Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok3.docx | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока
по русскому языку
Тема :"Части речи (общее понятие)".
3класс
программа «Школа России» ,
учебник Т. Рамзаевой.
Учитель начальных классов: Карибова Н.В.
Калининград 2013год
Русский язык по теме "Части речи (общее понятие)". 3-й класс
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, дать начальное представление о их классификации.
Задачи:
- Обучающая: систематизировать знания учащихся о частях речи, общее, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
- Развивающая: развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
- Воспитывающая: воспитывать интерес к изучению родного языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
- Презентация на смарт- доске
- Компьютер, проектор.
- Раздаточные листы для обучающихся
- Учебник русского языка (Т.Г.Рамзаева) 3 класс, II часть
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте.
– Сегодня у нас много гостей на уроке. Мы с вами всегда рады гостям. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
2. Откройте тетради, запишите в тетрадях число, кл. работа.
Я тетрадку наклоню
Сяду ровно
Кулачек подлажу
И красиво напишу.
3. Минутка чистописания
- Внимательно посмотрите на данный ряд букв(1 слайд).
С, К, З, Т, П
- Подумайте, какая буква в нём лишняя и почему?( Буква «зэ»)
- Дайте характеристику звуку, который соответствует этой букве?
(Букву «зэ», она означает согласный парный звонкий звук, а все остальные – глухие).
- Пишем строчку буквы Зз
4.Словарная работа
- Какие словарные слова вы знаете на букву «зэ»? Назовите.
Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните буквы написание которых надо запомнить : (з…вод, завтр…к, зап…д, за…ц, завтр…, з…мл…ника).
(Ученик на смарт- доске – вставляет пропущенную букву и ставит ударение, подчеркивает безударную гласную).( слайд 2)
- Проверти. Все согласны…
- А сейчас я предлагаю составить из букв этих слов новое слово.
Первая буква слова «запад»;
вторая буква – ударная гласная слова «завтра»;
третья обозначает согласный, звонкий, непарный твердый звук слова «земляника»;
четвертая – ударная гласная в слове «заяц».
(Ученик на смарт – доске вынимает буквы из слов и составляет новое слово. Слайд 3
- Какое получилось слово? (зима)
- Назовите орфограмму в этом слове. (Безударная проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово - зимы)
- Пред вами на столе, а у меня на доске, лежат слова выберите только однокоренные слова.
- Но какое правило мы должны вспомнить прежде, чем приступить к выполнению этой работы.
(У однокоренных слов общая часть- корень и их основное значение) Работаем в парах.
Мороз , зима, зимовье, вьюжный, зимний, зимушка, холод, перезимует, снежинки,
по-зимнему, пурга, зимовать, предзимний.
( Один работает у доски. Проверка.)
Зима, зимовье, зимний, зимушка, перезимует, по-зимнему, зимовать, предзимний.
- Работа по теме урока.
- На какие три группы можно разделить данные слова?
Зима зимний зимовать
Зимовье по-зимнему перезимует
Зимушка предзимний
- По какому признаку разделили слова?
(В первой группе слово отвечающие на вопрос что? И обозначают предмет.
Во второй группе слово отвечает на вопрос что делает? И обозначает действие предмета. В третей группе слово отвечает на вопросы какой? И обозначает признак предмета.)
- А вы знаете слова в нашем языке делятся на большие группы, или части речи.
- Так формулируйте тему нашего урока? ( Части речи) А какие?
( существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, наречие, союзы)
- Правильно! Тема нашего урока «ЧАСТИ РЕЧИ». А какая задача нашего урока?
( Умение распознавать слова, относящиеся к различным частям речи)
-На уроке мы вспомним, повторим все, что мы знаем о частях речи.
-Прочитайте текст. О чем в нем идет речь. Устно поставьте вопросы к каждому слову.
-Выпишите группами слова , которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одной части речи. Если при выполнении этого задания , вы, встретите неизвестную часть речи, запишите её в последний столбик.
Поздно ночью тридцать первого декабря пошёл сильный снег. Сотни снежинок кружились в воздухе. Они быстро покрыли землю белым покрывалом.
(Ученик на смарт – доске распределяет слова в столбики по частям речи)
Существит. | Глагол | Прилагател. | Местоимение | Предлог | Незнакомая часть речи |
ночью | пошёл | сильный | они | в | тридцать |
декабря | покрыли | белым | поздно | ||
снег | первого | ||||
снежинок | сотни | ||||
воздухе | быстро | ||||
землю | |||||
покрывалом |
-Прочитайте слова последнего столбика. На какие вопросы отвечают эти слова?( Как? – быстро. Когда? Поздно. Сколько? тридцать, сотни. Которого? первого.)
- Что общего у слов тридцать, сотни, первого? Что они обозначают? ( число)
- Так как мы можем их назвать? ( Числительные)
- Давайте попробуем изменить слово быстро по родам и числам?
Подставим эти слова в предложения.
Девочка прибежала ( как?) ……
Мальчик прибежал ( как?)…….
Дети прибежали ( как?) …….
- Изменяется слово быстро? ( Нет) Так вот слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда?, называются наречиями. Наречие это какая часть речи? ( Неизменяемая)
- Откройте учебники и почитайте правила.
Рефлексия. Сколько частей речи вы уже знаете? ( Существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, числительное)
- Что бы правильно определить части речи, что для этого нужно? (поставить вопрос)
- Для закрепления полученных знаний вам нужно будет объединиться в группы.
5.Работа в группах
(Задание у каждой группы своё). А кто напомнит правила работы в группе?
- Уважай своего товарища
- Умей каждого выслушать.
- Не согласен- предлагай!
Задание для 1,3 группы.Подпишите над каждым словом часть речи , заполните таблицу и вы, получите предложение. Запишите в тетрадь, подпишите части речи)
Зима, веселая, с, волшебной, старой, пришла, сказкою.
Глагол | Существ. | Прилагат. | Предлог | Прилагат. | Прилагат. | Существ. |
Задание для 2, 5группы. Составить из данных слов предложение, начиная с предлога и заканчивая глаголом. Записать в тетрадь и подписать части речи.
Разукрашенной, на, фонарики, елке, качаются.
Задание для 4 группы. Составить из слов предложение, начиная с выделенного слова. (Запишите в тетрадь, над каждым словом, подпишите часть речи )
Пусть, весёлая, подольше, зимушка, не кончается!
Задание для 6 группы. Составить из данных предложений четверостишие.
( записать в тетрадь, над каждым словом пописать части речи)
Пусть зимушка весёлая
Подольше не кончается!
Пришла зима веселая
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются
Отчет групп о проделанной работе, проверка на смарт- доске, оценка работы в группах.
7. Итог урока:
- Итак, давайте обобщим свои знания о частях речи. А поможет нам в этом блиц – турнир.
Отвечаем по рядам.
1. Имя существительное – это…
2. Имя прилагательное – это…
3. Глагол – это…
- Какие еще знаете части речи?
Предлог – служит для связи слов в предложении.
Наречие – неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы «где? когда?»
Местоимение – указывает на предмет, но не называет его.
Числительное – отвечает на вопросы «сколько? который?»
8. Рефлексия Молодцы! Я очень довольна вами. За хорошую работу принесла вам призы: слова разных частей речи! (раздаю открытки со словами: Молодец! Умница! Хорошо! Отлично!) А пока я раздаю подарки , возьмите любимый карандаш и на полях тетрадей нарисуйте смайлик который отражает ваше настроение сейчас. Ну, я вижу, у многих из вас хорошее настроение. У меня оно тоже хорошее, мне понравилось с вами работать! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Части речи Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам
Части речи. Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам...
Мастер-класс по русскому языку Части речи (общее понятие) 3 класс ОС "Школа 2100"
Урок проведен в технологии деятельностного метода Тип урока: ОНЗОткрытие новых знаний...
Урок русского языка по теме: «Части речи (общее понятие)».
Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний).Формы работы: парная, групповая, задания для мальчиков и девочек.Система развивающего обучения Л. В. Занкова. 1 класс....
Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи". Технологическая карта. Учитель - Титова Е.В.
Технологическая карта урока по теме "Части речи" с представленной презентацией нацелены на эффективное усвоение материала по определению, использованию в речи частей речи....
Открытый урок по русскому языку " Части речи"
Закрепление знаний о частях речи...
Конспект урока(технологическая карта) по русскому языку 2 класс "Части речи" ( общее понятие)
Данная разработка поможет провести урок по этой теме....
Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи" 4 класс
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием новых образовательных технологий на тему "Части речи"4 класс....