Урок-аукцион "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Леусенко Валентина Петровна

Урок-аукцион по русскому языку 3 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-аукцион

по русскому языку 3 класс

по теме «Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного».

Цели урока:

- формировать умения распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

- формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные;

- формировать умения определять род, число имен существительных;

- развивать умения определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу;

- совершенствовать навык разбора имени существительного, как части речи;

Планируемые результаты:

  -личностные: проявлять интерес к русскому языку; осознавать ответственность за сделанный выбор; оценивать правильность выбора; использовать речь для регуляции своих действий;

  • предметные: обобщить и систематизировать знания об имени существительном как части речи, его значении, грамматических признаках (род, число, падеж); Формировать орфографическое умение правильно писать существительные.
  • Тип урока: ОНЗ

Оборудование урока: Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г.2-е издание Москва «Просвящение» 2013

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

 Девиз нашего урока:

«С малой удачи начинается урок».                                                                    Слайд №

Ребята, сегодня у нас необычный урок, а урок-аукцион. Сегодня вы будете не просто учениками, а «покупателями» моего «товара», который я для вас приготовила.

II. Актуализация знаний по теме.

- Ребята! Кто из вас знает: что такое аукцион? (Аукцион - это торги, на которых разные предметы выставляют на продажу, а люди их приобретают.)                     Слайд №

(На столе у каждого справочный материал. Найдите информацию)

Здесь у нас аукцион-

Подведет итоги он.

Тот, кто больше, лучше знает,

Тот награду получает.

Определение темы урока, постановка целей и задач.

На продажу выставлены бесценные «вещи», купить которые, сможет любой из вас, в обмен на знания по русскому языку.                                                                                               

-Сегодня на аукционе удивительный товар.

-Какой стол первый ответит, тот и начнёт торги.

-Отгадайте, что за товар?

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

(Выставить карточку «Имя существительное»)

III. Самоопределение к деятельности.

- Каждая команда-участница должна внести залог, доказать свою «состоятельность» способность участвовать в аукционе.

У каждого из вас лежат листы самооценки. В них вы будете выставлять баллы за свою работу.

-Итак, продажа товара начинается.

Товар «Имя существительное». Гонг.

- Дайте характеристику этой части речи. За правильный ответ каждый получает балл.

(учащиеся дают характеристику этой части речи). После каждого ответа учитель произносит слова: «Кто больше?». При затруднении учитель задает вопросы.

Продано. Поставьте баллы.

-Какова тема нашего урока-аукциона? (Балл)

-Чем мы будем заниматься на уроке?  (Балл)

IV. Работа по теме урока.

-Открываем аукцион знаний.

1.  Первая «вещь» на продажу - имена существительные одушевленные и неодушевленные,

собственные и нарицательные. Гонг.

(Выставить карточку одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.)

- Какие имена существительные одушевленные, а какие неодушевленные? (Балл)

- Какие имена существительные называются собственными? (Балл)

Задани1 по вариантам.

1-В.   Запишите слова в два столбика.

         Шофёр, плакат, катер, маляр, ветеран, трамвай, ученик, сахар.

2-В.   Запишите, выбрав нужную букву.  

  (К, к)от (П, п)ушок, (Г, г)ород (Я, я)лта, (П, п)роспект (М, м)ира, (Р, р)ека (А, а)льма.

                                                                      (Взаимопроверка. Оценка.)                Слайд №

Продано.

2. Торги продолжаются. Следующая «вещь» род имени существительного.

(Выставить карточку род).  Гонг.

- Как определить род имени существительного?  (Балл)

Задание 2 (Работа в парах.)

Записать существительные в три столбика.  

           Жеребёнок, гость, брошь, окно, аллея, яблоко, случай, ненастье, аптека, зеркало,

        вокзал, слово, гордость, страна, улей.

                                                                               (Проверка. Оценка.)            Слайд №                                                                                                                                                    

Продано.

Физминутка для глаз.

 Глазки видят все вокруг,

 Обведу я ими круг.

 Глазком видеть все дано-

 Где окно, а где кино.

 Обведу я ими круг,

 Погляжу на мир вокруг.

3. Выставляется следующая «вещь» на аукцион число имени существительного.

(Выставить карточку «Число»).  Гонг.

- Что вы знаете о числе имени существительного?

Задание 3 (Индивидуальная работа.)

Найди в тексте имена существительные. Подчеркни их. Определи число.

   Холод сковал землю. Под ногами хрустит снег. Дети взяли санки и бегут на гору.

- Сколько имен существительных в тексте? (7)  (Балл)

- Проверьте, правильно ли вы определили число? (за каждый правильный ответ 1 балл)                                                                            

                                                                                                                                           Слайд №

- Что вы можете сказать о слове санки?         (Балл)

Оцените себя.   

Продано.

4. Следующая «вещь» падеж имени существительного.

(Выставить карточку «Падеж»).  Гонг.

- Что такое падеж?                       (Балл)

- Сколько падежей в русском языке? (Балл)

- Назови с вопросами.                 (Балл)

Задание 4 (Индивидуальная работа.)

Поставь и запиши вопросы к существительным. Определи падеж.

       Ребята шли по (_________?) тропинке (__. п), Пахло (______?) грибами (__. п.). В небе (______?)  (__. п.) кружили (_______?) журавли (__ .п.).

- Проверьте.                                                                                                       Слайд №

Оцените. (Каждый правильный ответ + 1 балл)

 Продано.

- Для чего, по вашему мнению надо изучать имя существительное?

(Чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи).

V. Рефлексия.

- Подведем итог. Выставляется на аукцион морфологический разбор.

 Задание 5 (Коллективная работа). Гонг.

- Перед вами лежит образец разбора имени существительного как части речи или морфологический разбор.                                                                                 Слайд №

- Что такое морфология, вы можете узнать из справочного материала.

(Морфология-это раздел науки о языке, которая изучает части речи).

- Выпишите имена существительные из предложения и разберите как часть речи по образцу.

       Из леса вышел на берег бурый медведь.

(За каждое правильно разобранное существительное команда получает 5 баллов.

Поменяйтесь заданиями).

Оцените команду.

Продано.

VI. Подведение итогов урока.

Посчитайте свои баллы. Оцените себя за урок.

- Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Кто может сегодня про себя сказать:

- Я молодец!

- Я старался, но мне помогали.

- Не все получалось.

Всем спасибо. Урок окончен.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Аукцион (лат.) – продажа с торгов, с наддачи, с молотка, с публичного торга.

Слайд 3

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Слайд 4

Одушевленное и неодушевленное Собственное и нарицательное

Слайд 6

Задание 1. 1 ВАРИАНТ Задание 1. 2 ВАРИАНТ К от П ушок, г ород Я лта, п роспект М ира, р ека А льма .

Слайд 7

РОД

Слайд 9

ж. р. м. р. ср. р. БРОШЬ ЖЕРЕБЕНОК ОКНО АЛЛЕЯ ГОСТЬ ЯБЛОКО АПТЕКА СЛУЧАЙ НЕНАСТЬЕ ГОРДОСТЬ ВОКЗАЛ ЗЕРКАЛО СТРАНА УЛЕЙ СЛОВО Задание 2. Запиши имена существительные в 3 столбика.

Слайд 10

Глазки видят все вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть все дано – Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. Физминутка :

Слайд 11

ЧИСЛО

Слайд 13

Задание 3. Найди в тексте имена существительные. Подчеркни. Определи число имен существительных. Холод сковал землю . Под ногами хрустит снег . Дети взяли санки и бегут на гору . ед.ч . мн.ч . ед.ч . ед.ч . ед.ч . мн.ч . мн.ч .

Слайд 14

ПАДЕЖ

Слайд 16

Задание 4. Поставь и запиши вопросы к именам существительным. Определи падеж. Ребята шли по ( чему ? ) тропинке ( Д. п. ), Пахло ( чем ?) грибами ( Т. п. ). В небе ( в чём? ) ( П. п. ) кружили ( кто? ) журавли ( И.п . ).

Слайд 17

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР Морфологический разбор имени существительного. 1. Часть речи. 2. Начальная форма ( И.п ., ед.ч .). 3. Постоянные признаки: - одушевлённое или неодушевлённое; - собственное или нарицательное; - род; 4. Непостоянные признаки: - число; - падеж. 5. Роль в предложении. Пример: Морозной зимой медведь спит в берлоге 3 . (В) берлоге (в чём?) – сущ., берлога, неодуш ., нариц ., ж.р ., ед.ч ., П.п ., второст . член.

Слайд 19

Задание 5. Из леса вышел на берег бурый медведь. (Из) леса – (из чего?) сущ., н. ф. – лес, неодуш ., нариц ., м. р., ед. ч., Р. п., втор. член. (На) берег – (на что?) сущ., н. ф. – берег, неодуш ., нариц ., м. р., ед. ч., В. п., втор. член. Медведь – (кто?) сущ., н. ф. – медведь, одуш ., нариц ., м. р., ед. ч., И. п., главн . член.



Предварительный просмотр:

http://panowa-ox.narod.ru/images/2997.gif 

Оцени свою работу на уроке

Деятельность на уроке

Устные ответы

Самостоятельная работа

Работа в группах

1.Характеристика им. сущ.

2. Тема, цель.

3. Одушевлённые и неодушевлённые

4. Собственные и нарицательные

5. Род

6. Число

7. Падеж

8.Морфологический разбор

Сумма баллов

Оценка

http://panowa-ox.narod.ru/images/2997.gif 

Оцени свою работу на уроке

Деятельность на уроке

Устные ответы

Самостоятельная работа

Работа в группах

1.Характеристика им. сущ.

2. Тема, цель.

3. Одушевлённые и неодушевлённые

4. Собственные и нарицательные

5. Род

6. Число

7. Падеж

8.Морфологический разбор

Сумма баллов

Оценка



Предварительный просмотр:

                                                                      1-В.                Ф.И.  __________________________

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

      Задание 1.

     Запиши слова в два столбика.

           Шофёр, плакат, катер, маляр, ветеран, трамвай, ученик, сахар.

Одуш.

Неодуш.

      Задание 2.

    Запиши имена существительные в 3 столбика.

           Жеребёнок, гость, брошь, окно, аллея, яблоко, случай, ненастье, аптека, зеркало,

        вокзал, слово, гордость, страна, улей.

ж. р.

м. р.

ср. р.

 

        Задание 3.

 Найди в тексте имена существительные. Подчеркни. Определи число имен     существительных.

   Холод сковал землю. Под ногами хрустит снег. Дети взяли санки и бегут на гору.

         Задание 4.

       Поставь и запиши вопросы к именам существительным. Определи падеж.

       Ребята шли по (_________?) тропинке (__. п), Пахло (______?) грибами (__. п.). В небе (______?)  (__. п.) кружили (_______?) журавли (__ .п.).

                                                                      2-В.                Ф.И.  __________________________

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

      Задание 1.

     Запиши, выбрав нужную букву.

  (К, к)от (П, п)ушок, (Г, г)ород (Я, я)лта, (П, п)роспект (М, м)ира, (Р, р)ека (А, а)льма.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     Задание 2.

    Запиши имена существительные в 3 столбика.

         Жеребёнок, гость, брошь, окно, аллея, яблоко, случай, ненастье, аптека, зеркало,

        вокзал, слово, гордость, страна, улей.

ж. р.

м. р.

ср. р.

 

        Задание 3.

 Найди в тексте имена существительные. Подчеркни. Определи число имен     существительных.

   Холод сковал землю. Под ногами хрустит снег. Дети взяли санки и бегут на гору.

         Задание 4.

       Поставь и запиши вопросы к именам существительным. Определи падеж.

       Ребята шли по (_________?) тропинке (__. п), Пахло (______?) грибами (__. п.). В небе (______?)  (__. п.) кружили (_______?) журавли (__ .п.).



Предварительный просмотр:

http://panowa-ox.narod.ru/images/2.gifМорфологический разбор имени

существительного. 

1. Часть речи.

2. Начальная форма (И.п., ед.ч.).

3. Постоянные признаки:

- одушевлённое или неодушевлённое;

- собственное или нарицательное;

- род;

4. Непостоянные признаки:

- число;

- падеж.

5. Роль в предложении.

Пример:

Морозной зимой медведь спит в берлоге 3.

(В) берлоге (в чём?) – сущ., берлога, неодуш., нариц., ж.р., ед.ч., П.п., второст. член.

http://panowa-ox.narod.ru/images/2.gifМорфологический разбор имени

существительного. 

1. Часть речи.

2. Начальная форма (И.п., ед.ч.).

3. Постоянные признаки:

- одушевлённое или неодушевлённое;

- собственное или нарицательное;

- род;

4. Непостоянные признаки:

- число;

- падеж.

5. Роль в предложении.

Пример:

Морозной зимой медведь спит в берлоге 3.

(В) берлоге (в чём?) – сущ., берлога, неодуш., нариц., ж.р., ед.ч., П.п., второст. член.



Предварительный просмотр:

             Из леса на берег вышел бурый медведь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

             

         

          Из леса на берег вышел бурый медведь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."

План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления ...

Урок в 4 классе "Морфологический разбор имени существительного"

Урок в 4 классе "Морфологический разбор имени существительного" с использованием мультимедийной презентации....

урок русского языка УМК Перспектива 3 класс "Морфологический разбор имени существительного"

1.План - конспект урока2. Технологическая карта урока3. Приложение...

Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».

Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....

Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

На уроке дети повторяют признаки имён существительных, самостоятельно выводят алгоритм морфологического разбота имён существительных. На уроке используются разнообразные виды деятельности, что позволя...

Конспект урока по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.» (2 класс).УМК Школа России

Цели деятельности учителя: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;  работать с Памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного»; разбирать имя прилагательное как часть р...