Звук[щ]. Буквы Щ, щ
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Наталья Николаевна Самойлова

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_shchshch.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1

Тема: Звук[щ]. Буквы Щ, щ.

Цель: познакомить с мягким глухим согласным звуком [щ’], буквами Щ, щ, с правилом написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Планируемые результаты:

  • Личностные
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, воспитание любви и уважения к своей Родине.
  • Метапредметные
  • Познавательные: умение осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию.
  • Коммуникативные: умение слушать одноклассников, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь слою, излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения.
  • Регулятивные: умение принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее достижения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку.
  • Предметные:
  • Обучающиеся познакомятся с мягким глухим согласным звуком [щ’], особенностями  его произнесения.
  • Научатся: производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком, соотносить звук [щ’] и букву  его обозначающую, опознавать новую букву в словах и текстах,  определять место изученной буквы на «ленте букв».
  • Получат возможность научиться: сопоставлять по сказкам вымысел и реальность, фантазировать, составлять по иллюстрации связный рассказ.

Материально-техническая база: учебник «Азбука» 1 класс под ред. Горецкого В.Г.,  презентация, компьютер, экран, проектор, карточки со скороговорками.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный этап

  • Добрый день.

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

Настраиваются на урок.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

  • Чем  отличаются буквы и звуки?

  • Что изображено на доске- звуки или буквы?
  • В каждой группе букв надо найти лишнюю и объяснить, почему она лишняя.
  1. ОУМ
  2. СИК
  3. ЯЁЭ
  4. ПРН
  5. ЖЧШ

Сколько букв мы уже выучили?

Сколько еще осталось выучить?

Отвечают на вопрос.

Звуки-слышим, произносим.

Буквы-видим, пишем.

Буквы.

  1. М-обозначает согласный звук
  2. Я-обозначает  гласный звук
  3. Э-обозначает твердость согласного звука
  4. П-обозначает глухой согласный

звук

      5)Ч-обозначает мягкий согласный

          звук

30 букв

3 буквы

3.Постановка цели и задач урока.

Чем мы будем заниматься на уроке? А зачем вам это?

Отвечают на вопросы.

4. Усвоение новых знаний. Работа со звуком [щ']

  • Отгадайте загадку:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток (рыба)

  • Каких рыб вы знаете?
  • Откройте учебник на стр.63. Какие рыбы нарисованы?
  • Произнесите слово: щука. Какой первый звук?
  • Произнесите слово: лещ. Какой последний звук?
  • Что можно о них сказать?
  • Анализ звука.
  • Обозначение звука буквой Щщ.
  • Найдите на ленте букв место этой буквы.

  • Подберите слова со звуком Щ в начале слова.

  • Как вы думаете нужны ли букве Щ, смягчающие буквы? Почему?

Щ (а,я)    ?    Щ(у,ю)  ( слайд 1)
Правило чу-щу, ча-ща ( слайд 2)

  • Работа с учебником стр.63

Юра, Никита, Оля-слоги

Арина Комарова, Алеша З, Алеша С., Катя, Егор- слова

Остальные ребята- стихотворение

  • Составьте предложения со словами:

ищу, чищу, чаща, щуки, лещи, роща, щегол, щенок ( слайд 3)


  • Чтение скороговорок с буквой Щ.

(стр.62- 4 группы)

  • Чтение загадок по рядам –стр.64

  • Чтение стихотворений по вариантам-стр.65  ( слайд 4)

  • Рассмотрите рисунки, что общего у них?

Для чего нужны эти предметы? 

( слайд 5)

  • Поиск слов с буквой щ.

https://learningapps.org/watch?v=px5u732xt20

Отгадывают загадку.

Называют названия рыб.

Открывают учебник, рассматривают иллюстрации (щука, лещ).

Произносят слово, выделяют звук.

Произносят слово, выделяют звук.

Они одинаковые.

Дают характеристику звуку: согласный, глухой, мягкий.

Рассматривают ленту букв, находят ее место.

 Подбирают слова с буквой Щ в начале:

Щи, щит, щетка, щука, щавель, щебень, щенок, щека, щель, щипцы, щелчок, щепотка.

Т.к. Щ-обозначает мягкий согласный звук, то смягчающая гласная не нужна.

Читают каждый свое задание.

Составляют предложения.

Чтение скороговорки самостоятельно, в паре, группой.

Каждый читает загадку своего ряда.

Выборочное чтение загадки.

Отгадывают загадки.

Читают стихотворения самостоятельно, в паре, выборочно перед классом.

Называют предметы: плащ, ящик, клещи, щетка.

В этих словах есть буква Щ.

Рассматривают таблицу с буквами, находят спрятанные слова с буквой Щ, выделяют его на ноутбуке.

5. Рефлексия учебной деятельности

Что нового узнали сегодня на уроке?

Щуку я тащу-тащу,

Щуку я не упущу.

Щуку я тащу-тащу,

Щуку я не упущу.

Щуку я тащу-тащу,

Щуку я не упущу.

Щуки и леща в роще не сыщешь.

Щуки и леща в роще не сыщешь.

Щуки и леща в роще не сыщешь.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

В ящике вещи-щипчики и клещи.

В ящике вещи-щипчики и клещи.

В ящике вещи-щипчики и клещи.

Щуку я тащу-тащу,

Щуку я не упущу.

Щуку я тащу-тащу,

Щуку я не упущу.

Щуку я тащу-тащу,

Щуку я не упущу.

Щуки и леща в роще не сыщешь.

Щуки и леща в роще не сыщешь.

Щуки и леща в роще не сыщешь.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

В ящике вещи-щипчики и клещи.

В ящике вещи-щипчики и клещи.

В ящике вещи-щипчики и клещи.

Щуку я тащу-тащу,

Щуку я не упущу.

Щуки и леща в роще не сыщешь.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

В ящике вещи-щипчики и клещи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...