.
ЛОС СОЛ ЕЛ ПЕН
Тема : «Буква Ь-показатель мягкость предшествующего согласного звука»
Познакомимся… Научимся… Узнаем, что показывает…
Познакомимся с новой буквой Ь Научимся читать слова с Ь Узнаем, что показывает Ь
ЛОС СОЛ ЕЛ ПЕН
ЛОС Ь СОЛ Ь ЕЛ Ь ПЕН Ь
МЕЛ- БЫТ- ШЕСТ-
МЕЛ- МЕЛЬ БЫТ- БЫТЬ ШЕСТ- ШЕСТЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»
Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".
Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Технологическая карта урока чтения...
Технологическая карта урока по обучению грамоте "Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"
Предмет: обучение грамоте;УМК: Школа РоссииТип урока: открытие новых знаний...
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе , тема "Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков"
Урок строился в соответствии с ФГОС на основе системно- деятельностного подхода, где детям надо было самим определить тему и учебные задачи урока, справиться с реальными ...
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Красна птица опереньем, а человек – уменьем. Буква «Ь» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование знаний у обучающихся о букве «ь».Планируемые результатыПредметные:1.Уметь различать понятия звук и буква.2. Ум...