разработка открытого урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ховалыг Саида Дажынаевна

разработка открытого урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok.zip1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бажын – Алаакская  средняя общеобразовательная школа

Открытый урок

по русскому языку

по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Выполнила:Ховалыг С.Д.

учитель начальных классов.

2021 г.

Технологическая карта урока

Организационная информация

Тема урока

Правописание безударных гласных в корне слова

Предмет

Русский язык

Класс

4 «б»

Программа

«УМК Школа России»

Автор урока (ФИО, должность)

Ховалыг С.Д. учитель  начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ Бажын – Алаакская СОШ

Методическая информация

Тип урока

урок обобщения и  систематизация знаний

Межпредметные связи  

Русский язык                          

Литературное чтение    

Окружающий     мир

Формы работы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Цели урока

Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.

 Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы.

Задачи урока

  • формировать навыки правописания корня на основе сопоставления трех правил;
  • развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • осуществлять межпредметные связи;
  • воспитывать аккуратность в записях, дружеские отношения в коллективе.

Планируемые результаты:

обучающиеся научатся находить и проверять безударные гласные в корне слова, распознавать однокоренные слова

Образовательные технологии:

• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);

• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);
• проблемное обучение (частично – поисковое).

Оборудование:

ноутбук, телевизор, карточки



Ход урока

Этап урока

Формы работы

(деятельность учителя)

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение деятельности (орг. момент).              Цели этапа: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установление тематических рамок.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Садитесь. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в город русского языка Морфемика.(Слайд 1).

- Пусть хорошее настроение сопровождает на всём пути   и помогает в трудную минуту.

Как настоящие путешественники, мы будем вести дневники нашего путешествия – дневниками будут наши тетради. Поэтому сейчас давайте откроем их и запишем дату нашего путешествия.

- Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». Как вы ее понимаете?

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

Обучающиеся настраиваются на работу.

Обучающиеся открывают тетради и записывают «Дату. Классная работа».

Узнаем что-то новое.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

 выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

 формирование  умения слушать и слышать.

II. Актуализация опорных знаний. Цели этапа:повторить изученные орфограммы,

стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме,

выявить уровень умения делить слова на группы.            

На доске записано предложение.(Слайд 2).

В городке стоит грустная осень.

Прочитайте запись. Что можете сказать?

Какие задания можете предложить к этому предложению?

А сейчас догадайтесь, какую букву будем писать на чистописании. Это «хитрая» гласная и обозначает два звука. Какая это гласная и в каком слове предложении она находится?

Чистописание.(Слайд 3).

- А теперь давайте запишем наш маршрут в дневниках путешествия. Сели ровно, тетрадь положили под наклоном и пишем.

Вернемся к предложению.

(Слайд 4).

Следующее задание вы будете выполнять в парах. Запишите предложение в тетрадь.

1 вариант - поставьте в словах ударения, подчеркните орфограммы, выделите корень.

Для проверки данного задания обменяйтесь тетрадями. Проверьте, верно ли вы выполнили задания и оцените работу друг друга.

(Слайд 5).

 - Большинство каких орфограмм встречаются  в предложении?

В какой части слова находятся эти орфограммы?

-Что называется корнем слова?

- Какими знаниями нужно обладать, чтобы правильно писать эти орфограммы в корне слова?(При затруднении задать вопрос:какие правила нужно знать?).

Это предложение.

-По цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное,распространенное.

Разобрать по членам предложения.

- Определить части речи.

- Поставить в словах ударения.

- Разделить слова на слоги и т.д.

Гласная я в слове грустная.

Обучающиеся пишут в тетради букву Я.

Обучающиеся обмениваются тетрадями и сверяют записи с доской.

Возвращают друг другу тетради.

Написание безударных гласных в корне слова.

Орфограммы находятся в корне слова.

Корень- это  главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Классифицировать слова по группам.

Личностные:

проявлять интерес к изучению темы.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

III. Открытие новых знаний.

Цели этапа: актуализировать знания о правописании орфограмм корня.

Постановка проблемы.

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Попробуем сформулировать цель урока.

Сегодня мы повторим написание слов безударными гласными в корне слова.

Тема урока:«Правописание безударных гласных в корне слова»       (Слайд 6).

На доске записаны слова.

Рыбка, солнце, звездный, лесник, сказка, зуб, вестник, грибник.

Прочитайте слова, подумайте, как можно их разбить на три группы по существенным признакам. Каждую группу запишите в отдельный столбик, выделите в словах корень (один ученик работает у доски).

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. (Проверка.)

Почему именно так распределил слова в группы?

Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударной гласной в корне?  

С парной согласной в корне?

С непроизносимой согласной?

Вспомним цель урока.

Сравните три правила. Что интересное заметили?

О безударных гласных в корне слова.

2 гр.- солнце, вестник, звёздный.

3 гр.- лесник, тянули.

Ученик у доски записывает слова и комментирует.

В соответствии с орфограммами.

Изменить слово, чтобы звук стоял в сильной позиции.

В них есть сходство.

Распознавать орфограммы в корне слова;

-подбирать проверочные слова.

Познавательныевыбор оснований и критериев для классификации объектов

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

проверять результат выполненного задания.

Коммуникативные:

 формулировать монологическое высказывание.

IV. Первичное закрепление.               Цели этапа:

находить и проверять орфограммы корня.

Работа с учебником.

-Обратимся к учебнику. Откройте учебник на с.56.

(Коллективная работа со схемой.) Упр.89 (с.56-57)

-Назовите корневые орфограммы.

-Какие действия надо выполнить, чтобы правильно написать корневые орфограммы?

-Когда гласный звук в корне нуждается в проверке?

-Когда согласный звук в корне нуждается в проверке?

-В чём сходство и различие в подборе проверочных слов для гласных и согласных звуков в корне?

Давайте выполним упражнение 91 (учебник стр.57)

-Прочитайте выразительно отрывок из произведения К.Г.Паустовского.

-Какие картины природы рисует автор?

-Какие предложения проиллюстрировал художник?

-Какие орфограммы корня вам здесь встретились?

-Назовите слово с безударным гласным и проверочное слово.

-Назовите слово с парным согласным и проверочное слово.

-Назовите слово с непроизносимым согласным и проверочное слово.

- К словам, в которых нужно вставить букву, подберем проверочные. И запишем проверочное слово – проверяемое.

Стояла – стой

Осень – осенний

Солнце – солнечный

Облетевшие – полёт

Видны – вид

Далёкие – даль

Ночам – ночь

Вокруг – кругом

Дрожали – дрожь

Низкие– низок(Взаимопроверка, самооценка.)(Слайд 7).

Один ученик читает правило.

Безударные гласные в корне, непроизносимые согласные в корне слова, парные согласные в корне слова.

Когда стоит в слабой позиции.

Для проверки надо подобрать такое слово, чтобы звук стоял в сильной позиции. Для гласных надо подобрать слово, где этот звук будет ударным, для согласных – где этот звук будет стоять перед гласным.

Дети читают выразительно.

Осенний лес ночью.

Последнее.

Безударные гласные в корне, непроизносимые согласные, парные согласные.

1 и 2 слова сначала коллективно разбираются и записываются, остальное задание обучающиеся выполняют самостоятельно.

По цепочке выходят к доске и вставляют пропущенные буквы.

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Регулятивные:

 умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

 умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.Личностные:

 готовность к сотрудничеству.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

V. Физкультминутка.

-А сейчас мы поиграем и разомнемся. Я буду называть слова с безударным гласным. Если нужно вставить буквы а, вы поднимаете руки вверх, а если о – вы приседаете, потихоньку называя проверочное слово.

  • др…жать
  • ж…ра
  • в…лна
  • с…лить
  • тр…ва
  • х…дили
  • св…рить

-Молодцы! Спасибо!

Обучающиеся  выполняют задания.

Предметные:

- закрепить умение определять на слух орфограммы;

- учиться подбирать проверочные слова;

Здоровьесберегающая:

- снижение нагрузки во время обучения;

- восполнение двигательной активности.

VI.Самостоятельная работа.                    Цели этапа: проверить результат выполненного задания; формулировать монологическое высказывание.

Сейчас я предлагаю вам выполнить задание. Работать вы будете в трех группах. Каждой группе даны  карточки с заданием. Прежде чем приступить к работе в группе, давайте вспомним правила работы в группах:

-Итак, каждая группа выполняет своё задание на карточке. Сделать это нужно в течение 4 минут.

Самостоятельная работа на карточках.

Исправь ошибки в тексте.

На двареморос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплуюшупку и миховуюшабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой.

Проверка. Дети собираются в группы, обсуждают выполнение задания. По одному человеку от каждой группы выходят для проверки к доске.(Слайд 8-10).

Самостоятельно работают по карточкам в группах.

- Не перебивать друг друга

- Выслушивать мнение каждого

-Выбрать командира.

Обучающиеся распределяются на три группы по рядам. Выбирают командира.

Выполняют задание.

Владеть общим приемом решения предложенных задач.

Личностные:соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Домашнее задание

- С данными орфограммами вы встретитесь и в домашнем упражнении.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание

С. 58, упр. 93, правило выучить.(Слайд 11).

VI. Рефлексия деятельности.

Цели этапа: научить:

соотносить полученный результат с поставленной целью;

 оценивать результат своей деятельности.

 оценивать результат учебной деятельности.

- Наше путешествие подошло к концу. В городе Морфемикамы побываем еще не раз.

-Давайте подведем итог урока.

- Что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»?

- Расскажите свои впечатления о путешествии, продолжив предложения:

Мы узнали …,

Теперь я умею …,

Было интересно …

- Какие знания из наших «сундучков» помогли открыть новое?

- Какие трудности возникли?

- Кто еще раз сможет повторить общее правило проверки слов с безударной гласной в корне слова?

- Чем отличаются эти три правила?

Оцените работу и поставьте смайлик на полях в журнале путешествия.

Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

Сегодня за работу на уроке оценки получили……. Урок окончен.

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Знание частей слова.

Для проверки надо подобрать такое слово, чтобы звук стоял в сильной позиции.

Для гласных надо подобрать слово, где этот звук будет ударным, для согласных - где этот звук будет стоять перед гласным.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"

Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....

Разработка открытого урока по русскому языку

План-конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе...

разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.

Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.Урок развития речи (русский язык)....

Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....

Учебно-методическая разработка открытого урока по русскому языку. Секреты переноса.

Тема урока: Секреты переноса.Тип урока: Открытие нового знания; Использование технологий: проблемно-диалогическая технология, ИКТ.Форма организации учебной работы: фронтальная и групповаяЦель уро...

Разработка открытого урока по русскому языку

Разработка открытого урока по русскому языку...