Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Карибова Наталья Викторовна

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok3.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

         Разработка открытого урока

по русскому языку

Тема :"Части речи (общее понятие)".

3класс  

программа «Школа России» ,

учебник  Т. Рамзаевой.

Учитель начальных классов: Карибова Н.В.

Калининград 2013год

Русский язык по теме "Части речи (общее понятие)". 3-й класс

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, дать начальное представление о их классификации.

Задачи:

  1.     Обучающая: систематизировать знания учащихся о частях речи, общее, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
  2. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
  3. Воспитывающая: воспитывать интерес к изучению родного языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

  1. Презентация на смарт- доске
  2. Компьютер, проектор.
  3. Раздаточные листы для обучающихся
  4. Учебник русского языка (Т.Г.Рамзаева) 3 класс, II часть

Ход урока

1. Организационный момент

 - Здравствуйте.

  – Сегодня у нас много гостей на уроке. Мы с вами всегда рады гостям. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок.        

           Будем отвечать активно,

        Хорошо себя вести,

       Чтобы гости дорогие

       Захотели вновь прийти!

2.    Откройте тетради, запишите в тетрадях число, кл. работа.

Я тетрадку наклоню

Сяду ровно

Кулачек подлажу

И красиво напишу.

3. Минутка чистописания

- Внимательно посмотрите на данный ряд букв(1 слайд).

С,    К,  З,  Т, П

 - Подумайте, какая буква  в нём лишняя и почему?( Буква «зэ»)

- Дайте характеристику звуку, который соответствует этой букве?

(Букву «зэ», она означает согласный парный звонкий звук, а все остальные –      глухие).

      - Пишем строчку буквы Зз

4.Словарная работа

- Какие словарные слова вы знаете на букву «зэ»? Назовите.

   Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните буквы написание которых надо запомнить  :  (з…вод, завтр…к, зап…д, за…ц,  завтр…, з…мл…ника).

    

(Ученик на смарт- доске – вставляет пропущенную букву и ставит ударение, подчеркивает безударную гласную).( слайд 2)

- Проверти. Все согласны…

- А сейчас я предлагаю составить из букв этих слов новое слово.

 

Первая буква слова «запад»;

вторая буква – ударная гласная слова «завтра»;

третья обозначает согласный, звонкий, непарный твердый звук слова «земляника»;

четвертая – ударная гласная в слове «заяц».

(Ученик на смарт – доске  вынимает буквы из слов и составляет новое слово. Слайд 3

 

- Какое получилось слово? (зима)

- Назовите орфограмму в этом слове. (Безударная проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово -  зимы)

- Пред вами на столе, а у меня на доске,  лежат слова  выберите только однокоренные слова.

- Но какое правило мы должны вспомнить прежде, чем приступить к выполнению этой работы.

(У однокоренных слов общая часть- корень и их основное значение)  Работаем в парах.

Мороз , зима, зимовье, вьюжный, зимний, зимушка, холод, перезимует, снежинки,

по-зимнему, пурга, зимовать, предзимний.

( Один работает у доски. Проверка.)

Зима, зимовье, зимний, зимушка, перезимует, по-зимнему, зимовать, предзимний.

  1. Работа по теме урока.

- На какие три группы можно разделить данные слова?

Зима                зимний                     зимовать

Зимовье          по-зимнему              перезимует

Зимушка        предзимний              

- По какому признаку разделили слова?

(В первой группе слово отвечающие на вопрос что?  И обозначают предмет.

Во второй группе слово отвечает на вопрос что делает? И обозначает действие предмета. В третей группе слово отвечает на вопросы какой? И обозначает признак предмета.)

- А вы знаете слова в нашем языке делятся на большие группы, или части речи.

- Так формулируйте тему нашего урока? ( Части речи) А какие?

( существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, наречие, союзы)

-  Правильно! Тема нашего урока «ЧАСТИ РЕЧИ».  А какая задача нашего урока?

( Умение распознавать слова, относящиеся к различным частям речи)

-На уроке мы вспомним, повторим все, что мы знаем о частях речи.

-Прочитайте текст. О чем в нем идет речь. Устно поставьте вопросы к каждому слову.

 -Выпишите группами слова ,  которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одной части речи. Если при выполнении этого задания , вы, встретите неизвестную часть речи, запишите её в последний столбик.

Поздно ночью тридцать первого декабря пошёл сильный снег. Сотни снежинок кружились в воздухе. Они быстро покрыли землю белым покрывалом

(Ученик на смарт – доске распределяет слова в  столбики по частям речи)

 

Существит.

Глагол

Прилагател.

Местоимение

Предлог

Незнакомая часть речи

ночью

пошёл

сильный

они

в

тридцать

декабря

покрыли

белым

поздно

снег

первого

снежинок

сотни

воздухе

быстро

землю

покрывалом

-Прочитайте слова последнего столбика. На какие вопросы отвечают эти слова?( Как? – быстро. Когда? Поздно. Сколько?  тридцать, сотни. Которого?  первого.)

- Что общего у слов тридцать, сотни, первого? Что они обозначают? ( число)

- Так как мы можем их назвать?  ( Числительные)

- Давайте попробуем изменить слово быстро по родам и числам?

Подставим эти слова в предложения.

Девочка прибежала ( как?) ……

Мальчик прибежал  ( как?)…….

Дети прибежали ( как?) …….

- Изменяется слово быстро? ( Нет) Так вот слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы  как? где? куда? откуда? когда?, называются наречиями. Наречие это какая часть речи? ( Неизменяемая)

- Откройте учебники и почитайте правила.

Рефлексия. Сколько частей речи вы уже знаете? ( Существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, числительное)

- Что бы правильно определить части речи, что для этого нужно? (поставить вопрос)

- Для закрепления полученных знаний вам нужно будет объединиться в группы.

5.Работа в группах

(Задание у каждой группы своё). А кто напомнит правила работы в группе?

  1. Уважай своего товарища
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен- предлагай!

Задание для 1,3 группы.Подпишите над каждым словом часть речи , заполните таблицу и   вы, получите предложение.  Запишите  в тетрадь, подпишите части речи)

Зима, веселая, с, волшебной, старой, пришла, сказкою.

Глагол

Существ.

Прилагат.

Предлог

Прилагат.

Прилагат.

Существ.

Задание для 2, 5группы. Составить из данных слов предложение, начиная с предлога и заканчивая глаголом. Записать в тетрадь и подписать части речи.

Разукрашенной, на, фонарики, елке, качаются.

Задание для 4 группы. Составить из слов предложение, начиная с выделенного слова. (Запишите в тетрадь, над каждым словом, подпишите часть речи )

         

          Пусть, весёлая, подольше, зимушка, не кончается!

Задание для 6 группы. Составить из данных предложений четверостишие.

( записать в тетрадь, над каждым словом пописать части речи)

Пусть зимушка весёлая

Подольше не кончается!

Пришла зима веселая

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются

Отчет групп  о проделанной работе, проверка на смарт- доске, оценка работы в группах.

7. Итог урока:

 

- Итак, давайте обобщим свои знания о частях речи. А поможет нам в этом блиц – турнир.

Отвечаем по рядам.

1.     Имя существительное – это…

2.     Имя прилагательное – это…

3.     Глагол – это…

- Какие еще знаете части речи?

Предлог – служит для связи слов в предложении.

Наречие – неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы «где? когда?»

Местоимение – указывает на предмет, но не называет его.

Числительное – отвечает на вопросы «сколько? который?»

  8. Рефлексия Молодцы! Я очень довольна вами. За хорошую работу принесла вам призы: слова разных частей речи! (раздаю открытки со словами: Молодец! Умница! Хорошо! Отлично!) А пока я раздаю подарки , возьмите любимый карандаш и  на полях тетрадей нарисуйте смайлик  который  отражает ваше настроение сейчас.  Ну, я вижу, у многих из вас хорошее настроение. У меня оно тоже хорошее, мне понравилось с вами работать! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Части речи Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам

Части речи. Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам...

Мастер-класс по русскому языку Части речи (общее понятие) 3 класс ОС "Школа 2100"

Урок проведен в  технологии деятельностного метода Тип урока: ОНЗОткрытие новых знаний...

Урок русского языка по теме: «Части речи (общее понятие)».

Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний).Формы работы: парная, групповая, задания для мальчиков и девочек.Система развивающего обучения Л. В. Занкова. 1 класс....

Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи". Технологическая карта. Учитель - Титова Е.В.

Технологическая карта урока по теме "Части речи" с представленной презентацией нацелены на  эффективное усвоение материала по определению, использованию в речи частей речи....

Открытый урок по русскому языку " Части речи"

Закрепление знаний о частях речи...

Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи" 4 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием новых образовательных технологий на тему "Части речи"4 класс....