Конспект урока русского языка 3 класс "Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать однокоренные слова среди других слов, выделять корень.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать: правило написания однокоренных слов, признаки однокоренных слов;
уметь: распознавать однокоренные слова;
выделять в однокоренных словах корень.
Личностные: интерес к изучению темы; воспитывать трудолюбие, освоение личностного смысла учения, проводить самооценку своей деятельности.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК « ШР» Русский язык 3 кл.: Учебник : в 2 ч. Ч.1/[В.П. Канакина, В.Г.Горецкий]. – М.: Просвещение , 2013.- с.61-62;Презентация к уроку. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока русского языка 3 класс "Однокоренные слова" | 53.08 КБ |
Презентация. Русский язык 3 класс "Однокоренные слова" | 62.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 13.10.2020 ФИО учителя: Евстифеева Н.А.
Школа: № 152 ФИ студента: Саматова Альфия
Класс: 3 «Б» ФИО методиста: Кондратьева И.И.
Кабинет: 209
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений о корне слова.»
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать однокоренные слова среди других слов, выделять корень.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать: правило написания однокоренных слов, признаки однокоренных слов;
уметь: распознавать однокоренные слова;
выделять в однокоренных словах корень.
Личностные: интерес к изучению темы; воспитывать трудолюбие, освоение личностного смысла учения, проводить самооценку своей деятельности.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК « ШР» Русский язык 3 кл.: Учебник : в 2 ч. Ч.1/[В.П. Канакина, В.Г.Горецкий]. – М.: Просвещение , 2013.- с.61-62;Презентация к уроку.
Челябинск, 2020
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Метод стимулирования и мотивации: интерес к учению | 1 мин | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Альфия Амуровна. -Громко прозвенел звонок Начинается урок. Девочки за парты сели, Мальчики за парты сели. На меня все посмотрели. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. -Какое нужно настроение, чтобы урок получился интересным и полезным? -Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу. -Молодцы! Я желаю вам всем хорошего настроения, работоспособности. | Психологически настраиваются на урок Проверяют готовность к уроку. -Хорошее | Р: волевая саморегуляция К: сотрудничество с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: каллиграфическая минутка Практический: Языковой, морфемный, лексический анализ | 5 мин | -Открываем тетради и глазки на меня. Выполняем правила, которые я проговариваю: Я тетрадь свою открою И с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. Записываем число «Тринадцатое октября» и Классная работа. -Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите сами, если установите закономерность подбора букв в каждой группе: А – В Ж – И О – Р ? З П --напишите цепочку из пар букв (начинаем с согласной буквы): первая «ба», вторая «бв», затем по алфавитному порядку до конца строки.(5 пар букв): Ба, бв, бг,бд,бе Посмотрите, у меня на слайде представлены слова. Прочитайте их про себя: (б..резка, б..р..зняк, подб..резовик): - На какую орфограмму даны слова? -Запишите в тетради эти слова в столбик. Что объединяет все эти слова? - Поднимите руки, кто помнит, что такое «корень»? -Выделите корень у каждого слова. -Что обозначает каждое слово? -Как называется эта группа слов? - Давайте составим предложения с каждым из слов. Составьте предложение. -Ребята, какие слова называются однокоренными?
| -Записывают число. Классная работа. Проверяют посадку при письме. Прописывают пары букв -Безударная гласная в слове. (Словарное слово) Записывают данные слова в столбик. . -корень -главная часть слова выделяют корень в словах Березка – дерево. Березняк – березовый лес, роща. Подберезовик – гриб, который растет под березой -однокоренные слова Составляют предложения. Ответы детей. | Л.: самоопределение к учебной деятельности |
III. Постановка учебной задачи Метод проблемного изложения: постановка учебной задачи Словесный: беседа Наглядный: графическая схема | 3мин | -Кто догадался, какая наша тема сегодняшнего урока? Какие цели поставим? Прочитайте, на какой вопрос нам нужно ответить в конце урока. Для этого откройте учебник на с.61 (Какие слова называются однокоренными?) кто-то уже может ответить на этот вопрос? (на слайде графическое обозначение корня) | -Тема: «Однокоренные слова» -цель: научиться распознавать однокоренные слова, выделять корень» | Р: целеполагание Л: смыслообразование Л: самоопределение |
IV.Открытие нового знания Практический: анализ правила Практический: списывание, частичный морфемный анализ Динамическая пауза | 10 мин
1 мин | -Сегодня мы с вами научимся находить однокоренные слова. Откройте учебник на с. 61. Сверим наш вывод с учебником. Прочитаете правило, что такое однокоренные слова. Кто прочитает для всего класса? -По каким признакам можно понять, что это однокоренные слова? Приведите примеры. -докажите, что в правиле приведены однокоренные слова. -о каком орфографическом правиле мы узнали? Фронтальная и индивидуальная работа - упр.№108. Прочитайте. -Найдите однокоренные слова. -Какое еще однокоренное слово мы можем подобрать? Дайте определение этому слову. -На полях запишите номер упражнения. Выпишите только однокоренные слова из учебника через запятую, выделив корень и дописав еще одно однокоренное слово. (грибник) -Докажите, что это однокоренные слова. Как вы определили, что это однокоренные слова? -Посмотрите на эталон. Если все верно, поставьте на полях «+» -Повторите определение однокоренных слов. А теперь все встанем. Повторяйте за мной. Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Работают с правилом -одинаковый корень и одно и то же значение. -У однокоренных слов одинаковый корень с одним и тем же значением. Например: лес-лесной -Что корень в однокоренных словах пишется обычно одинаково. Грибы, грибной -Грибник- человек, который собирает грибы. Выписывают однокоренные слова Выделяют корень Отвечают на вопросы учителя Однокоренные слова-это слова, которые имеют одинаковый корень с одни и тем же значением. Выполняют динамическую паузу | П: умение структурировать знания Р: планирование П: анализ и синтез П: поиск выделение необходимой информации К: выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический: выборочное списывание, Словесный: слово учителя Практический: Группирование слов с одинаковым корнем. Практический: письменное задание с объяснением | 5 мин | Фронтальная и индивидуальная работа -Посмотрите на упражнение №109. Кто прочитает слова? -в какие группы можно объединить слова? -Сколько всего таких групп получится? У нас должно получиться 5 групп. -Выпишите слова по группам, выделяя корень. 1ряд выписывает однокоренные слова для слова «соль», 2 ряд-сад, 3 ряд-свет. Два ученика у доски. 1 ученик для слова «звон», 2 ученик-синяк. Кто закончит, руку на локоток. (проверяем учеников, которые работали у доски и ставим отметку) -обменяйтесь тетрадями, проверьте по эталону. У кого все верно, поставьте «+» на полях. (взаимопроверка) -Могут ли однокоренные слова относиться к разным частям речи? -как пишется корень в однокоренных словах? | Читают, думают На группу однокоренных слов -5 групп. -Списывают, объединяя слова в группы -Да могут. -корень в однокоренных словах пишется одинаково. | П: умение структурировать знания Р.: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: Письменное задание | 7 мин | -посмотрите на упр. №111. Прочитайте. -Все ли слова каждой группы являются однокоренными? -почему? -Поработайте, пообсуждайте в парах и выпишите только те слова, которые являются однокоренными. -Прочитайте первый столбик. Все ли верно выписала это пара? -прочитайте второй столбик. Все ли верно? -прочитайте третий столбик. Все ли верно? -прочитайте четвертый столбик. Все ли верно? -Сколько признаков у однокоренных слов? -назовите их. | Читают, осмысляют -нет -потому что у корней разное значение. -Работают в парах Проверяют. -два признака -одинаковый корень и одинаковое значение | Р: контроль. Оценка, коррекция |
VII. Включение в систему знаний, повторение Практический: морфемный анализ. Практический: самостоятельная работа с нахождением лишнего слова | 5 мин | -Сейчас я вам раздам карточки. Вам нужно самостоятельно найти и зачеркнуть то слово, которое не относится к однокоренным. 1) Лес-лесной-лесник-лесенка 2)медовый-медь-медный 3)гусь-гусиный-густой-гусыня 4)лев-левша-левый-налево 5)пять-пятнистый-пятно 6)лето-летний-летать 7) горный-гора-горевать 8) лень-лентяй-лента (проверяю и ставлю оценки) -Подписываем свои работы. Передаем на первую парту свои работы. | - Работают самостоятельно на карточках Применяют свои знания на практике | Р:Оценка, коррекция К.: умение полно и точно выражать своё мнение |
VIII.Рефлексия деятельности. Словесный: беседа | 3 мин | -Итак, наш урок подходит к концу. Открываем свои дневники, записываем домашнее задание. С.62 №110. -Какую тему мы изучали сегодня? -Что вы узнали о однокоренных словах? -повторите правило. -по каким признакам вы определяли однокоренные слова? Верно. -у кого на полях два «+»? поднимите руки. (выборочно ставлю оценки) -Оцените свою работу на уроке. (перед оценивание раздаю жетончики зеленого, желтого, красного цветов). Кто считает, что у него все получилось поднимите зеленый квадрат. Если кто-то сомневается-желтый. Что все выполнял правильно, если не до конца усвоил тему- красный. -Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо за урок! | Записывают Д.З -Однокоренные слова -Что они имеют одинаковый корень и одинаковое значение -рассказывают правило. Отвечают на вопросы учителя Проводят анализ своей деятельности на уроке. | Р: оценка деятельности К: выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью |
А – В
?
Ж – И
З
О – Р
П
1) Лес-лесной-лесник-лесенка
2)медовый-медь-медный
3)гусь-гусиный-густой-гусыня
4)лев-левша-левый-налево
5)пять-пятнистый-пятно
6)лето-летний-летать
7) горный-гора-горевать
8) лень-лентяй-лента
1) Лес-лесной-лесник-лесенка
2)медовый-медь-медный
3)гусь-гусиный-густой-гусыня
4)лев-левша-левый-налево
5)пять-пятнистый-пятно
6)лето-летний-летать
7) горный-гора-горевать
8) лень-лентяй-лента
1) Лес-лесной-лесник-лесенка
2)медовый-медь-медный
3)гусь-гусиный-густой-гусыня
4)лев-левша-левый-налево
5)пять-пятнистый-пятно
6)лето-летний-летать
7) горный-гора-горевать
8) лень-лентяй-лента
1) Лес-лесной-лесник-лесенка
2)медовый-медь-медный
3)гусь-гусиный-густой-гусыня
4)лев-левша-левый-налево
5)пять-пятнистый-пятно
6)лето-летний-летать
7) горный-гора-горевать
8) лень-лентяй-лента
1) Лес-лесной-лесник-лесенка
2)медовый-медь-медный
3)гусь-гусиный-густой-гусыня
4)лев-левша-левый-налево
5)пять-пятнистый-пятно
6)лето-летний-летать
7) горный-гора-горевать
8) лень-лентяй-лента
1) Лес-лесной-лесник-лесенка
2)медовый-медь-медный
3)гусь-гусиный-густой-гусыня
4)лев-левша-левый-налево
5)пять-пятнистый-пятно
6)лето-летний-летать
7) горный-гора-горевать
8) лень-лентяй-лента
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
б..резка , б..р.. зняк , подб .. резовик
Береза-березка, жёлтый – желтеет и и з с о и
Тема: «Однокоренные слова» Ц ель: научиться распознавать однокоренные слова, выделять корень»
корень
Однокоренные слова -это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
Грибы, грибной , г рибник
1 группа Соль Солить Солёный 2 группа Сад Садовник Садовый 3 группа Свет Светить Светлый 4 группа Звон Звонить Звонкий 5 группа синяк Синий Синить Синень -кий
Д / З с .62 упр.110
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Сложные слова"
Конспект урока русского языка "Сложные слова", 3 класс...
Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс
Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....
Конспект урока русского языка "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России"...
Конспект урока русского языка "Состав слова. Разбор слова по составу"
Тема урока: Состав слова. Разбор слов по составу. Цель деятельности учителя: - организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и углубления знаний . Планируемые результаты: - Пред...
Конспект урока русского языка "Состав слова. Способы образования слов" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов ...
Конспект урока русского языка: " Состав слова. Значимые части слова" ( УМК " Школа России" , 4 класс)
Тема: Состав слова. Значимые части слова.Цели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся о морфемном составе слова и каждой значимой части слова.Планируемые результаты:Предметные: з...