Конспект урока русского языка "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока русского языка "Сложные слова", 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_slozhnye_slova.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока:
Познакомить с понятием «сложные слова», образованием сложных слов; повторить понятия «корень», «однокоренные слова».
Обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке.
Прививать интерес к русскому языку; воспитывать культуру интеллектуального труда.
Тип урока: урок открытия новых знаний через исследовательскую деятельность.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический.
Формы организации деятельности: индивидуальная, дифференцированная,
групповая.
I. Организационный момент.
Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
ΙΙ. Актуализация знаний:
1) Прежде чем начнем совершать открытия, вспомним то, что знаем.
1-ый ряд – ваша зрительная точка№3
2- ой ряд – ваша зрительная точка № 1
3- ий ряд - ваша зрительная точка № 2
Запишите слова, соответствующие вашим схемам. (проверка выборочно)
2) Как-то много лет тому назад
Посадили странный сад:
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово- слово- корень-
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло… (СЛАЙД 3)
- Прочитайте внимательно текст. Прочитайте выразительно текст.
– Что заметили?
- Какое задание вы могли бы предложить? (выписать однокоренные слова и разобрать их по составу)
III. Знакомство с новой темой. (СЛАЙД 4 )
- Прочитайте предложение.
Мухолфвка – маленкая птичька, жывущая в нашей месности.
Какое задание вы можете предложить?
- найди ошибки, исправь;
- спиши без ошибок;
- обозначь орфограммы.
Коллективная проверка, оценивание. (СЛАЙД 5)
Предлагается выделить морфемы в слове мухоловка. Ставится проблемный вопрос. Возникает вопрос: Сколько корней в слове мухоловка? Выясняют, почему эту птицу так назвали?
(2 ученика у доски на табличках слова)
Кристина:
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел
Ангелина:
Жило – было слово ХОД
В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,
В слове ХОДИКИ стучало,
И в ПОХОДЕ вдаль шагало.
Учитель:
Так и жили ПАР и ХОД. ( СЛАЙД 6)
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили –
По воде они поплыли.
Паром ходит ПАРОХОД,
В паре ходят ПАР и ХОД.(Е.Измайлова)
IV. Наблюдение над сложными словами. ( СЛАЙДЫ 7, 8, 9)
Запишите по три слова с каждого слайда.
Выясняют значения слов, как они образованы, записывают слова, выделяют корни.
Делают вывод (какие слова называются сложными), читают определение по СЛАЙДУ 10.
V. Работа с предложением. (СЛАЙД 11)
На экране записаны слова:
Др…бил, мощный, льдины, л..д…кол.
- Какие задания вы хотите выполнить? ( вставить пропущенные буквы и собрать предложение). Проверка.
Физминутка для глаз (СЛАЙД 12)
V. Карточки с разноуровневыми заданиями.
1 гр. (минимальный уровень ЗЕЛЁНЫЕ) – выделите корни слов,
самовар, рыболов, свинопас, вертолет, самолюбие, одноклассники;
2 гр. (средний уровень ЖЁЛТЫЕ) – соберите сложные слова из рассыпавшихся корней: снег пад ; снег кат; сам кол; лед руб; лес парк.
3 гр. (средний уровень ГОЛУБЫЕ) – образуйте и запишите сложные слова, из слов: листья, падать сад, водить, пар, возить голый, лед, ходить
4 гр. (высокий уровень КРАСНЫЕ) – подберите и запишите сложные слова с корнем - вод-.
VI. Закрепление. Работа в парах. (СЛАЙД 13)
Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, разберите их по составу.
Образец: рубить мясо – мясорубка.
1.Резать овощи - ……………..
2.Варить кофе - ……………..
3.Ловить мышей -……………
4.Любитель книг - ……………
5.Ходит по луне - ……………..
(взаимопроверка)
VII. Итог урока. ( СЛАЙД 14)
- С написанием и образованием каких слов познакомились на уроке?
- Как образуются сложные слова?
- Для чего люди используют такие слова?
VIII. Рефлексия урока.
Не хочу держать в секрете
Этот маленький секрет.
Вертословы есть на свете,
А без –верто- слова нет.
Ты родился вертословом?
Может зря хвалился тут?
Слова не путаешь на свете?
Знаменитый словопут?
- Сегодня среди вас не было ни одного словопута.
Активными вертословами были:… Им за урок – 5.
IX. Домашнее задание.
Посмотрите дома в словаре, есть слова в русском языке: словопут и вертослов. Упражнение 173 или 174 по выбору.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"
На этом уроке дети познакомятся со словами, отвечающими на вопросы Кто? и Что? В неформальной обстановке сделают для себя новое открытие. На уроке используются парные и групповые методы работы....
Конспект урока русского языка "Слова признаки"
Конспект урока русского языка во 2 классе.УМК "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»
Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»...
Конспект урока русского языка "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний"
Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. "Слова - иностранцы"...
Конспект урока русского языка "Слова - помощники" 1 класс ПНШ
Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС НОО...
Конспект урока русского языка "Слова-омонимы"
Конспект урока с презентацией и приложениями по теме "Слова-омонимы. 2 класс. 21 век....