Урок русского языка 3 класс Школа России. Тема : "Обобщение знаний об имени существительном"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
В данном материале представлен урок русского языка. На данном уроке учащимся предлагается окунуться в атмосферу зимы и выполнить задания, которые предлагаю помощники зимы - зимние месяцы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rya.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШАХОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
Урок русского языка
УМК «Школа России»
3 класс
Тема «Обобщение знаний об имени существительном»
Автор: Агго Наталья Евгеньевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Шаховская гимназия».
Стаж работы: 20 лет,
1 квалификационная категория
р.п. Шаховская, 2023 год
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Класс: 3
Тип урока: обобщение изученного материала
- Цель: обобщить знания об имени существительном, как части речи и его грамматических признаках;
- организовать и провести индивидуальную и дифференцированную работу;
- развивать мышление, речь, расширять словарный запас учащихся;
- воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку.
Метапредметные
Личностные УУД:
- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;
- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассником результат своих действий;
- формировать умение высказывать свои предположения.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- эффектно сотрудничать в совместном решении задачи;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Регулятивные УУД:
- уметь формулировать цель на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия;
- планировать свои действия с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение
Предметные:
- уметь задавать вопросы к существительным;
- закрепить навык морфологического разбора имени существительного;
- уметь распределять имена существительные по родам;
- учить находить признаки имён существительных.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, карточки, разноуровневые задания.
Ход урока
I.Организационный момент.
Девиз урока: Мы – умные!
Мы – дружные!, Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В третьем классе учимся-
Все у нас получится!
Начинается урок, он пройдет, ребята, впрок.
Постарайтесь все понять, учитесь тайны открывать.
- Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.
II.Мотивация учебной деятельности учащихся.
Прочитайте слова, записанные на доске:
-Снег, снежинка, снеговик, снегири, снегопад, гололед
- Какое слово лишнее и почему?
Какой частью речи является каждое слово? (имя сущ.)
-Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном?
На доске появляется схема:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ОБОЗНАЧАЕТ
ОТВЕЧАЕТ
ИЗМЕНЯЕТСЯ
ЯВЛЯЕТСЯ
-Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (об им.сущ.)
-Верно, сегодня на уроке мы закрепим наши знания об имени существительном и достанем из ваших сундучков знаний ваши богатства.
- Прочитайте эпиграф урока:
Имя существительное – хлеб языка.
Л.В.Успенский
-Как вы понимаете это изречение?
(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).
- Какая тема объединяет слова, записанные на доске? (зима)
-Какие слова вы могли бы добавить? (называют свои слова)
Зима – удивительное время года. Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю. К нам в класс тоже залетели снежинки, но это необычные снежинки.
III. Минутка чистописания
Откройте тетради и запишите число и классная работа
Зима предлагает вам красиво, правильно написать букву, а какую, вы отгадайте.
- Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»
-Отгадали. Какая это буква?
-Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы.
З з
К слову ЗИМА подобрать однокоренные слова и записать, выделить корень
зима, зимушка, зимний
- Что можно рассказать о слове ЗИМА?
Придумайте предложение со словом «ЗИМА», запишите это предложение. Найдите в нем грамматическую основу.
ФИЗМИНУТКА для глаз
IV. Обобщение и систематизация знаний
Вот «Волшебный сундучок» в нём живут наши знания. Наш сундучок открывается.
1) Изменение имен существительных по родам
-У зимы есть помощники. Назовите зимние месяцы.
-Каждый из месяцев подготовил для вас задание.
Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло».
Задание Декабря.
–Изменяются ли существительные по родам?
- Давайте понаблюдаем за словами студень и стужайло, стужа. Какого рода данные слова?
– Что нужно сделать для того, чтобы определить род имени существительного?
Дети:
Женский род запомню я
И скажу: «Она - моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он - мой».
Средний род: «Оно - моё».
Это правило – твоё.
- Посмотрите на слова на слайде и подумайте, как мы можем поработать с данными словами?
Распределите их на 3 группы.
Слова на слайде (работа в тетрадях)
СНЕГИРЬ, СНЕЖИНКА, СУГРОБ, ГОЛОЛЕД, СОЛНЦЕ, ПОЗЁМКА, ОКНО, МОРОЗ, ИЗМОРОЗЬ, ПРОРУБЬ – ж.р., СЕРЕБРО, СТУЖА.
2) Изменение имен существительных по числам (работа в парах)
Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю?
В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.
Вот задание Января.
- Употребляя данные слова во множественном или единственном числе, обсудите с соседом по парте, верно ли вы выполняете это задание
Сугроб - …., зимы - …., снеговик - ….., сани -….., мороз - ….., сосульки - …., метель - …..
(Фронтальная проверка, ответ пар)
3)Изменение имен существительных по падежам (работа по вариантам на карточках)
А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.
Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».
Февральские ветры надули большие сугробы, и нам надо их преодолеть, чтобы двигаться вперёд.
-Расположите падежи по порядку (на доске карточки с названиями падежей)
-Почему к падежу задается 2 вопроса?
-Что значит просклонять имена существительные?
Как определяется падеж существительного?
Чтобы определить падеж существительного, нужно:
- Найти слово, с которым связано существительное;
- Задать от этого слова падежный вопрос к существительному;
- По вопросу или по предлогу определить падеж.
Работа у доски
-Определите падеж имен существительных
Намело сугробы, закружило поземкой, лепит снеговика, упал в снег, выпал снег, утонуть в сугробе, заметенный снегом, упала снежинка, кататься на коньках.
ФИЗМИНУТКА – игра
— Если слово отвечает на вопрос кто? — поднимите руки вверх, а если на вопрос что? — руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть.
Каток, зима, хоккеист, падает, снегопад, Снегурочка, сосулька, рисует, фигурист, вьюга.
5) Индивидуальная работа (разноуровневые задания)
У вас на парте лежит карточка, переверните ее и прочитайте задание
Далее предлагаю вам задания трёх уровней (разноцветные карточки)
Выберите вариант, где вы почувствовали бы уверенность в своих силах.
Вариант 1 (стартовый, минимально допустимый – оранжевого цвета)
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. У имен существительных определите падеж.
Зима.
Наступила х..лодная з..ма. З..мля была покрыта белоснежным к..вром. Голые б..рё..ки убрались инеем, точно серебристым пухом.
Вариант 2 (базовый уровень – желтого цвета)
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, разделите его на предложения. У имен существительных определите падеж.
Зима.
Наступила уже настоящ..я з..ма з..мля была покрыта белоснежным к..вром голые б..рё..ки убрались инеем, точно серебристым пухом
Вариант 3 ( продвинутый, творческий – зеленого цвета)
Прочитайте текст. Разделите его на предложения. У имен существительных определите падеж. В первом предложение подчеркните грамматическую основу. Определите род и число у выделенного слова.
Зима.
Наступила уже настоящ..я з..ма з..мля была покрыта белоснежным к..вром голые б..рё..ки убрались инеем, точно серебристым пухом
V. Рефлексия
Подошел к концу наш урок, но мы не говорим имени существительному «До свидания», потому что мы еще будем говорить о нем на следующих уроках.
А прощаемся с зимними месяцами, так как зима скоро закончится и наступит весна. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас смог поделиться с остальными богатством из своих сундучков.
Резерв: Составить синквейн слова «Существительное» (дети работают в парах, затем проверка)
Вручение подарков в виде снежинок.
VI. Д/з. Итог урока
С.62, упр.3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России Тема "Обобщение знаний об имени прилагательном"
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России Тема "Обобщение знаний об имени прилагательном"...
Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Общее представление об имени существительном как части речи
Предмет: Русский языкКласс: 2 «А»Тема урока: Общее представление об имени существительном как части речиЦели урока: Продолжить знакомство обучающихся с именем существительным, распознавать имя существ...
Конспект урока для 3 класса. Школа России. Тема: Обобщение знаний о падежах имён существительных.
Предмет: Русский язык.Класс: 3Тема урока: Обобщение знаний о падежах имён существительных.Цели урока: Создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся о падежах имён существительных.Планиру...
Материалы к уроку по русскому языку 3 класс "Школа России" Тема: "Обобщение знаний об имени существительном"
В материалах содержится: презентация, конспект, карточки....
конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" 2 класс, Школа России
коспект урока по русскому языку 2 класс Школа России по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" с дифференцированными карточками для работы на уроке...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: "Обобщение знаний об именах существительных и прилагательных".
Материал по обобщению знаний об именах существительных и прилагательных....
Интегрированный урок русского языка и чтения на тему" Обобщение знаний учащихся об именах прилагательных. М. М. Пришвин «Выскочка»"
Повторить и обобщить знания, полученные в результате изучения темы "Имя прилагательное". Свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения сво...