Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alt._kom_4_k.docx | 35.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь и альтернативная коммуникация, 4 класс, 2 вариант (обучение на дому)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации предназначена для учащихся 4 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
На уроках речи и альтернативной коммуникации используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Упражнение;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Предметный урок;
- Индивидуальная работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» ставит следующие задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
- «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
- обучение умению делить слова на слоги
- обучение правильной посадке при письме;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно – развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Учебный курс речи и альтернативной коммуникации предусматривает следующую структуру:
- Повторение;
- Чтение и письмо
- Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь)
- Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь)
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является частью учебного плана(4 кл. 2 вар. УП) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного предмета по индивидуальной программе отводится 1час в неделю.. Из них:
I ч. – ч.
IIч. – ч.
IIIч. – ч.
IV ч. – ч. Всего в год –34 часа
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения:
- Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Потребность в коммуникации.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом.
- Знать 15 букв, уметь читать слоги, слова с изученными буквами.
личностные результаты обучения.
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Система оценки по предмету «Речь и альтернативная коммуникация».
В течение года проводится текущая и промежуточная аттестация.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП (таблица прилагается).
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). В нее входят: педагоги и специалисты, осуществляющие процесс образования и развития ребенка.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за вы-полнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
Выявление результативности обучения будет происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся будет оказываться помощь. При оценке результативности достижений будет учитываться степень самостоятельности ребенка.
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, будет оцениваться его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Результаты мониторинга указаны в таблице.
5. Содержание учебного предмета
Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в четвёртом классе представлена разделами «Повторение», «Звуки и буквы», «Письмо». В раздел «Повторение» включены темы, которые были слабо усвоены детьми:
Удержание кисти и карандаша. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины. Повторение изученных букв. Чтение слогов, слов с изученными буквами.
В раздел «Чтение и письмо» входит изучение букв, дети учатся соотносить звук и букву, читать слоги, слова и предложения. Данный раздел представлен темами: Буква ь. Письмо буквы ь. Чтение слов с ь. выделение мягких звуков. Звук и буква е. Письмо буквы е. Составление и чтение слогов, слов с буквой е. Письмо буквы е. Предметы. Соотнесение предметов и их названий. Звук и буква я. Чтение и письмо буквы я. Составление и чтение слогов, слов с буквой я. Звук и буква ю. Письмо буквы ю. Составление и чтение слогов слов с буквой ю. Письмо буквы ю. Звук и буква ё. Письмо буквы ё. Составление и чтение слов со звуком [ё]. Составление и чтение слов с изученными буквами. Звук и буква ч. Письмо буквы ч. Составление и чтение слогов, слов с буквой ч. Звук и буква ф. Письмо буквы ф. Составление и чтение слогов, слов с буквой ф. Дифференциация звуков в – ф . Упражнения в составлении и чтении слов из двух закрытых слогов Звук и буква ц. Письмо буквы ц. Упражнение в составлении и чтении открытых и закрытых слогов. Составление и чтение слов, состоящих из обратных и прямых открытых слогов буквой ц, предложений с этими словами. Звук и буква э. чтение и письмо буквы э. Упражнение в составлении и чтении слов из изученных слоговых структур, чтение предложений. Звук и буква щ. Чтение и письмо буквы щ. Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Упражнение в составлении и чтение слов из слогов с буквами ш, щ; чтение предложений. Звук ъ. Письмо буквы ъ. Чтение слов с ъ. Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений с этими словами. При изучении букв дети учатся обводить буквы по контуру, по трафарету, писать самостоятельно.
В раздел Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь) входят темы: называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние. (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений.
Раздел Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь) содержит тему «Понимание содержания текста».
6. Тематическое планирование
№ | программный материал | колич. часов | сроки | наглядность | основные виды учебной деятельности |
1 | Повторение изученных букв. Чтение слогов, слов с изученными буквами. | 1 | 01.02. | Умение правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя Умение соотносить звук и букву. Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; | |
Чтение и письмо | |||||
2 | Предметы. Соотнесение предметов и их названий. | 1 | предметные картинки | ||
3 | Составление и чтение слов с изученными буквами. | 1 | предметные картинки, касса букв | ||
4 | Звук и буква ц. Письмо буквы ц. | 1 | касса букв, картинки | ||
5 | Упражнение в составлении и чтении открытых и закрытых слогов. | 1 | буквы, картинки | ||
6 | Составление и чтение слов, состоящих из обратных и прямых открытых слогов буквой ц, предложений с этими словами. | 1 | презентация, касса букв, картинки | ||
7 | Звук и буква э. Чтение и письмо буквы э. | 1 | буквы, картинки | ||
8 | Упражнение в составлении и чтении слов из изученных слоговых структур, чтение предложений. | 1 | касса букв, карточки, картинки | ||
9 | Звук и буква щ. Чтение и письмо буквы щ. | 1 | буквы, картинки | ||
10 | Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Упражнение в составлении и чтение слов из слогов с буквами ш, щ; чтение предложений. | 1 | карточки, предметные картинки | Читать слоги и слова с изученными буквами; | |
11 | Звук ъ. Письмо буквы ъ. | 1 | буквы, картинки | ||
12 | Чтение слов с ъ. | 1 | касса букв, карточки, картинки | Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов(звуков, слов); Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем Умение слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства | |
13 | Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений с этими словами. | 1 | буквы, картинки | ||
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь) | |||||
14-15 | Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. | 2 | карточки, сюжетные картинки | ||
16-18 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. | 3 | карточки, сюжетные картинки | ||
19-21 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние. (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). | 3 | карточки, сюжетные картинки | ||
22-23 | Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). | 3 | карточки, сюжетные картинки | ||
25-26 | Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). | 2 | карточки, сюжетные картинки | ||
27-28 | Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). | 2 | карточки, сюжетные картинки | ||
29-31 | Называние (употребление) простых предложений. | 3 | карточки, сюжетные картинки | ||
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь) | |||||
32-34 | Понимание содержания текста. | 3 | карточки, сюжетные картинки |
7. Учебно-методическое обеспечение
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умствен ной отсталостью;
- Комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
- А.Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. 1 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) М.: Просвещение, 2009.
- Аксенова А. К.. Дидактический материал. Добукварный период, 1 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М.: Просвещение, 2009.
- Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
- Карточки Г. Домана.
8. Материально-техническое обеспечение
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
- электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь;
- аудио и видеоматериалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс
Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс
Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...
Методическое пособие по реализации учебного плана по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» при организации индивидуального обучения на дому (дистанционный режим обучения) 3В класс.
Методическое пособие по реализации учебного плана по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» при организации индивидуального обучения на дому (дистанционный режим обучения) 3В к...
Рабочая программа предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся по АООП (вариант 2)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО речи и альтернативной коммуникации 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Речь и альтернативная коммуникация 1 класс...
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации, 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....