Технологическая карта урока Русский язык. " Последовательность предложений в тексте".
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Дмитриева Оксана Анатольевна

Русский язык 3 класс. тема: " Последовательность предложений".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Последовательность предложений в тексте».

ЦЕЛИ: Образовательные:

   -    закрепление навыков работы с текстом;  

  • обучение анализу текста, умению определять тип текста, его признаки, редактированию теста с нарушениями норм письменной речи ;
  • обучение овладению чтением как видом речевой деятельности.

               Развивающие:

         -    развивать умения планировать, контролировать, регулировать

              и анализировать собственную учебную деятельность;

       -   развитие аналитического мышления;

       -   развитие умения слушания и говорения.

             Воспитательные:

          -  создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку русского языка    

             путём вовлечения каждого в активную деятельность;

          -  воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

          -  воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-карточки для индивидуальной работы обучающихся;

-меловая запись на доске;

-мультимедийный проектор, экран;

-презентация «Последовательность предложений в тексте».

Ход урока

I. Приветствие гостей.

- Ребята, сегодня у нас первый предметный день в этом году. Его тема: « Не бойся, что не получится. Бойся, что не попробуешь » 

-Как понимаете?

II. Эмоциональный настрой на урок.

- Ребята, чтобы у вас сегодня на уроке всё получалось, со всеми заданиями вы смогли легко справиться, мне бы хотелось напутствовать вас на урок такими словами (Слайд 2):

                  Учитесь с улыбкой,

Шутите учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки,

Как мы! В добрый час!                                                      

-Соберите пословицу (Слайд 3):

      «Говори      мало,   слушай     много,     а думай      ещё больше.»

-Как вы понимаете её смысл? (Слайд 4)

-Эта пословица будет нашим девизом на уроке.

-Давайте попробуем на уроке не забывать об этой народной мудрости.

III. Чистописание.

- Откройте тетрадь. Вспомним правила посадки при письме.  (Слайд 5)

   Я тетрадочку открою,              

   Уголочком положу,

   И от вас, друзья, не скрою,

   Ручку я, «вот-так» держу,

   Сяду прямо, не согнусь,

   За работу я возьмусь !    

- Запишите сегодняшнее число … . Классная работа.                                

- Начинаем урок традиционно с чистописания. (Слайд 6) Пропишите строчные буквы, чередуя их в таком порядке:            

 т  к   е  с

IV. Сообщение темы и задач урока.

- Из букв, прописанных в чистописании, попробуйте составить слово. Буквы в слове могут повторяться. (Слайд 7)

- Тема урока «Текст и его заголовок». Запишите тему урока в тетрадь. (Слайд 8)

- Прочитайте, что мы будем делать на уроке.

*Повторим признаки текста, типы

*Вспомним о роли заголовка в тексте.

V. Актуализация раннее изученного.

1. Повторение признаков текста.

-Включиться в работу нам поможет «мозговой штурм».

-Отвечайте на вопросы хором, быстро.

*Несколько предложений, связанных между собой по смыслу- это (текст).  (Слайд 9)

*То, о чём говорится в тексте - это его (тема) (Слайд 10)

*То важное, главное, что хотел сказать автор в своём тексте – это его (основная мысль)

*В нём отражена тема текста – это  (заголовок)

2.Повторение типов текста.

 - Мы повторили, что такое текст, его признаки. Скажите, а какие типы текстов мы знаем?

(Слайд 11)                     

- На какой вопрос отвечает текст-описание? (какой?). Каковы его признаки? (Много слов – признаков предмета). Повествование -  что произошло? – действия. Рассуждение - почему? – причины, доказательства.  (Слайд 11) 

VI.Роль заголовка в тексте. Формирование новых знаний.

-Назовите признаки текста.

-Типы текста

2. Работа по учебнику. (Слайд 13)              

- Ребята, напомните, где отражена тема текста? (в заголовке)

- Понаблюдаем: какую роль выполняет заголовок в тексте. Работа по учебнику.

3.Работа с деформированным текстом. Определение типа текста и его озаглавливание.

- А сейчас предлагаю вам поработать в роли дешифровщиков. (Слайд 14)              

На партах у вас лежат карточки с записью, где смешались два текста. Эта же запись сейчас на экране.

- Прочитайте про себя запись на карточке.

    По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. Мех густой, с пятнами.

- Попробуйте назвать тему одного из текстов. (Рысь)

- Возьмите ручку. Подчеркните в карточке одной чертой все предложения, которые относятся к тексту о рыси.

- Прочитаем полученный текст. Читать будем по одному предложению. Если вы не согласны с ответом одноклассника, поднимите руку. (Слайд 15)              

          По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой. с пятнами.

- Придумайте и запишите посередине строчки заголовок к этому тексту.

- Прочитайте полученные заголовки.

- Определите тип текста. Докажите.

- Выпишем из текста слова, которые описывают рысь.

У доски выписывает эти слова …  (фамилия, имя обучающегося) .

                     Похожа, крупная, плоская, узкая, толстые, сильные, густой, с пятнами.

Каких слов здесь больше: существительных или прилагательных? Почему?

- Назовите тему второго текста. (Тигры в цирке.)

- Возьмите ручку. Подчеркните в карточке волнистой линией все предложения, которые относятся к тексту о тиграх в цирке.

- Прочитаем полученный текст. Читаем по одному предложению. (Слайд 16)      

      Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

- Придумайте и запишите посередине строчки заголовок к этому тексту.

- Прочитайте полученные заголовки.

- Определите тип текста. Докажите.

- Выпишем из текста слова, называющие действие предмета. Как ещё их можно назвать?

(Глаголы). 

- У доски выписывает глаголы …   (фамилия, имя обучающегося)  .

      Был, видел, не выделывали, вставали, прыгали.            

         

VII. Итог урока.

- Подведём итоги.  

- Что мы   сегодня учились делать?  

– На что указывает заголовок?

– Бывают ли тексты без заголовков?

- С каким текстом легче работать: с озаглавленным или с текстом, не имеющим заголовка? Почему?

– Можно ли озаглавить текст, который не имеет заголовка?

VIII. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.  (Слайд 17)      

- Если вы успешно справлялись со всеми заданиями, нарисуйте на полях тетради «весёлый» смайлик. Если испытывали трудности, допускали в работе ошибки – смайлик без улыбки, постоянно ошибались – «грустный» смайлик.

(Слайд 18)      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 2класс "Учимся заканчивать текст" УМК Школа 21 века

Технологическая карта помогает учителю как режессёру в кино спроектировать сценарий урока. Урок развития речи строится с учётом оптимальности выбора методов стимулирования и оптимизации учебно - позна...

Технологическая карта урока русского языка "Виды предложения по теме высказывания" 3 класс

Технологическая карта урока составлена в соответствии ФГОС НОО....

Технологическая карта урока русского языка «Роль прилагательных в тексте» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Роль прилагательных в тексте»Цель урока: дать представление о тексте – описание; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.Планируемые резуль...

Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива"

Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива" 2 класс...

Технологическая карта урока русского языка «Последовательность абзацев» (2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)

Цель урока: формирование умения правильно составлять текст по заданным условиям.Задачи урокаДидактические:1. Научить составлять текст с соблюдением последовательности абзацев;2. Научить корректировать...

Технологическая карта урока русского языка «Последовательность предложений в тексте» 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока «Последовательность предложений в тексте»  Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о последовательности пр...