Технологическая карта урока русского языка «Последовательность предложений в тексте» 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Новикова Юлия Александровна

Тема урока «Последовательность предложений в тексте»

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о последовательности предложений в тексте.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить со структурой текста;

2) формировать умения составлять тексты;

3) упражнять в определении темы, последовательности предложений в тексте.

Предметные:

Учить:

1) правильно строить текст, используя предложения, соблюдать последовательность предложений в тексте; 

2) определять тему, основную мысль текста, подбирать заголовок текста.

Развивающие:

1) развивать наблюдательность и внимание;

2) развивать навыки самостоятельной работы посредством самостоятельного выполнения упражнений;

3) выполнять упражнения, которые способствуют развитию мышления и речи учащихся.

Личностные:

1) первоначальное представление о системе языка;

2) познавательный интерес к изучению русского языка;

3) активность и самостоятельность в познании русского языка.

Воспитательные:

1) воспитывать положительную мотивацию к учению;  

2) воспитывать навыки сотрудничества посредством групповой и парной работы.

 

УМК: «Начальная школа XXI века», учебник Русский язык. 2 класс, 2 часть. Иванов С.В., Евдокимова А.О.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 24.03.2023

Школа: МАОУ «АЛ №95»

Класс: 2-7

Урок: 4

Время: 10:50 – 11:30 Кабинет: 101

Студент: Новикова Юлия Александровна

Группа: 31

Учитель: Миронова Елена Борисовна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока «Последовательность предложений в тексте»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о последовательности предложений в тексте.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить со структурой текста;

2) формировать умения составлять тексты;

3) упражнять в определении темы, последовательности предложений в тексте.

Предметные:

Учить:

1) правильно строить текст, используя предложения, соблюдать последовательность предложений в тексте; 

2) определять тему, основную мысль текста, подбирать заголовок текста.

Развивающие:

1) развивать наблюдательность и внимание;

2) развивать навыки самостоятельной работы посредством самостоятельного выполнения упражнений;

3) выполнять упражнения, которые способствуют развитию мышления и речи учащихся.

Личностные:

1) первоначальное представление о системе языка;

2) познавательный интерес к изучению русского языка;

3) активность и самостоятельность в познании русского языка.

Воспитательные:

1) воспитывать положительную мотивацию к учению;  

2) воспитывать навыки сотрудничества посредством групповой и парной работы.

УМК: «Начальная школа XXI века», учебник Русский язык. 2 класс, 2 часть. Иванов С.В., Евдокимова А.О.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(30 сек)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой на урок

М: демонстрация

П: презентация слайдов

Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся.

- Здравствуйте! Меня зовут Юлия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Девиз нашего урока: учись, смекай, активным будь, и к знаниям откроешь путь!

- Занимайте свои места.

- У каждого на парте лежит лист успеха, после каждого выполненного упражнения мы будем закрашивать соответствующую картинку: зелёным цветом – если всё получилось, жёлтым – были ошибки, красным – не справились. В конце подведём итоги проведённой работы, и тех, кто активно работал, ждёт небольшой сюрприз.

Приветствуют учителя.

Садятся на места.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М: беседа

П: слово учителя

М: беседа

П: инструктаж

Ф

М: практический

П: устный счёт

ВК

Мотивирует учащихся. Актуализирует опыт обучающихся.

Проводит словарную работу.  

- Ребята откройте тетрадь. Запишем число, 21 марта, и «Классная работа». Я продиктую 5 словарных слов, которые вы должны будете записать. Помним, что писать нужно красиво, а сидеть прямо. Слова: июль, июнь, капуста, карандаш, картина.  Расставьте ударения и выделите непроверяемые орфограммы.

Организует самопроверку

- Проверим. Положите свои тетради на середину стола и по словарику проверьте написание слов. Какие были ошибки?

- Оцените работу по листу успеха.

- Ребята, вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке?

- Что такое текст?

- Что вы знаете о тексте?

- Прочитайте предложения на листах, которые я вам раздала.

https://sun9-10.userapi.com/impg/rA1iO_DE-UbPGoa88UYh1vOXN1zZMb_B-PL85g/WLQRpx4y4EE.jpg?size=1986x871&quality=95&sign=3e86edbb28fd717210b0ac7ca3a48d8f&type=album

- Можно назвать то, что вы сейчас прочитали текстом? Почему?

- Что вы ещё заметили? 

-Что нам необходимо сделать, чтобы получился текст?

Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал.  

Осуществляют взаимопроверку.  

Оценивают работу по листу успеха.

- Работали с текстом

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет определённую тему. Тема текста – это то, о чём в нём говорится. К тексту можно подобрать заголовок. Заголовок может отразить тему текста.

Читают предложения.

- Нет, потому что предложения запутаны.  

- Предложения связаны общей темой, но расположены не по порядку.

- Расположить предложения в определённом порядке, переставить местами.

УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях

наблюдения за языковым материалом, делать выводы

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУПД: распознавать достоверную и недостоверную информацию

самостоятельно или на основании предложенного учителем

способа её проверки

Презентация

Постановка учебной задачи

(2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Повторение и совершенствование ранее изученного материала для воспроизведения на новом уровне

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: практический

П: составление плана

Создаёт условия для определения обучающимися темы и цели урока.

- Сформулируем тему урока.

- Что мы должны узнать и научиться делать?

На доске и у вас на партах есть пункты плана, но они разбросаны. Давайте расставим их в правильном порядке. Двое человек выходят к доске, остальные работают на местах.

Итак, у нас получилось:

1. Повторим особенности текста.

2. Повторим структуру текста.

3. Узнаем о последовательности предложений в тексте.

4. Составим тексты.

5. Выполним самостоятельную работу.

6. Сделаем выводы.

- Какой-то пункт мы уже выполнили? Поставим галочку напротив этого пункта.

Определяют тему и цели урока.

- Последовательность предложений в тексте.

- Цели:

1. Узнать о последовательности предложений в тексте.

2. Учиться определять последовательность предложений в тексте.

Составляют план работы на уроке – два человека у доски, остальные работают с раздаточным материалом.

- Да, мы повторили особенности текста.  

УУПД: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Презентация

«Открытие» нового знания

П
М: дидактическая игра

П: заполнение пропусков

С

Ф

М: беседа

П: слово учителя

М: демонстрация

П: презентация слайдов

Ф

М: беседа

П: слово учителя

М: демонстрация

П: таблица

Организует открытие новых знаний.

Поработаем в парах. Вспомним правила работы.

- Расположите предложения в правильном порядке.

- О чём текст?

- Какой заголовок можно подобрать?

Работа с листом успеха.

- Откройте учебник на странице 61. Прочитайте об особенности текста.

- Расскажите о ней в парах.

Работают с новым знанием.

Рассказывают правила работы в парах.

Предлагают варианты.

В конце мая в лесу расцветают ландыши. Словно бусы, серебрятся на стебельке скромные бубенчики−цветочки. Они тихонько раскачиваются на гибкой зелёной ножке. Влажные длинные листья скрывают цветы от посторонних глаз. А как чудесен тонкий, нежный аромат ландышей!

- О ландышах.

- Ландыши.

Работа с листом успеха.

Читают определение.

Рассказывают в парах.

 

УУПД: выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом

УУПД: понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;

Презентация

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

П: выполнение динамической паузы

 

Проводит динамическую паузу.

- Давайте встанем со своих мест и проведём физминутку.

Включает видео.

- Молодцы! Присаживайтесь.

Повторяют движения.

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Видеофрагмент

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

Ф

М: беседа

П: инструктаж

И

М: практический

П: выполнение тестовой работы

Закрепляет с детьми полученные на уроке знания.

- Мы немного отдохнули, давайте повторим особенность текста. Расскажите его друг другу.

Организует работу с учебником.

- Теперь обратимся к упражнению 2.

- Прочитайте задание.

- Что мы должны сделать?

- Проверим. Прочитайте свои варианты.

- Какой вывод мы можем сделать?

Работа с листом успеха. 

Закрепляют новое знание.

Рассказывают в парах.

Прочитай текст. Нет ли в нём какого−то нарушения? Обратись к подсказке. Исправь текст. Придумай заголовок и запиши исправленный текст.

- Записать заголовок и исправленный текст.

- Заяц и половодье
Заяц жил на островке среди широкой реки. Пришла весна, начал таять снег. Вода стала быстро прибывать. Островок становился всё меньше и меньше. Вскоре вся земля скрылась под водой. Заяц забрался на ветку старого дерева, что росло на островке. Через три дня вода спала, и заяц спрыгнул на землю.

- Смысл текста раскрывается в правильной последовательности предложений.

Работа с листом успеха.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

М: беседа

П: инструктаж

И

М: практический

П: выполнение тестовой работы

Организует самостоятельную работу

Восстанови последовательность предложений в тексте.

Текст 1.

___ А в это время спит медведь в берлоге.

___ Он большой, сильный, лапы крупные, шерсть густая.

___ На полях белой скатертью лежит снег.

___ Медведю будет тепло в берлоге.

Текст 2.

___ Лисица увидела их мясо, подхватила и убежала.

___ Медведь не хотел уступить, и лев не уступал.

___ Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться.

___ Они так долго бились, что ослабели оба и легли.

Текст 3.

___ Володя очень долго собирался, поэтому опоздал.

___ Петя позвонил Володе и пригласил его на прогулку.

___ Ребята пошли на колесо обозрения.

___ Мальчики договорились встретиться в парке.

___ Петя дождался друга.

Текст 4.

___ Мне очень нравилось гулять с дедом по лесу.

___ Мы собирали разноцветные листья, шишки, мох, кору.

___ В детстве я часто ездил в деревню.

___ Из этого мы изготавливали замечательные поделки, которые дарили родственникам и друзьям.

Организует взаимопроверку.

Обменяйтесь работами и проверьте работы.

 Работа с листом успеха. 

Работают самостоятельно.

Ответы:

Текст 1

2

3

1

4

Текст 2

4

2

1

3

Текст 3

3

1

5

2

4

Текст 4

Работа с листом успеха. 

Раздаточный материал

Презентация

Включение в систему знаний, повторение (2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль

Организует работу с учебником

- Ребята, сейчас мы поработаем в группах по 4 человека.

- Я дам вам листочек, один на группу. На нём написан заголовок. Ваша задача – передавая лист по кругу, составить текст, не забывая о его особенностях. Сначала вам даётся минута, чтобы обсудить о чём будет текст. После звукового сигнала вы приступаете к работе.

- Послушаем, что у вас получилось. Остальные группы внимательно слушают и проверяют, получился ли у других ребят связанный текст.

Слушает и оценивает тексты.

Работа с листом успеха.

Выполняют задание

Читают задание.

Правила работы в команде:

1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.

2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

3.Не бойся высказывать своё мнение.

4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.

5.Думай сам, а не рассчитывай на других. 

Читают получившиеся тексты.  Оценивают другие группы.

Работа с листом успеха.

УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Лист

Рефлексия деятельности

(3-4 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф
М: беседа

П: ответы на вопросы

 

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

Давайте вспомним цели урока. Все ли мы их выполнили?

Посмотрите на ваши листы успеха, как вы поработали на уроке?

Как я обещала, за продуктивную работу вы получаете наклейки. Мне очень понравилось вести у вас урок. Я хочу поставить 5 ученикам, которые работали активнее всех.

- До новых встреч!  

1. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения.

- Записывают домашнее задание.

- Цели:

1. Узнать о последовательности предложений в тексте.

2. Учиться определять последовательность предложений в тексте.

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. " Последовательность предложений в тексте".

Русский язык 3 класс. тема: " Последовательность предложений"....

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Устаревшие слова"(2 класс, УМК "Начальная школа 21 века").

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: формирование представлений об устаревших словах, умения распознавать устаревшие слова в тексте.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опреде...

Технологическая карта урока русского языка "Как пишутся приставки" 3 класс; УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий по формированию умений написания слов с приставками;Задачи урокаДидактические:Обеспечить осознание и усвоение правила написа...

Технологическая карта урока русского языка "Качественные имена прилагательные" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия нового знания”Цель урока: создание условий для знакомства с понятием “качественные прилагательные” и их признакамиЗадачи урокаДидактические:Познакомит...

Технологическая карта урока русского языка «Функция мягкого знака» (1 класс), УМК «Начальная школа 21 века»

Тип урока: рефлексия.Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о функции мягкого знака.Задачи урока:Дидактические:Формирование умения записывать слова, опираясь на их транскрипцию;Формирован...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание гласных на конце наречий" (УМК "Начальная школа XXI века", 4 класс)

ТИП УРОКА: урок рефлексии.ЦЕЛЬ УРОКА: обобщение знаний у обучающихся о правописании гласных букв на конце наречий.ЗАДАЧИ:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о правописании гласны...

Технологическая карта урока русского языка "Прямое и переносное значение слова" (УМК Начальная школа XXI века), 3 класс

Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать представление у обучающихся о прямом и переносном значении словa.2. Научить использовать прямое и переносное значение в зависимости от ко...