Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Роль прилагательных в тексте"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
В данном конспекте урока содержатся планируемые результаты к уроку, а также деятельность учителя и обучающихся на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку "Роль прилагательных в тексте" 3 класс | 37.99 КБ |
Презентация к уроку | 480.32 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ВПК») Технологическая карта урока по русскому языку
Выполнила: Студентка группы ПНК – 3.2 Сдобникова Р. В. Проверил Учитель: Михайловская И. И.
_______________ (подпись) Преподаватель: Крючко О. В. ____________ (подпись)
Отметка:________ Волгодонск, 2021 |
Технологическая карта урока
Дата проведения: 17.03.2021
Класс: 3 «А»
Образовательная программа: «Школа России»
Тема: Роль имён прилагательных в тексте
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Планируемые предметные результаты: умение писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания, формирование навыка уместного использования слов в тексте, совершенствовать умение находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс, совершенствовать умение определять орфограммы в словах
Цель: создание благоприятных условий для осознания и определения роли имён прилагательных в тексте
Задачи:
1. Образовательная: формировать понимание о роли имён прилагательных в тексте; познакомить обучающихся с текстом – описанием
2. Развивающая: развивать умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными
3. Воспитательная: воспитывать чувство товарищества
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные: умение строить устные и письменные высказывания с учетом учебной задачи, умение осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков, выделять информацию из текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебной задачей
Регулятивные: планировать свою деятельность, умение оценивать работу на уроке, умение принимать и сохранять учебную задачу, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью
Коммуникативные: высказывать свое мнение, обосновывая его, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, допускать возможность существования различных точек зрения, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Планируемые личностные результаты: понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами учебного курса по русскому языку, сохранение учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу, формирование устойчивой учебно – познавательной мотивации учения
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая
Используемые ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий — М.: Просвещение, 2018. – С. 68 - 69, компьютер, презентация
Этап урока, Цель этапа Время | Деятельность | Формируемые УУД | |
Учителя | Обучающихся | ||
1. Организационный (1 мин) Цель: создание эмоционального настроя на урок | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Руфь Витальевна, и этот урок русского языка проведу у Вас я. Все меня видят? - Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку - Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение. - Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья – Сядьте те, кто хочет сегодня писать без ошибок – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать - Давайте начнём урок! - Откройте свои тетради и запишите, пожалуйста, в них число/классная работа | Приветствуют учителя Проверяют свою готовность к уроку Осуществляют мотивационный настрой для урока Записывают число и классную работу | РУУД: - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности |
2. Актуализация знаний (4 мин) Цель: подготовить к восприятию учебного материала Словесный: фронтальный опрос | Минутка чистописания - Ребята, какое время года я подразумеваю под словами: почки, капель, ласточка - Пропишите каллиграфическим почерком слово «весна» (одна строчка) (слайд 1) - Какие изменения происходят в природе с наступлением весны? - Ребята, давайте вспомним, по какой большой стране русского языка Вы путешествуете? - Какие части речи Вы уже изучили? - Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи в нём говорится? Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю нашу речь. Меня Вам надо знать, беречь! (слайд 2) - Слова какой части речи украшают нашу речь? - Что такое имя прилагательное? Дайте определение - Молодец! | - Весна Прописывают слово в тетрадях Ответы обучающихся - Страна под названием «Части речи» Ответы обучающихся - Имена прилагательные - Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? | КУУД: - умение грамотно строить монологическое высказывание |
3. Постановка учебной задачи (4, 5 мин) Цель: создание условий для формулирования темы и цели урока Практический: выполнение заданий Словесный: ответы на вопросы | - Ребята, сейчас на доске вы видите слова: СЧАСТЬЕ, БЕРЁЗА, КЛЁН, НЕНАСТЬЕ, ЗВЕЗДА, ЧЕСТЬ. - Что объединяет эти слова? - Попробуйте от этих имён существительных образовать имена прилагательные. (слайд 3) - Запишите эти слова, комментируя. Обозначьте в них орфограммы. - Ребята, прочитайте текст. (слайд 4) На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду. - А сейчас прочитайте этот же текст, но без имен прилагательных. На деревьях лопнули почки. Из земли показалась травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Лес наполнен жизнью. Вот берег ручья. Петя пьёт воду. - Что вы можете сказать? Изменился ли текст? Каким он стал? - Какую роль играют имена прилагательные в речи? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд 5) - Какую цель поставим на уроке? | - Они все – имена существительные - Счастливый, берёзовый, кленовый, ненастный, звёздный, честный. Читают оба текста - Да, текст изменился – в нём теперь нет имён прилагательных и он стал скучным Ответы обучающихся - Роль имён прилагательных в тексте и речи Ответы обучающихся (определить роль имён прилагательных в тексте) | РУУД: - умение принимать и сохранять учебную задачу урока КУУД: - умение обосновывать свою точку зрения |
4. Открытие нового знания (8 мин) Цель: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения Практический: выполнение упражнений Словесный: ответы на вопросы | - Ребята, откройте учебник на стр. 68 упр. 118 - Скажите, пожалуйста, какие типы текстов Вам известны? - Прочитайте текст. (слайд 6) - О ком в нём говориться? (о синей птице). - К какому типу текста относится этот текст? Докажите, что это текст - описание? - Найдите в тексте и прочитайте описание внешнего вида синей птицы - Какой заголовок можно подобрать к этому тексту? - Какую роль играют в тексте имена прилагательные? - Выпишите из текста в свою тетрадь имена прилагательные и проверьте выполнение задания друг у друга. - Около слова «птица» стоит цифра 1, а это значит, что нам нужно провести звуко – буквенный разбор данного слова (по цепочке) | Открывают учебник - Описание, повествование, рассуждение Читают упражнение - В тексте говорится о синей птице - Это текст – описание, потому что здесь идёт описание птицы Читают вслух описание внешнего вида птицы - «Синяя птица» (ответы обучающихся) - Имена прилагательные играют важную роль в тексте, так как передают смысл текста и украшают его. - Синяя, синей, чёрное, сине – лиловое, серебряные, синей, ярким, синим. Выполняют необходимые задания | ПУУД: - анализ объекта с целью выделения существенных и несущественных признаков РУУД: - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу |
Динамическая пауза (1 мин) Цель: снятие эмоционального и физического напряжения | Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, пять, Мы пошли в лесок гулять. Этот пальчик по дорожке, Этот пальчик по тропинке, Этот пальчик за грибами, Этот пальчик за малиной, Этот пальчик заблудился, Очень поздно возвратился. | Сжимают и разжимают кулачки Загибают пальчики, начиная с большого | РУУД: - умение удерживать учебную задачу |
5. Первичное закрепление во внешней речи (10 мин) Цель: Практический: анализ страницы учебника | - Прочитайте задание к упр. 119 под первой точкой. Что нужно сделать? - Прочитаем оба текста. (слайд 7) - Итак, какие типы текстов вы знаете? - Как отличить текст - повествование от текста – описания? - Что такое текст рассуждение? - К какому типу текста относится первый текст? Докажите. - К какому типу относится второй текст? Докажите. - В чем различие данных текстов? В чем сходство? - Какой текст описывает ромашку более точно и конкретно, а какой – ярко и красочно? - Где можно встретить каждый из текстов? - Назовите имена прилагательные в 1 и 2 тексте. С какой целью употреблены имена прилагательные в текстах? - Найдите слово «ромашка» в орфографическом словаре. Запишите его в тетрадь, обозначьте орфограмму и запомните его написание. - Придумайте предложение с этим словом | - Определить типы текстов. Читают вслух тексты - Повествование, описание, рассуждение - В тексте - повествовании рассказывается о каком – либо событии, в тексте описании описывается кто или что – либо. - Содержание данного текста доказывает или опровергает какую либо мысль с помощью рассуждения. - Текст – описание, потому что в тексте описывается ромашка. - Текст – описание, потому что описывается растение, его листья, их форма и цвет. - В первом тексте ромашка описывается в стихах, во втором текстом. Сходство в том, что описывается ромашка. - Второй текст – точное описание, первый текст – красочное описание. - Первый в художественной литературе, второй – в научной (энциклопедии и др.) Перечисляют имена прилагательные - Для того, чтобы дать описание ромашке. Выполняют задание учителя | ПУУД: - выполнение действий по заданному образцу и правилу |
Физ. минутка (0,5 мин) Цель: снять физическое напряжение | - На имя существительное - шаг на месте. На имя прилагательное – приседаете. На глагол – прыжок (весна, зелёная, поёт, ромашка, трава, красивый, кружится, бумажное, цветы, летят, весенняя) | Выполняют действия в соответствии с указаниями учителя | РУУД: - умение удерживать учебную задачу |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин) Цель: анализ и обобщение прочитанного содержания произведения Практический: проверочная работа | - Продолжаем работать. Переходим к упр. 120. - Прочитайте текст. О каком растении идёт речь? (слайд 8) - Спишите этот текст, вставляя пропущённые буквы. - Проверим, насколько правильно Вы справились с расстановкой пропущенных букв (слайд 9) - Какой это тип текста? К какому стилю он относится: научный или художественный? Почему Вы так решили? - Отгадайте загадку «Дышит и растет, а ходить не умеет». Что называется растением? – Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его в тетрадь и запомните написание данного слова. – Какое может быть растение? Напишите 2 словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного. – Какие словосочетания вы составили? | - Речь идёт о растении «кошачьи лапки». - Розоватый, мохнатую, кошачью, посмотрите, сердцевину, цветка, капелька, живой. - Текст – описание, художественный стиль, потому что не используются научные термины и лексика. - Растение Ответы обучающихся Записывают слово в тетрадь Ответы обучающихся Ответы обучающихся | РУУД: - умение систематизировать знаний и применять их в определенных ситуациях |
7. Рефлексия деятельности (3 мин) Цель: оценка эмоционального состояния и активности каждого учащегося Словесный: фронтальный опрос | - Ребята, о чём мы сегодня говорили? - С какими текстами работали? - Для чего мы употребляем в своей речи имена прилагательные? - Каждый из вас очень старался на этом уроке: кто – то лучше, а кто – то хуже. Оцените свою работу на уроке: (встают) Мне всё понятно. Я молодец! У меня не всё получилось, но я старался! Мне надо быть внимательнее! | - Об имени прилагательном и его роли в тексте - С текстами – описаниями Ответы обучающихся Оценивают собственную деятельность | ЛУУД: - формирование положительного эмоционального отношения к себе и окружающему миру |
Домашнее задание (0,5 мин) Цель: закрепление материала. | - Открываем дневники, записываем домашнее задание: стр. 69, упр. 121 (проведение инструктажа) Оценивание обучающихся - Спасибо за урок! | Открывают дневник и записывают домашнее задание | ПУУД РУУД |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя прилагательное Определяю я предметы Они со мной весьма приметны. Я украшаю нашу речь, Меня Вам надо знать, беречь!
СЧАСТЬЕ БЕРЁЗА КЛЁН НЕНАСТЬЕ ЗВЕЗДА ЧЕСТЬ СЧА С Т ЛИВЫЙ Б Е РЁЗОВЫЙ КЛ Е НОВЫЙ НЕНАС Т НЫЙ ЗВЁЗ Д НЫЙ ЧЕС Т НЫЙ
На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду. На деревьях лопнули почки. Из земли показалась травка. Петька бежит по тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Лес наполнен жизнью. Вот берег ручья. Петя пьёт воду.
«Роль имён прилагательных в тексте»
Синяя птица
Белая ромашка
Кошачья лапка
Р о зоватый, м о хнатую, к о шачью, посм о трите, (в) сер д цевину, цв е тка, капел ь ка, ж и вой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Роль прилагательных в тексте" Школа России
Технологическая карта урокаТема: «Роль прилагательных в тексте»Цель: дать представление о тексте – описание; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.Планируемые результаты:Личностные:...
Конспект урока по русскому языку на тему «Имя прилагательное, его значение и употребление в речи». 3 класс. Школа России.
Конспект урока русского языка....
Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя прилагательное". Закрепление 2 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя прилагательное". Закрепление 2 класс...
конспект урока по русскому языку по теме "Роль прилагательных в тексте", 3 класс
конспект урока по русскому языку по теме "Роль прилагательных в тексте", 3 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему "Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким окончанием на конце основы." 4 класс
1.Мотивация к учебной деятельности-Ребята, здравствуйте. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Яна Александровна. Открываем тетради, записываем дату, классную работу.2. Актуализация ...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Число имён прилагательных. 3 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Число имён прилагательныхЦели деятельности учителя: формирование умении определять число имён прилагательных; развитие умении составлять словосочетания «имя...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Число имён прилагательных. 2 урок. 3 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Число имён прилагательныхЦели деятельности учителя: закрепление знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развитие умений ...