Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Литературное чтение (чтение)
Тема | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных, развития речи, памяти, логического мышления |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
Личностные результаты | Проявляют интерес к окружающей природе |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата. Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризуют букву ь. Коммуникативные: выразительно рассказывают |
Основное содержание темы, понятия и термины | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков |
Образовательные ресурсы | Нитка, шнурок. Предметные картинки |
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
| Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Беритесь, ребята, Скорей за работу. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя | ||
II. Речевая разминка | Коллективная. Словесный. Артикуляционная гимнастика | Выполним упражнения: «Чистим зубки», «Часики» | Выполняют упражнения под руководством учителя | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков | ||
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | – Сегодня мы отправляемся | Слушают учителя, рассматривают изображение буквы | Принимают учебную задачу | Фронтальный. Наблюдение учителя | ||
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 11) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа | Перед учениками предметные картинки с изображением двух гусей и одного гуся. – Рассмотрите схемы слов. Выполните слого-звуковой анализ слов. – Буква ь сама никакого звука не обозначает, а нужна для того, чтобы обозначить мягкость согласного звука | – Согласный звук в слоге си мягкий [c’]. Мягкость обозначена буквой и. Слово гусь состоит из трех звуков (из слияния и мягкого согласного, гласного, твердого образующих один слог) | Выполняют слого-звуковой анализ слова гуси (с опорой на схему). Объясняют, как обозначена мягкость согласного звука [с’]. Соотносят звуковую форму слова гусь с его схемой. Устанавливают количество звуков в слове | Фронтальный. Слого-звуковой анализ слов | ||
2. Дидактическое упражнение «Один – много» | Фронтальная. Словесный, практический | – Прочитайте слова. – Назовите слова, которые обозначают один предмет, много предметов | Читают слова. – Один предмет: голубь, лебедь | Различают существительные единственного и множественного числа | Фронтальный. Устные ответы, упражнение | ||
Мягкий знак в словах | Дидактическое упражнение | Придумайте свои пары слов. – Назовите все месяцы года Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак? | Много предметов: голуби, лебеди. – Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь | По аналогии составляют свои примеры. Распознают мягкий знак в словах. Перечисляют названия месяцев года | |||
3. Знакомство с буквой ь | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | – На что похожа буква ь? Буква Р перевернулась – Мягким знаком обернулась В. Степанов Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак. – Выложите букву ь из нитки или шнурка | Находят букву ь Высказывают свои предположения. Из нитки выкладывают букву ь | Находят букву ь на «ленте букв». Моделируют ее из нитки или шнурка | Фронтальный. Устные ответы, моделирование | ||
4. Работа с текстом | Коллективная. Словесный, практический. Чтение, беседа | – Прочитайте текст. – О ком говорится в рассказе? – Чем питается лось? – Что насыпали мальчики лосю? – Как можно назвать рассказ? | Читают текст рассказа, отвечают на вопросы. Озаглавливают рассказ: – «Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам» | Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая интонацию. Находят ответы на вопросы в тексте. Определяют основную мысль рассказа, озаглавливают его | Коллективный. Чтение, беседа | ||
5. Развитие речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 10) | Коллективная. Словесный. Беседа | – Рассмотрите картинку. Составьте по ней рассказ. – Придумайте сказочную историю про лося | Рассматривают картинку, придумывают рассказ | Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют рассказ на заданную тему | Коллективный. Рассказ | ||
6. Работа с пословицами (учебник, с. 10) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Прочитайте пословицы. – Как вы понимаете смысл пословиц? | Читают, выполняют задание | Объясняют смысл пословиц, высказывают свое мнение | Фронтальный. Устные ответы | ||
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Единственное и множественное число (учебник, с. 12) | Групповая. Словесный. Беседа, чтение | – Сравните слова. Какие из них обозначают один предмет, а какие – много предметов? | Читают слова в столбиках. Называют слова в единственном числе и во множественном числе | Различают существительные единственного и множественного числа | Групповой. Чтение, устные ответы | ||
2. Развитие связной речи. Чтение рассказа (учебник, с. 12) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, рассказ | – Прочитайте рассказ. – Найдите в тексте слова с ь – Как вы понимаете выражение «ударили морозы»? – Придумайте конец рассказа | Читают. Находят слова с ь. Объясняют выражение. Придумывают конец рассказа | Понимают смысл прочитанного рассказа, распознают букву ь | Фронтальный, индивидуальный. Чтение, рассказ | ||
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»
Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".
Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....
Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Урок обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению: "Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"...
«Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков»
Обучающие· познакомить с особенностями буквы ь;· учить выполнять звуко-бу...
Технологическая карта урока по обучению грамоте "Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"
Предмет: обучение грамоте;УМК: Школа РоссииТип урока: открытие новых знаний...
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе , тема "Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков"
Урок строился в соответствии с ФГОС на основе системно- деятельностного подхода, где детям надо было самим определить тему и учебные задачи урока, справиться с реальными ...
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"...