Материалы к уроку по русскому языку 3 класс "Школа России" Тема: "Обобщение знаний об имени существительном"
материал по русскому языку (3 класс) на тему
В материалах содержится: презентация, конспект, карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki.docx | 9.15 КБ |
konspekt.docx | 25.71 КБ |
prezentatsiya.ppt | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Метель, мороз, пальто, лестница, комбайнер, ванна, Илья, солнце, медведь, шоссе.
Метель, мороз, пальто, лестница, комбайнер, ванна, Илья, солнце, медведь, шоссе.
Метель, мороз, пальто, лестница, комбайнер, ванна, Илья, солнце, медведь, шоссе.
Метель, мороз, пальто, лестница, комбайнер, ванна, Илья, солнце, медведь, шоссе.
Метель, мороз, пальто, лестница, комбайнер, ванна, Илья, солнце, медведь, шоссе.
Предварительный просмотр:
Цели урока:
Закреплять знания об имени существительном, его постоянных и непостоянных признаках; развивать умения выполнять грамматические разборы; развивать умение различать и определять падежи имён существительных по совокупности их признаков;
Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, фонематического слуха; воспитывать любовь к предмету.
Ход урока
Слайд 1
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Слайд 2
2.1. Словарная работа (на презентации)
-На экране вы видите слова, запишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы (зелёной ручкой или подчеркните простым карандашом орфограммы).
Моро…
П…льто
М…тель
С…стье
Лес…ница
М…дведь
Со…нце
Ил…я
Ван…а
Проверка с презентации. Слайд 3
2.2. Минутка чистописания
– Запишите через запятую по порядку все пропущенные буквы
(з, а, м, е, ч, а, т, е, л, ь, н, о).
– Соедините буквы вместе на следующей строке.
– Что получилось?
Слайд 4
(замечательно) – это оценка вашей предыдущей работы
- Посмотрите ещё раз на слова, которые вы написали, скажите ,что общего у этих слов? (имена существительные).
Слайд 5
3. Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Имя существительное. Урок обобщения.)
Какие цели перед собой вы ставите? (закрепить знания об имени существительном, вспомнить все признаки имени существительного, отработать всё что узнали в упражнениях).
4. Закрепление изученного материала.
4.1. Опрос
Слайд 6
- Давайте вспомним, что же называется именем существительным?
Существительное это… (ответы детей по очереди)
Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – имя существительное. По наблюдениям учёных, существительные появились в речи в числе первых слов. Это самостоятельная часть речи.
4.2 Работа по признакам им. существительного.
- Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Слайд 7
– На какие группы можно разделить все имена существительные?
(Одушевлённые – кто? И неодушевлённые – что?)
Слайд 8
– Подберите к записанным неодушевлённым именам существительным одушевлённые (однокоренные). Запишите в тетрадь.
сила – силач
труба –
журнал –
добро –
– При помощи какой части слова образовались новые слова? (выделить суффикс)
– Данный признак (одушевлённые – неодушевлённые) относится к какой группе? (постоянные признаки)
- Имена существительные собственные и нарицательные.
Слайд 9
– Какие ещё постоянные признаки вы знаете? (нарицательные и собственные)
– К исходным словам, а именно к нарицательным именам существительным, подберите собственные. (Устно)
река… | Миасс |
столица… | Москва |
журнал… | Колобок |
собака…. | Пушок |
– Как пишутся имена собственные?
– Какие имена существительные являются собственными, нарицательными?
– Данный признак (собственные – нарицательные) относится к какой группе? (постоянные признаки)
- Род имён существительных.
Слайд 10
– На какие три группы делятся имена существительные? (по родам)
Женский род запомню я,
И скажу: “Она – моя”.
Я запомню род мужской,
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё” –
Это правило – твоё!
– Распределите слова по родам и запишите в таблицу:
(Таблицы у каждого учащегося)
женский род | мужской род | средний род |
метель | мороз | пальто |
лестница | комбайн | счастье |
ванна | Илья | солнце |
| медведь | шоссе |
– Проверка. Слайд 11
Итог: имена существительные бывают женского, мужского, среднего рода.
– Данный признак (род имён существительных) относится к какой группе? (постоянные признаки)
- Изменение имени существительного по числам.
- Как же изменяются имена существительные? (по числам)
Слайд 12
Устно.
… | – лица |
ухо | – … |
молоко | – … |
… | – косы |
друг | – … |
волос | – … |
… | – ножницы |
– Все ли имена существительные изменяются по числам?
ед.число молоко, пальто, солнце, здоровье, добро;
мн.число ножницы, щипцы, ворота, сливки, шахматы, качели.
– Данный признак (изменение имён существительных по числам)относится к какой группе? (непостоянные признаки)
- Изменение имён существительных по падежам.
-А сейчас чтобы узнать следующий признак, отгадайте загадки.
Слайд 13
Предлогов с детства не люблю,
С собой их рядом не терплю.
Мои вопросы - ЧТО? и КТО? -
Не перепутает никто.
(Именительный падеж.)
КОГО же нет?
Я очень беспокоюсь.
ЧЕГО же нет?
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
Какой падеж, скорее подскажите!
(Родительный падеж)
КОМУ всё дать? К ЧЕМУ призвать? -
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу,
С предлогом «по» гулять хожу.
Запомни обязательно,
Дружок, падеж ты ...
(Дательный.)
КОГО винить, спросите у меня,
Без обвинений не проходит дня.
Но я могу не только обвинять,
ЧТО вижу, тоже вам могу сказать.
Предлоги «в», и «на», и «под»
Со мной найдёте без хлопот.
Предлоги «через», «про» и «за»
Вам тоже бросятся в глаза.
Так кто же умный самый тут,
Кто скажет, как меня зовут?
(Винительный падеж.)
Творите - КЕМ? Творите - ЧЕМ?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.
Коль ты сообразительный,
Узнай падеж ...
(Творительный.)
О КОМ все думают, О ЧЁМ мечтают, -
Свои секреты мне лишь открывают.
Мне без предлогов белый свет не мил,
Без них, родных, и дня б я не прожил.
Моё вам имя отгадать не сложно,
Коль я с предлогами, то я - ...
(Предложный.)
- Как вы уже догадались какой же это признак имени существительного? Слайд 14
Изменение имён существительных по падежам.
- Давайте вспомним всё, что мы знаем о падежах.
- Задание на экране. Запишите в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, определите падеж имени существительного. Выполняем самостоятельно. Проверка в паре.
Слайд 15
Ск_льзить по д_роге, похо_ на с_стру, зале_ на дерево*, скр_плять л_сты*, зал_вается пт_нец*, упол_* в н_ру, без лё_кой шу_ки,* про ро_кого зв_рька*, просл_влять фамилию, изб_гать ссоры.
Проверка Слайд 16
Слайд 17
4.3 Самостоятельная работа на карточка.
- Морфологический разбор имени существительного.
В саду растёт цветок.
В саду-
Цветок-
Слайд 18
5. Подведение итогов урока
- Чем на уроке мы занимались? Что вспоминали? Достигли целей урока?
Слайд 19
6. Сообщение домашнего задания
Подготовка к контрольному диктанту, р/т
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обобщение знаний об имени существительном
кто?
сила - труба - журнал - добро - силач трубач журналист добряк постоянный признак
собственные река - столица - девочка - собака - Десна Москва Ангелина Пушок постоянный признак
существительные бывают Женский род запомню я И скажу: " Она - моя". И запомню род мужской И опять скажу: " Он - мой". Средний род: "Оно - моё". Это правило твоё. постоянный признак
женский род мужской род средний род метель мороз пальто лестница комбайн счастье ванна Илья солнце медведь шоссе
изменение по числам ед.число мн.число ..... лица ухо ..... молоко ..... косы ..... друг ..... ..... ножницы Ед. число – молоко, пальто, солнце, здоровье Мн.число – ножницы, ворота, сливки, шахматы непостоянный признак лицо уши коса друзья
Предлогов с детства не люблю, С собой их рядом не терплю. Мои вопросы - ЧТО? и КТО? - Не перепутает никто. (Именительный падеж.) КОГО же нет? Я очень беспокоюсь. ЧЕГО же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! Какой падеж, скорее подскажите! (Родительный падеж) КОМУ всё дать? К ЧЕМУ призвать? - Лишь только я могу сказать. С предлогом «к» порой дружу, С предлогом «по» гулять хожу. Запомни обязательно, Дружок, падеж ты ... (Дательный.)
КОГО винить, спросите у меня, Без обвинений не проходит дня. Но я могу не только обвинять, ЧТО вижу, тоже вам могу сказать. Предлоги «в», и «на», и «под» Со мной найдёте без хлопот. Предлоги «через», «про» и «за» Вам тоже бросятся в глаза. Так кто же умный самый тут, Кто скажет, как меня зовут? (Винительный падеж.) Творите - КЕМ? Творите - ЧЕМ? Я подскажу вам - нет проблем! Предлогам «перед», «под» и «над» В любой момент я очень рад. Коль ты сообразительный, Узнай падеж ... (Творительный.) О КОМ все думают, О ЧЁМ мечтают, - Свои секреты мне лишь открывают. Мне без предлогов белый свет не мил, Без них, родных, и дня б я не прожил. Моё вам имя отгадать не сложно, Коль я с предлогами, то я - ... (Предложный.)
Ск_льзить по д_роге, похо_ на с_стру, зале_ на дерево, пол_тел пт_нец, упол_ в н_ру, без лё_кой шу_ки, про ро_кого зв_рька, м_чтает о храбрости, пахнет з_мл_никой.
Ск о льзить по д о роге, похо ж на с е стру, зале з на дерево, пол е тел пт е нец, упол з в н о ру, без лё г кой шу б ки, про ро б кого зв е рька, м е чтает о храбрости , пахнет з е мл я никой.
Имя существительное постоянные признаки непостоянные признаки одушевлённое или неодушевлённое собственное или нарицательное бывают мужского, среднего, женского рода изменение по числам по падежам
ИТОГ УРОКА Какие затруднения в усвоении материала встретили при изучении темы «Имя существительное»? Каким образом справились с этими затруднениями? Как бы вы оценили свою деятельность на уроке? Что в изучении темы об имени существительном осталось для вас неясным?
Счастье человека в знании. " Грамоте учиться - всегда пригодится".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных" (4-й класс)
Цели урока:обобщить и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»; сопоставить прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи; соверш...
Урок русского языка по теме "Обощение знаний об имени существительном"
Урок для учащихся 3 класса с использованием занимательного материала....
Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс
ТЕМА: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока: повторение и закрепление изученного ( части речи)....
Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном". 4-й класс
Пройдя по данной ссылке,можно ознакомиться с Уроком русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном" в 4-й классе....
Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)
План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....
Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени существительном»
На уроке учащиеся повторят, обобщат, систематизируют знания об имени существительном. Сформируется представление об основных грамматических признаках существительных; будем разв...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»(УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся об имени существительном и имени прилагательном, повторение грамматических признаков имени сущест...