Обобщение знаний об имени существительном, 3 класс, "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок 83
Обобщение знаний об имени существительном
Педагогические | Способствовать развитию умений распознавать имена существительные среди слов других частей речи, |
Тип урока | урок обобщения и систематизации знаний |
Задачи урока | Образовательная: -обобщить и расширить знания об имени существительном. Развивающая: Развивать умения учащихся: - самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; Воспитательная: Воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и их практически применять. |
Применяемая технология | «Развитие критического мышления через чтение и письмо», ИКТ. |
Формы работы на уроке | индивидуальная; групповая. |
Методы и методические приемы | 1) общедидактические: проблемное изложение, частично-поисковый 2) частно-дидактические: целеполагание, метод эмпатии (вживания), “мозговой штурм”; составление кластера, рефлексия |
Планируемые | Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; имеют первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе. |
Личностные | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся. |
Универсальные учебные действия | Познавательные: общеучебные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; логические – осуществляют анализ и сравнение. Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) |
Основное содержание темы, понятия | Имя существительное. Вопросы имен существительных: кто? что? Признаки и роль имен существительных. |
Образовательные | Учебник, с. 7–9. Схема «Имя существительное» |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы | |
осуществляемые | формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Мотивирование к учебной | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! – Проверим готовность Настраивает их на доброжелательный лад, используя задачу: Когда человек улыбается, у него работает 18 мышц лица, когда хмурится – 43 мышцы, т.е. на 25 мышц больше. - Что полезнее: хмуриться или улыбаться? - Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работу. В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом районе живет очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие. -Прочитайте записанные слова и назовите в них орфограммы: Собака, столб, часы, жираф, кино, утюг, пенал, котенок, вьюга, солнце, конь, аллея, съезд. -Что объединяет эти слова? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость Коллективная работа, исследуют слова, делают выводы | Наблюдение |
Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | Е, е | Выполняют письмо | Вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное написание |
Постановка | Фронтальная. | А сейчас внимательно Мы правило прочтем, И все, что мы узнали, теперь мы назовем. Организует работу с учебником (с. 7). Предлагает прочитать вопрос на с. 8 Работа по карточке № 1 | Выполняют задание | Принимают учебную | Беседа |
Самостоятельное добывание знаний по теме | «Корзина идей» | Воспитание взаимопонимания, уважения и взаимопомощи | Коллективная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Имя существительное, его признаки | Фронтальная. | Выполнение заданий на карточке № 2 | Читают правило, выполняют упражнение | Осознанно читают правило, извлекают из него информацию. Высказывают свое мнение | Правило, упражнение |
Первичное закрепление | Составление кластера | Систематизировать учебный материал | Коллективная работа | Контролирует и направляет | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Имя существительное Очень удивительное, На вопросы кто? и что? Отвечать оно должно Проводится физкультминутка | Выполняют движения | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
1. Лексическое значение имен существительных | Коллективная. Практический | Выполнение задания на карточке № 3 | Дети выбирают существительные и подбирают к ним антонимы. | Работают в парах, учатся вести диалог, наблюдать, находить поиск решения проблемы Учатся делать выводы и предположения | |
2. Письмо по памяти | Коллективная. Практический | Работа с пословицей. Газета для человека, что окно для дома. | Объясняется смысл пословицы. Письмо по памяти. Проверка | ||
3.Творческое задание | Работа в группах | Задание в конвертиках (составление загадки) | Составляются предложения. Из предложений составляется загадка | ||
4. Словарно- | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа | Создает условия для выполнения упражнения. Знакомит со значением и право-писанием слов | Выполняют упражнение, задание учителя. | Определяют имена существительные по признакам. Объясняют лексическое значение слов. Усваивают написание непроверяемого слова | Упражнение, беседа |
Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная, индивидуальная Словесный, | Игра “ Кто я?» | Записывают слова. Определяют, какой частью речи они являются. | Применяют изученные правила; приводят | Комментированное письмо |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Подчеркивают изученные орфограммы | Высказывают свое мнение, прислушиваются | ||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Составление синквейна | – Закончите предложения: Урок помог мне… Для меня было сложным… Мне понравилось… | Заканчивают предложения в зависимости | Открыто осмысливают | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
Домашнее задание | Фронтальная. | – Выпишите 10 имен Обеспечивает понимание | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное | Правило, работа со стихотворением |
Ход урока
Вводно-мотивационный этап
Психологический настрой.
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
Настраивает их на доброжелательный лад, используя задачу: Когда человек улыбается, у него работает 18 мышц лица, когда хмурится – 43 мышцы, т.е. на 25 мышц больше.
- Что полезнее: хмуриться или улыбаться?
- Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работу.
- Стадия вызова. Итак. В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом районе живет очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие.
1.Мозговой штурм:
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова: утюг, пенал,
Котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
-Прочитайте записанные слова и назовите в них орфограммы:
Собака (безударная непроверяемая гласная), столб (парный согласный на конце слова), часы (буквосочетание ча), жираф (буквосочетание жи), кино (безударный непроверяемый гласный), утюг (парный согласный на конце слова), пенал (безударный непроверяемый гласный), котенок (безударный проверяемый гласный), вьюга (разделительный мягкий знак), солнце (непроизносимый согласный), конь (мягкий знак на конце слова), аллея (удвоенный согласный), съезд (разделительный твердый знак).
-Что объединяет эти слова? (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)
-А теперь внимание! Сложное задание! Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопросы кто? что?
-Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных)
-А что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы, явления природы)
2. Работа с шифром.
-А как называются эти слова, вы узнаете из телеграммы. В ней буквы зашифрованы.
(На телеграмме получается: имя существительное)
3. Минутка чистописания.
-Какая буква встречается в этом слове 3 раза? (Буква е) Напишем букву е строчную и заглавную.
4. Целеполагание
Тема нашего урока: «Имя существительное»
- Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах существительных, и, обязательно, узнаем что-то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили об этой части речи. Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске «Вызываю вас на мысль…». Итак, вспомните, пожалуйста, все, что вам известно о существительном.
5. «Корзина идей»
- Теперь, соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).
(В помощь учащимся, кто сомневается, на слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать)
Вопросы:
1. На какие вопросы отвечает имя существительное?
2. Что обозначает имя существительное как часть речи?
3. Какие морфологические признаки имеет имя существительное?
4. Как оно изменяется?
5. Каким членом предложения обычно бывает?
- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали.
6. (Чтение правила по учебнику).
А сейчас внимательно
Мы правило прочтем,
И все, что мы узнали,
Теперь мы назовем.
- Стадия осмысления
7. Составление кластера
- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.
(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)
-Сначала пишем слово «Имя существительное» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
-А какие предметы обозначает имя существительное?
-Назовем: людей, животных, неживые предметы, вещества, явления природы, отвлеченные, которые нельзя представить предметно, так как они живут в мыслях (добро, зло, скромность, память).
-Какой можно сделать вывод? (Имя существительное – одна из наиболее употребляемых частей речи)
8. Физкультминутка.
Имя существительное,
Очень удивительное,
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
-Если слово отвечает на вопрос кто? – поднимите руки вверх, а если на вопрос что? – руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть:
Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зеленый, ученик, часы, умный, отец, он, радость.
9. Работа в парах.
-Выполните задания на карточке № 1
-В каком столбике имена существительные? Докажите.
-На какой вопрос отвечают слова второго и третьего столбиков?
-Все ли в них благополучно? Кто-нибудь заметил ошибку? Как называются такие имена существительные? Кто расскажет правило?
-Спишите имена существительные в тетрадь согласно схемам, данным на доске.
(схемы)
10. Следующее задание на карточке № 2
Выберите имена существительные и припишите к ним антонимы.
11. Работа по учебнику
Пословица: Газета для человека, что окно для дома.
Объясните смысл пословицы. Письмо по памяти. Проверка. Подчеркните имена существительные.
12. Работа в группах.
А сейчас выполним задание в конвертиках. На листочках деревьев написаны загадки слова. Составьте из них предложения и получите загадку.
1-я строчка – осиновые листочки.
2-я строчка – кленовые листочки.
3-я строчка – дубовые листочки.
4-я строчка – березовые листочки.
Какое время года напомнили вам листочки?
13. Проверка.
Дом зеленый тесноват
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Это слово из словаря: горох.
-Какой частью речи является это слово?
-Назовите орфограмму в слове горох
-Подберите родственные слова к существительному горох и выделите корень.
-Составьте предложение со словом горох, запишите.
1. подчеркнуть грамматическую основу.
2. назвать существительные.
3. дать характеристику предложения.
4. выписать словосочетания
- Стадия рефлексии.
14. Написание синквейна
-Вспомните, что такое синквейн? (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам. Суть синквейна – в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию).
-Какие правила существуют для его написания?
На 1-ой строчке – одно слово – существительное – это и есть тема синквейна. На 2-ой – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На 3-ей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза. Последняя фраза – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна.
-Какой синквейн получился у вас?
(Учащиеся читают синквейны, которые они написали)
15. Итог.
-Достигли ли вы поставленной перед собой цели?
-Какая информация отложилась у вас в памяти?
-С каким настроением вы заканчиваете урок? Покажите это соответствующим «личиком».
-Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке, дополняя предложения:
- Мне понравилось на уроке …
- Мне удалось на уроке…
- Я порадовался на уроке за …
- Я могу похвалить себя за …
- Мне надо еще поработать над …..
Выставление оценок за урок
16. Домашнее задание.
Повторить материал по кластеру.
Выпишите 10 имен существительных из стихотворения про зиму, запишите вопросы к ним.
Приложение
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Предмет в широком смысле слова:
• конкретные предметы: тетрадь, стол;
• живые существа – люди и животные: дети, воробей, заяц;
• растения: дуб, ландыш;
• явления природы: снег, гроза;
• свойства, качества: доброта, вежливость;
• события: праздник, парад;
• географические названия: Москва, Волга.
Одушевленные существительные | Неодушевленные существительные |
Кто? | Что? |
Называют людей и животных | Называют неживые предметы |
Учитель, ученик, медведь, птица | Туча, тетрадь, машина, лед |
Имена существительные
Собственные | Нарицательные |
• Фамилии, имена, отчества • Клички животных • Географические названия (названия городов, рек, морей, океанов, озер, гор, пустынь) • Названия газет, журналов, книг, картин, кинофильмов, спектаклей • Названия кораблей, поездов, различных организаций | • Названия предметов |
Шифр
5 | А | Б | В | Г | Д | Е | ||
4 | Ж | З | И | Й | К | Л | ||
3 | М | Н | О | П | Р | С | ||
2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | ||
1 | Ш | Щ | Ь | Ы | Ю | Я | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3,4; 1,3; 6,1; 6,3; 2,2; 2,1; 6,5; 6,3; 1,2; 3,5; 3,4; 1,2; 6,5; 6,4; 3,1; 2,3; 3,3; 6,5
Карточка № 1
повар варить варёный цветок цвести цветной старушка стареть старый коля колоть колючий |
Карточка № 2
начало - … лёгкий - … день - … смех - … тянуть - … твёрдый - … молодость - ... |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку по УМК "школа России" - "Обобщение знаний об имени существительном"
закрепить знания детей по теме «Имя существительное», совершенствовать умение определять тип склонения, писать окончания имен существительных; создать условия для развития мышления и речи; для в...
Материалы к уроку по русскому языку 3 класс "Школа России" Тема: "Обобщение знаний об имени существительном"
В материалах содержится: презентация, конспект, карточки....
Конспект урока русского языка по теме: «Обобщение знаний об имени существительном». 2 класс. Программа «Школа России»
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Тип: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Цели:Деятельностная: создание условий для проявления позн...
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени существительном" (2 класс, Школа России)
Обобщение знаний об имени существительном...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: "Обобщение знаний об именах существительных и прилагательных".
Материал по обобщению знаний об именах существительных и прилагательных....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»(УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся об имени существительном и имени прилагательном, повторение грамматических признаков имени сущест...
Урок русского языка 3 класс Школа России. Тема : "Обобщение знаний об имени существительном"
В данном материале представлен урок русского языка. На данном уроке учащимся предлагается окунуться в атмосферу зимы и выполнить задания, которые предлагаю помощники зимы - зимние месяцы....