Конспект урока по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мазяркина Елена Владимировна
«Что такое обращение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx66.67 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 2А класс

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Тема урока: «Что такое обращение»

Цель урока: актуализировать знания об обращении; повторить правило употребления знаков препинания в предложениях с обращениями; развивать умение выразительно читать предложения с обращениями.

Задачи (планируемые результаты)

Предметные:

- развивать умение находить в предложении обращение;

- формировать умение составлять предложения с обращением;

- учить выделять обращения на письме в начале, середине и конце предложения.

Личностные:

- создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интереса к изучению нового материала;

- способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- способствовать развитию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; соотносить учебные действия с изученным правилом; выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками (регулятивные УУД);

- создать ситуации, способствующие формулированию понятного для одноклассников высказывание и обоснования своего мнения; взаимодействия с партнёром в рамках учебного диалога; согласования позиции и нахождения общего решение; адекватного использования речевых средств для представления результата; оформления своих мыслей в устной форме; слушания и понимания речи других (коммуникативные УУД);

- обеспечить развитие умения ориентироваться на страницах учебника; в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме; под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие; производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (познавательные УУД).

Оборудование урока: учебник Н. А. Чуракова Русский язык 2 класс 3 часть, «Тетрадь для самостоятельной работы №2.

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные

действия)

I. Организационный момент

- Очень любим мы учиться,

Не лениться, а трудиться.

В страну Знаний мы идем

И друзей с собой берём.

- Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу. С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь в страну знаний.

Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу (личностные УУД)

II. Актуализация опорных знаний

Минутка чистописания

- Открываем тетради. Красиво и аккуратно записываем число, классная работа.

- Итак, сейчас у нас минутка чистописания.

- Чему мы учимся на ней? (Правильно и красиво писать буквы)

- Оцените свою индивидуальную работу по каллиграфии (письмо слогов с разным видом соединений)

Картинки по запросу минутка чистописания  2 класс русский язык

Оценка совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих корректив (регулятивные УУД)

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (регулятивные УУД)

III. Выявление места и причины затруднения

Формулировка темы урока.

- Сережа, попроси Веру передать тебе тетрадь. Аня, обратись к Оле и попроси её подойти к окну. Катя, обратись к Вадиму и попроси его выйти к доске (Учащиеся обращаются с просьбами, и ребята выполняют действия)

- Почему ваши просьбы выполнили Вера, Оля и Вадим, а не другие ребята? (Потому что с просьбой обращались именно к ним)

- К кому обращались Сережа, Аня и Катя? Как они это делали? (Выдвигают свои предположения)

- Как вы думаете, как это называется, когда к кому-нибудь обращаются?

- Где мы это можем узнать? (Предлагают открыть учебник. Находят тему «Что такое обращение»)

- Правильно, тема нашего урока «Что такое обращение»

Умение находить в предложении обращение

Проявление интереса к изучению нового материала (личностные УУД)

Умение учитывать разные мнения и стремление сотрудничать; формулировать собственное мнение (коммуникативные УУД)

 Правильно формулировать учебную задачу (регулятивные УУД)

Умение понимать вопрос, в соответствии с ним уметь правильно строить ответ (познавательные УУД)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Какая цель нашего урока? (Узнать, что такое обращение)

Постановка учебной задачи

Целеполагание

- Что бы вы хотели узнать про обращение? (Выдвигают свои предположения, ставят учебные задачи с помощью учителя)

- Если трудно, то посмотрите на послание Летучей мыши. У кого какие будут предположения.

1.        Обращение - это…

2.        В устной речи они выделяются…

3.        Письменно выделяются…

(Учитель пишет кратко предположения детей около каждого пункта)

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД)

Формулирование понятного для одноклассников высказывания и обоснование своего мнения (коммуникативные УУД)

Умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (познавательные УУД)

V. Физкультминутка

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте)

Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу»)

Колпачок был непростым

Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши)

Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте)

Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте)

VI. Реализация построенного проекта

Работа над новым материалом

Работа с учебником.

Анализ языкового материала.

Учебник стр. 54. (Читают, анализируют, отвечают, сопоставляют предположение с правилом)

- Прочитайте вполголоса два предложения:

1.Миша, подойди к Маше.

2.Миша подошёл к Маше.

- С разной ли интонацией вы их читаете?

-Где вы голосом выделяете слово Миша?  Где не выделяете?

-В каком предложении о Мише что-то сообщается?

-В каком    предложении к Мише обращаются?

-Какую работу выполняет это слово?

-Мы нашли интересное слово, которое выполняет важную функцию: называет того, к кому обращаются с речью. Может это и есть … обращение?

Работа с правилом.

Чтение 1 части правила Летучей Мыши.

- Подтвердилось ли ваше предположение?

Учитель крепит на доску около цифры 1 полоску с буковой О, обозначающей слово-обращение.

-Рассмотрите картинку.  Сочините свои обращения. Работают в парах, составляют предложения с обращениями.

В парах придумайте по картинке, как Маша обращается к Барсику и ругает его за разбитый кувшин, и как Анишит Йокоповна обращается к Мише и просит его помочь Маше. Назовите слова-обращения (Барсик, какой же ты безобразник!  Барсик, как же тебе попадёт от мамы.) (Миша, помоги Маше! Миша, куда ты спрятался?)

-С какой интонацией надо произносить обращения? (Со звательной)

Учитель крепит на доску около цифры 2 картинку с изображением человека, зовущего кого-то.

Анализ языкового материала.      

- Сравните предложения на стр. 55 (Читают предложения, анализируют, находят без обращения)

- Какое лишнее и почему?

- Найдите слова-обращения в оставшихся предложениях (Выделяют обращения, определяют их местоположение)

- Где может стоять обращение в предложении? Понаблюдайте и ответьте, в каком случае ставится 1 запятая, а в каком обращение выделяется запятыми с двух сторон?

- Сделайте вывод.

Рассмотрите таблицу со схемами.

-Кто догадался, что это за схемы?

-Каждому предложению найдите соответствующую схему (Работают со схемами, анализируют, находят соответствующие предложения)

Работа с правилом.

Чтение 2 части правила Летучей Мыши.

- Подтвердилось ли ваше предположение?

- Какая схема осталась? Почему тут знак восклицания после обращения?

 Стр. 55 Сравните начало 2 записок. Какое слово является обращением? В каком случае надо читать с большим чувством? Какие знаки выделяют обращение в первом и во втором случае?

Учитель крепит на доску около цифры 3 схемы предложений с обращениями.

Зарисуйте каждую схему на отдельном листочке.

 

Умение составлять предложения с обращением

Выделять обращения на письме в начале, середине и конце предложения

Умение выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом (регулятивные УУД)

Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД)

Умение формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога (коммуникативные УУД)

Обеспечить развитие умения ориентироваться на страницах учебника; в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме (познавательные УУД)

Соотносить учебные действия с изученным правилом; выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом (регулятивные УУД)

Обеспечить развитие умения ориентироваться на страницах учебника; в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме (познавательные УУД)

VII. Первичное закрепление и самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Упражнение 61 стр. 56

- Прочитайте стихотворение выразительно друг другу.

-Найдите обращения (Читают стихотворение друг другу, находят обращения, вспоминают о выделении обращений на письме)

- Вы догадались, чего в тексте не хватает? Почему?

- Спишите текст правильно, учитывая, что в нем много обращений (Списывают, проверяют по эталону)

Самоконотроль

–Миша подсчитал, что в этом тексте пропущено 7 запятых. Его Анишит Йокоповна похвалила.

-Сколько запятых у вас?

Умение выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом (регулятивные УУД)

Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

VIII. Подведение итогов урока

- Дорогие мои, вот и походит наш урок к концу.

- Какие цели мы поставили перед собой в начале урока?

Поработайте в парах. Расскажите друг другу, что вы узнали, стараясь как можно меньше подглядывать на доску (Работают в парах, вспоминают, каждый рассказывает друг другу то, что он узнал об обращении)

1.        Обращение - это…

2.        Устно выделяются…

3.        Письменно выделяются…

 (Учитель убирает подсказки с доски)

Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками (регулятивные УУД)

XI.  Рефлексия

- Мы переходим к последнему этапу – подводим итог работы на уроке.

- Оцените свою работу на уроке. Возьмите листочек со смайликом.  Вы сейчас разукрасите смайлик: зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания; жёлтым – если необходимо ещё поработать над данной темой; красным – если вам необходима помощь учителя или одноклассников.

Поднимите свои листочки, покажите свою самооценку.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)

X. Домашнее задание

ТПО упр. 40, упр. 41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....