Разработка открытого урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Разработка открытого урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект открытого урока по русскому языку    в 3 классе

                                           23 .10.2014г.

Тема:  «Приставка и её роль в слове .

Тип урока: урок изучения нового материала.

Система обучения: традиционная

УМК «Школа России»

Цель:   научить определять приставку в слове и правильно её применять.

Задачи:

  • Образовательные: 
  • уточнить понятие «приставка» и её роль в словообразовании
  • Развивающие:
  • развивать учебно-организационные навыки (определять тему урока,  анализировать свою деятельность, оценивать свою работу);
  • развивать речь, орфографическую зоркость, зрительную память;
  • продолжить развивать умение отвечать полным ответом, сравнивать, делать вывод, выражать своё мнение.
  • Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь, поддерживать интерес к русскому языку; прививать навыки самостоятельной работы.
  • развивать умение работать в группах, согласуя свои действия и мнения.

Оборудование:   карточки,  смайлики  , тесты , таблица « Правописание предлогов и приставок»

ТСО: проектор, ноутбук, демонстрационный экран.

                                                     Ход урока.

  1.  Организационный момент .

Итак , друзья , внимание –

Ведь прозвенел звонок….

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок !

        Необычный день у нас.

       И гостями полон класс.

 - Что гостям сказать нам надо?

   (-Видеть Вас мы очень рады!)

Каждый день - всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, четко говорим

И красиво все сидим.

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

На рабочий лад настройтесь,

Ведь у нас не мало дел.

Поудобнее устройтесь,

Чтобы каждый проявить себя сумел.

Девиз урока :

Ум и сердце в работу вложу , каждой секундой в труде дорожу!

2. Проверка домашнего задания .

Все справились? Покажите смайликами , как вы оцениваете выполнение домашней работы?

-Что такое окончание ?

Окончание – это изменяемая часть слова , которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Что такое корень?

   Корень – главная значимая часть слова . В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

3. Оформление тетрадей . Минутка чистописания .

-Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме.

Записываем :

23 октября.  

Классная работа.

Минутка чистописания.

От, про, кит .

4. Словарная работа (презентация )

5. Сообщение темы урока через постановку  вопроса .

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

И при помощи приставок

Образуются слова.

 Приставка – часть слова , которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов ( стр.84 – правило)

   Мы рисовали коллективную работу. Я нарисовал снеговика, Коля подрисовал ему нос , а Таня вырисовывала красивые глазки. Маша срисовала из книги снежинки. А Оля дорисовала фон рисунка.

- Почему было легко найти приставку в этих словах? ( Они были однокоренные. Часть слова , которая стояла  перед корнем была  приставкой  ).

Научиться выделять приставку в слове нам предстоит научиться на сегодняшнем уроке.

   -Прочитайте слова  ( проектор) .

Переходит, выходит, подходит , обходит , входит , уходит.

-Какая часть слова придаёт им разное значение?( Та, которая стоит перед корнем)

Эта часть слова называется приставкой. Именно приставки  придают особую выразительность глаголам.

6. Актуализация знаний.

- Сегодня мы с вами будем ещё и исследователями.

- Ребята, вам было задание найти в толковом словаре значение слова

« Приставка», « Окончание», «Корень», «Суффикс».

 Словарь  Сергея Ивановича  Ожегова

Приставка – приставить. То, что приставлено, присоединить к  чему –  нибудь.

В грамматике : часть слова , морфема , стоящая перед корнем. (Ульяна)

Окончание – завершение , конец чего-то. В нашем русском языке – окончание слова. ( Мадина)

Корень – в грамматике основная часть слова без приставок и суффиксов.

В математике – число , которое , при возведении его в определённую степень даёт данное число.(Алина)

Суффикс – словообразовательная морфема , часть слова между корнем и окончанием.( Вика)

( приставить или присоединить к чему -нибудь; часть слова)

7. Работа над новым материалом.

а) Психологический настрой детей.

- Ребята, чтобы продолжить работу на уроке я должна знать с какое у вас настроение? Помогут вам смайлики.

- Учитель: Ребята в русском языке существует более 40 приставок.

Приставки великие труженицы . Если мы зададимся целью отыскать хотя бы одно маленькое стихотворение или рассказ где бы не было приставок, то мы поставим перед собой непосильную задачу.

Упражнение 154 – работа в тетради. 

8. Физминутка  музыкальная (проектор). 

Милым детям нужно -Встать

Руки медленно -ПОДнять.

Пальцы -Сжать, потом -РАСжать,

Так секунду -ПОстоять.

Руки плавно -Опустить

Всё ещё раз повторить.

9. Закрепление нового материала

- А сейчас давайте поиграем в игру с приставками. Представьте, что вы сидите перед телевизором и у вас в руках пульт.

- Я вам называю приставку -в. Что вы сделаете? пере-.; вы-;

Какой вывод можно сделать? ( каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает слова)

Город Приставкин встретить вас рад.

Здесь вас встречает приставок парад.

Дамы Приставки здесь посмотри

Пишутся слитно с корнем они.

Корень, как истинный гражданин,

Дамам дорогу уступит своим.

Встанут приставки все впереди

С корнем сольются – им по пути.

10. Сравнение предлога и приставки

- Ребята , на какую часть речи похожа приставка? ( предлог)

- А чем они различаются?

( предлог часть речи, пишется со словом раздельно)

( Приставка часть слова и пишется со словом слитно)

Игра «Да — нет».

Хлопните всего разок. Если в слове есть предлог,

А приставку услыхали —

Хором все её назвали.

Поехали, до_ школы, перешел, за_ ворота, нарисовать,

--После такой плодотворной работы мы должны хорошо отдохнуть.

11. Тестирование

Все ли правильно сидим?

-Руки на месте? (на месте)

-Ноги ? (на месте)

-Локти ( на месте)

-Спинка (прямая).

Молодцы!!! Посмотрите друг на друга , улыбнитесь и продолжаем дальше нашу работу.

Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана. Пока  остров «приставка» до конца не изучили- на следующем уроке  будем продолжать учить дальше. Но я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём мы говорили сегодня и на прошлых уроках  .Для этого проведём мини тестирование. (На партах тест на листочках — у каждого ). А потом нужно будет оценить  работу своих товарищей и поставить оценки.

12. Итог урока .

- Молодцы! А теперь давайте посмотрим , чем мы занимались сегодня на уроке?

Ну, и в заключении урока давайте опять обратимся к нашим смайликам . Выберите смайлик с соответствующим вам настроением на конец урока, чтобы я увидела с каким настроением вы уходите с этого урока. Каждый из вас получает за работу на уроке смайлик.

 13.Домашнее задание.   

Упр. 155 , стр. 84 правило

14.  Рефлексия

Продолжить предложения:

Сегодня я узнал……что такое приставки.( Приставка – часть слова и служит для образования новых слов).

Сегодня я научился ……выделять приставки.

После это урока мне захотелось….узнать о суффиксе.

На этом уроке я бы похвалил себя ….за активную работу.

- Кто доволен своей работой на уроке?

Фамилия , имя ______________________________________

1. Корень это:

а) часть речи б) часть слова

2. Приставка служит для:

а) связи слов в предложении

б) для образования новых слов

3. Приставка стоит:

а) перед корнем

б) после корня

4. Приставка это:

а) изменяемая часть слова

б) неизменяемая часть слова

1. б) часть слова

2. б) для образования новых слов

3. а) перед корнем.

4. а) изменяемая часть слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"

Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....

Разработка открытого урока по русскому языку

План-конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе...

разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.

Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.Урок развития речи (русский язык)....

Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....

Учебно-методическая разработка открытого урока по русскому языку. Секреты переноса.

Тема урока: Секреты переноса.Тип урока: Открытие нового знания; Использование технологий: проблемно-диалогическая технология, ИКТ.Форма организации учебной работы: фронтальная и групповаяЦель уро...