Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о типах склонения имён существительных», 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Обобщение знаний о типах склонения имён существительных. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx | 41.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Технологическая карта урока русского языка
«Обобщение знаний о типах склонения имён существительных»,
проведённого в 4 классе И
Учитель: Малышева С.В.
21.11.2023
ФИО | Малышева Светлана Владимировна |
Место работы | МБОУ № 24 г. Тамбов |
Должность | Учитель начальных классов |
Предмет | Русский язык |
Класс | 4«И» |
Тип урока | Урок – путешествие( урок систематизации и обобщения знаний) |
Тема урока | Обобщение знаний о типах склонения имён существительных" |
Цель темы | формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). |
Задачи | Развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал . Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков взаимопроверки, самооценки, самоконтроля, орфографической зоркости . Воспитание трудолюбия, активной ученической позиции, дружелюбности. |
Планируемый результат | Личностные умения Проявлять интерес к изучению темы Творчески относиться к процессу работы над определением склонения имён существительных Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы. Метапредметные умения Познавательные умения раскрывать смысл правила о написании приставок в слове и обосновывать свое мнение Регулятивные умения Выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; Ориентироваться в разных способах выполнения задания; Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения Действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; Предметные умения Образовывать новые слова, используя разные способы словообразования. Писать текст, вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки. Образовывать новые слова, используя приставочный способ словообразования |
Основные понятия | склонение |
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир, развитие речи. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Презентация PowerPoint, карточки с заданиями. В.П.Канакина,В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах. |
Технологическая карта урока «Обобщение знаний о типах склонения».
№ | Этап урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности. Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | -Начинаем урок русского языка. Прочтите девиз нашего урока. «С малой удачи начинается большой успех» Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
II. III IV V VI VII | Актуализация знаний Цель – повторить знания, необходимые для осмысления новой информации Целеполагание. Цель – подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работ Поиск путей решения проблемы Физкультминутка Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. Цель: а)тренировать способность к самоконтролю и самооценке. б) проверить умение писать падежные окончания имён существительных. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: - оценить результаты учебной деятельности. - согласовать домашнее задание | Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Разбор предложения На верхушке дерева висели гроздья румяных ягод. - Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? - Имя существительное изменяется по … и … - Сколько падежей в русском языке? - Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? - Определите падеж существительного у дороги - Назовите предлоги Д.п. - На какие вопросы отвечает Т.п.? - Каким членом предложения являются существительные в И.п.? – Ребята, как вы считаете, научились ли вы определять тип склонения имен существительных в именительном падеже и в косвенных падежах? (Да, научились.) Расскажите, как вы определяете тип склонения существительных. Какие существительные относятся к 1-му склонению?( К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а -я.) Какие существительные относятся ко 2-му склонению? (Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о -е.) Как определить тип склонения существительного в косвенных падежах? (Чтобы определить тип склонения в другом падеже надо: существительное поставить в именительный падеж, определить род и выделить окончание.) Из всего сказанного, как вы думаете: какое название темы нашего урока? (Тема: 3 типа склонения существительных.) Какие задачи поставите перед собой? (Задачи: учиться правильно определять тип склонения; Давать правильные и точные ответы на поставленные вопросы; писать без ошибок слова и предложения; сотрудничать между собой и с учителем.) Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие- Как вы думаете, готовы ли мы к путешествию? ( нет) - А чего у нас не хватает для того, чтобы сесть в поезд? ( билетов) - Давайте купим билеты. Для этого каждый из вас должен назвать имя существительное и записать его в тетрадь. ( учащиеся диктуют по цепочке имена существительные) - Итак! Вы готовы? - Начинаем наше путешествие. КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ (см. картинку в приложенном файле) ПОЛУСТАНОК ПАДЕЖНЫЙ Что значит просклонять имя существительное? (Изменить существительное по падежам значит просклонять) Сколько падежей в русском языке? (В русском языке шесть падежей: именительный. родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.) ЛЕСОК ОШИБОК - Ребята! На нашем пути возникло препятствие. Нам нужно его устранить. ( учащимся раздаются карточки, в которых нужно исправить ошибки и доказать.) Карточка№1 Пришла зема. птицам стало голадно Ребята нашего класса сделали кармушку. - Найдите существительные и определите падеж. Что для этого нужно делать? (Чтобы определить падеж имён существительных, надо: 1)найти слово от, которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос; 2)по падежному вопросу и предлогу определить падеж.) СТАНЦИЯ ДОБРОТЫ На этой станции очень много ромашек Игра «Собери цветок доброты!» Мы немного отвлечёмся и гимнастикой займёмся. С места не вставая, головой вращая, по углам взирая, дружно наблюдая. - Написать в воздухе носом буквы П, А, Л, Ь, Т, О - Какое слово написали?
Послушайте стихотворение, дополните его существительным. Новое пальто. Осень, дождь, вокруг зонты – Надевать пора пальт… В магазин мы под зонтом Едем с мамой за пальт… Вот конец всей беготне – Еду в новом я пальт… Ах, какая красота: пять карманов у пальт… А когда я подрасту, брату я отдам пальт… ГОРОД « СКЛОНЕНИЙ» - Итак, мы приближаемся к городу « Склонений». - Какие типы склонения вы знаете? - Какие существительные относятся к 1 –му, 2-му, 3 –му склонению? (мы узнали, что к 1скл. относятся существительные м. р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 скл. относятся существительные м. р. с нулевым окончанием и с.р. с окончанием –о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3ск. Относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся ь.) - Назовите существительные 1-го склонения, 2-го склонения, 3 –го склонения.
- В городе склонения много жителей. Но вот беда – вечером, когда они возвращались домой с работы, отключили электричество и все они потеряли свои дома. - Сможете им помочь? 1 вариант Напишите слова в три столбика по склонениям Воробей, свиристель, щука, лещ, тополь, ромашка,ложь судно, радость, гостья, морковь, стужа, мебель, встреча, помощь. 2 вариант Картофель, вьюга, рысь, огурец, слово, молодёжь, граница, мощь, одежда ,солнце ,дорога ,польза, рожь, грусть, месяц. - Итак, мы приближаемся к СТОЛИЦЕ ЗНАНИЙ. Сейчас каждый из вас проверит свои знания ( учащимся даются тестовые задания). - Ребята! Мы побывали в стране СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ , повторили почти всё, что знали об этой части речи. Ещё много впереди нового, потому что каждый день мы бываем в стране «Знаний» и каждый раз я вам желаю СЧАСТЛИВОГО ПУТИ! Продолжите предложение: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. у меня получилось … 6. я смог… 7. мне захотелось - Вы сегодня все отлично работали, молодцы! - Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников). | Организует самостоятельную работу по карточкам, проверку по эталону Организует самооценку учебной деятельности. | -Разберите предложение по членам. Дайте характеристику предложения. Учащиеся формулируют цели и задачи урока Задание: просклонять имена существительные: земля, герой, тетрадь (3 ученика у доски, а остальные по рядам) раздаются карточки, в которых нужно исправить ошибки и доказать. Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го. Действуя по алгоритму, записывают слова.,выполняют проверку. раздаются карточки со словами, 2 ученика работают у доски, а класс по вариантам Выполнение тестовых заданий Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Делают самооценку своей деятельности на уроке | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, - классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: - формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. Коммуникативные УУД уметь оформлять мысли в устной форме. Познавательные УУД - уметь проводить сравнение по заданным критериям. Регулятивные УУД уметь формулировать цель и учебную задачу урока. Познавательные: - различать падежные окончания имён существительных, доказывать правильность выполнения работы. Регулятивные: - прогнозировать предстоящую работу (составлять план); - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи); - выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: - осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: - уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"
Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....
Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени существительном как части речи» 2 класс
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о глаголе» (УМК «Школа России», 2 класс)
Тема урока «Обобщение знаний о глаголе»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование знания о глаголе как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать уме...
технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное».» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное».»Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательн...
Технологическая карта урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Обобщение знаний о глаголе.Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов; создание условия для формирования умения определять прошедшее, н...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Род и число имён существительных" - 3 класс
Тип урока: открытие «нового» знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений об изменении имени существительного по числам и определении его рода.Задачи урока:Дидактические:1. ...
Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени прилагательном» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.Задачи урока Дидактические:1.Закрепить умение распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенно...