Технологическая карта урока обучения грамоте «Красна птица опереньем, а человек – уменьем. Буква «Ь» (УМК «Школа России», 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование знаний у обучающихся о букве «ь».
Планируемые результаты
Предметные:
1.Уметь различать понятия звук и буква.
2. Уметь читать вслух.
Личностные:
1. Признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный опыт.
2. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
УМК: «Школа России», Азбука 1кл. в 2 ч / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М.В. Бойко – Ч.2
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 23.11.2023 Школа: МАОУ «СОШ №104» Класс: 1 «В» Урок: 3 | Студент: Балакина Софья Алексеевна Группа: 43 Учитель: Регель Надежда Васильевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна | |
Время: 9:40-10:20 | Кабинет: 201 |
Тема урока: «Красна птица опереньем, а человек – уменьем. Буква «Ь»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование знаний у обучающихся о букве «ь».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные: 1.Уметь различать понятия звук и буква. 2. Уметь читать вслух. |
Развивающие: 1.Развивать умение сравнивать, анализировать, через специально подобранные задания («найди букву», «на что похоже» и д.р.) 2.Развивать речь через формулирование полных ответов учащихся на вопросы. | Личностные: 1. Признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный опыт. 2. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью. |
Воспитательные: 1. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку. 2. Воспитывать милосердие и желание помочь другим. |
УМК: «Школа России», Азбука 1кл. в 2 ч / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М.В. Бойко – Ч.2
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности к включению в учебную деятельность. -Здравствуйте, ребята, меня зовут Софья Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Проверяет готовность обучающихся к уроку. -Внимательно посмотрите, все ли готово у вас к уроку. - Я желаю вам успехов на нашем уроке. | Приветствуют учителя. | УУКД: воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф М: беседа П:ответы на вопрос Ф М: беседа П: ответы на вопрос Ф М: языковой синтез П: синтез форм слова ВК | Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». А теперь перед тем как начать работать, давайте вспомним с чего у нас начинается урок? -Верно, я вам предлагаю провести дыхательную гимнастику под названием «Часики». Для этого встаньте прямо, ноги слегка расставьте, руки опустите вниз. Ваша задача: спокойно махать руками вперёд-назад и произносить ТИК-ТАК, дышим спокойно. Давайте начнём вместе со мной. -Садитесь -Поработали над дыханием, теперь поработаем над речью. «На дворе галка, на берегу галька» -О чём эта скороговорка? -А вы знаете, что такое галка и галька? -Сейчас я прочитаю её ещё раз и на три четыре, вы читаете её вместе со мной. -Давай вместе прочитаем её шепотом. - А теперь потренируйтесь в парах, у вас есть одна минута. -Кто хочет сам прочитать скороговорку? -Ребята, к нам пришла Маша (Привет, ребята! Я играла с Мишкиными часами, и они сломались. Я не хочу его рассматривать, но сама починить не могу. Вы мне поможете?). -Поможем Маше? -Тогда давайте начнём. - Ребята, вы уже изучили так много букв, скажите мне, все ли изученные буквы обозначали какой-то звук? -А были такие буквы, которые обозначают два звука? - Какие буквы могут обозначать два звука? - Чем буквы отличаются от звуков? - Ребята, а для чего мы изучаем буквы и звуки? - А как вы думаете, есть ли в русском языку буквы, которые не обозначают ни одного звука? - На этот вопрос мы сможем ответить в конце урока (на доске карточка с вопросом) -Давайте поиграем в игру. - Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет. ЛОСИ, КОНИ, ГУСИ, МЕДВЕДИ, ТЕТРАДИ, ДВЕРИ, ЗВЕРИ, ТЕНИ, НОЧИ. | Отвечают на вопросы. - С дыхательной гимнастики. -О галке и гальке. -Галка — это птица. -Галька – гладкий круглый или овальный камень. Читают с учителем. Читают шепотом. Читают в парах. Читают по желанию. - да -21 -Да -Да -Е и Я -Буквы мы пишем и видим, а звуки мы слышим и произносим -Чтобы научиться читать и писать ЛОСЬ, КОНЬ, ГУСЬ, МЕДВЕДЬ, ТЕТРАДЬ, ДВЕРЬ, ЗВЕРЬ, ТЕНЬ, НОЧЬ. | УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу; УУКД: строить устное диалогическое выказывание; | Презентация Азбука |
Постановка учебной задачи (2 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: формулировка темы и цели | Подведение к формулировке темы и целей урока. -Кто-то из вас уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Сформулируйте тему. - Какие цели мы поставим сегодня перед собой? Узнать…. -За каждое задание мы будем получать шестерёнки чтобы починить часы Маше. | Формулируют тему и цель урока. - Будем говорить о букве «ь». Тема: Буква «ь». Цели: Узнать новую букву ь. | УУКД: строить устное диалогическое выказывание; УУРД: планировать действия по решению задачи; выстраивать последовательность выбранных действий. | Презентация |
«Открытие» детьми нового знания (10 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф М: беседа П: ответы на вопросы Ф М: работа с книгой П: чтение правила Ф М: репродуктивный П: чтение буквосочетаний | Знакомит с буквой. - Давайте вспомним, какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука? - Ребята, посмотрите на доску. Учитель попросил мальчика из 1-го класса написать слово КОНЬ, правильно ли ученик справился с заданием? ( на слайде написано КОН) - Верно, а нам нужно КОНЬ. Какой звук мы слышим на конце слова? - Может нам в конце слова надо написать букву И, ведь она указывает на мягкость согласного звука? Что получится? - Подходит? - Может букву е? - Может букву Я? - Так какую же букву нам нужно поставить в конце слова, чтобы было слово КОНЬ? Ведь какая-то буква указывает на мягкость согласного звука! - А я вам открою секрет – это буква называется Мягкий знак (вставить ь в слово КОНЬ на доске). Она никакого звука не обозначает, но эта буква настоящий командир, где бы она не встала, согласные звуки сразу становятся мягкими. - Давайте в Азбуке найдём правило, для чего же нужен мягкий знак с. 11. Прочитайте правило. – Прочитаем буквосочетания на доске: ЛЬ, БЬ, ЗЬ, МЬ, ВЬ, СЬ, ПЬ, ДЬ, НЬ, ТЬ - Как произносится звук в этих буквосочетаниях? -За то, что мы прочитали буквосочетаничя, мы получаем первую шестерёнку. | Отвечают на вопросы. - И, я, е -Нет, он написал «кон» -[н`] -Нет, получится кони -Нет -Нет -Нет -Мягкий знак (ь)- показатель мягкости согласных звуков. -Мягко | УУКД: строить устное диалогическое выказывание; УУПД: анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; УУРД: планировать с помощью учителя действия по решению задачи; УУРД: корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок; | Презентация Азбука |
Первичное закрепление (5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф М:языковой анализ П: звукобуквенный анализ ВК | Организует работу с образованием новых слов. - Найдите в учебнике красную рамочку, кто изображён на картинках? - Сравните схемы: сколько слогов в 1-ой схеме, во второй? -Сколько звуков в 1-ой схеме, во второй? -Сколько букв в первой схеме, во второй? - А почему у нас в первой схеме 4 буквы, но 3 звука? -А для чего он нужен? -Давайте с вами почитаем слова с этой буквой. Кто прочитает задание под вторым кружком? Давайте с вами хором прочитаем эти слова по слогам. – Назовите слова, которые обозначают один предмет. -А теперь назовите слова, которые обозначают много предметов. -Придумайте свои пары слов. -Отлично! За это мы получаем ещё одну шестерёнку. -Давайте прочитаем задание под следующим кружочком. -Назовите все месяцы года. Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак? -Отлично! И за выполнение этого задания мы получаем шестерёнку. - Давайте с вами поиграем: превратите слова на доске в новые слова с помощью мягкого знака (на доске слова: мел-мель, угол –уголь, шест – шесть; был – быль, ел- ель, пыл – пыль). -Молодцы! Теперь немного разомнёмся. Смотрите на меня и повторяйте за мной. | Отвечают на вопрос учителя. -Гусь, гуси - В 1-ой 1 слог, во 2-ой 2 слога - 1 – 3, 2 – 4 - 4 буквы в обеих схемах - Потому что Ь не обозначает звука -Указывает на мягкость согласных - Голуби, голубь, гуси, гусь лебеди, лебедь -Голубь, гусь, лебедь -Голуби, гуси, лебедь - Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь | УУПД: определять количество слогов в слове; делить слова на слоги УУКД: строить устное речевое высказывание по результатам слогового анализа; УУПД: обозначать мягкость согласных звуков буквой ь в конце слова; | Азбука |
Динамическая пауза | Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.) | Выполняют физкультминутку. | ||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И М:языковой анализ П: составление звукобуквенной схемы С Ф М:продуктивный П: составление предложения | Организует самостоятельную работу. - А сейчас пора поработать самостоятельно. - У вас есть карточки с картинками и пустыми звуковыми схемами. Ваша задача: раскрасить звуковые схемы в соответствии с звуками. - Сколько слогов в слове ЛОСЬ? (1 слог) - Сколько букв? (4 буквы) - Сколько звуков? (3 звука) - Почему звуков меньше, чем букв? -Придумайте предложение со словом ЛОСЬ. -За эту работу мы с вами также получаем шестерёнку. | Слушают учителя. Выполняют самостоятельную работу. - 1 слог -4 буквы -3 звука -Потому что мягкий знак не обозначает звука. | УУПД: сравнивать различные языковые единицы; УУКД: строить устное диалогическое выказывание; | Презентация Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | ф М: работа с книгой П: чтение текста Ф М:беседа П: ответы на вопросы | -Найдите текст на странице 11. Кто может прочитать? Ответьте на вопросы: -О чём текст? -А лось это кто? - Чем питается лось? -Что любит лось? - Что насыпали мальчики для лося на пень? - Назовите слова, в которых есть мягкий знак. | -О лосе -Лось – это животное. -Зелёным листом. -Соль. -Соль. -Сквозь,лось, соль, пень. | УУПД: понимать прослушанный текст; — читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения; | Азбука |
Рефлексия деятельности (2 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа П: оценка деятельности | Организует предметную и эмоциональную рефлексию. -Мы выполнили ещё одно задание. А это значит мы получаем последнюю шестерёнку и теперь часы заработали. Маша: спасибо, что помогли починить часы Мишки. -Кто вспомнит тему урока? -Верно. Какую цель перед собой ставили? - Оцените свою работу на уроке. Поиграем в игру «Закончи предложение», на доске есть формулировки, поработаем с ними. Я узнал (а)… Я научился… Мне понравилось… -Спасибо! Урок окочен. | - Тема: Буква «ь». Цели: узнать новую букву ь. | УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу; УУРД: устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий. | Презентация |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте "Красна птица опереньем, а человек-уменьем. Буква Ь-показатель мягкости предшествующего согласного звука"
Тема: «Красна птица опереньем, а человек-уменьем. Буква Ь -показатель мягкости предшествующего согласного звука»Цель деятельности учителя: создание условий для знакомства с буквой &l...
Технологическая карта урока "Обучение письму" на тему "Письмо строчной и заглавной буквы Е" (УМК "Школа России", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование знаний о написании строчной и заглавной буквы «Е», соединениях с буквой «Е», написании слов с буквой ...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Знакомство со звуками [к], [к\'] и буквой Кк" (УМК "Школа России, 1 класс)
Цель урока: формирование представления у обучающихся о согласных звуках [к], [к‘] и способом его графического обозначения с помощью букв КкЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1...
Технологическая карта урока "Обучение письму" на тему "Письмо строчной и заглавной буквы Е" (УМК "Школа России", 1 класс)
Технологическая карта урока "Обучение письму"...
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Звуки [ф], [ф\']. Строчная буква ф» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: Формирование представления о согласных звуках [ф], [ф'] и о строчной букве ф, умения читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результаты:Предметные:1.Зн...
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: "Звуки [э], [й\'э]. Буква Ее" УМК "Школа России" (1 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: Обобщение и закрепление знаний обучающихся о звуках [э], [й’э], букве Ее.Задачи:Дидактические:1. Учить определять роль буквы ...
Технологическая карта урока обучение грамоте по теме "Звуки [в] и [в’]. Буква "Вв"", УМК "Школа России", 1 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Знакомство со звуками [в] и [в’] и обозначающей их буквой «Вв»; учить читать слоги с новой буквой с ориентацией на последую...