Учебно-методическая разработка открытого урока по русскому языку. Секреты переноса.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Тема урока: Секреты переноса.
Тип урока: Открытие нового знания;
Использование технологий: проблемно-диалогическая технология, ИКТ.
Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (секреты переноса слов).
Целевая аудитория: 1 класс
Урок разработан в соответствии с содержанием программы по УМК «Школа XXI века» с использованием учебника по русскому языку С.В. Иванова. Данный урок способствует активизации деятельности учащихся на урок, повышение их мотивации к обучению, усилению коммуникативного аспекта в обучении, развитию рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perenos_slova.zip | 354.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 1 классе.
Тема: Секреты переноса слов.
Тип урока: ОНЗ.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (секреты переноса слов).
Задачи:
- обучающие: ознакомить обучающихся с правилами переноса слов; обучать умению видеть « опасные места» в словах и правильно переносить слова с изученными орфограммами; закрепить орфоэпические и каллиграфические навыки;
- развивающие: развивать речь (оформлять свои мысли в устной и письменной форме), внимание, память, логическое мышление, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас; умения ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- воспитательные: учить работать в паре; быть толерантными; слушать и понимать речь других; воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
предметные:
- переносит слова с одной строки на другую по алгоритму, умеет осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
личностные:
- проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материал, способность к организации собственной деятельности;
- понимает причины успеха в учебной деятельности, проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Регулятивные: определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; учится планировать, контролировать и оценивать своё действие в соответствии с поставленной задачей и определяет наиболее эффективные способы достижения результата; проявляет самостоятельность и инициативу в разных видах деятельности, умеет ориентироваться в своей системе знаний;
Коммуникативные: планирует учебное сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации; участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом; учится адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей, выражать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и уважительно относиться к мнению товарищей;
Познавательные: отличает новое от уже известного; самостоятельно формулирует и решает проблемы поискового характера, использует знако-символические средства при оформлении правил переноса; совместно с учителем составляет алгоритм переноса слов;
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная
Технологическая карта урока
Этапы и требования к ним | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
I Мотивация учебной деятельности 1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»). 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок | Дети подтверждают и проверяют свою готовность Мы на урок пришли учиться, не лениться, а трудиться! Оценивают свое настроение и выражают его с помощью знаков. | Вновь звонок нас всех зовёт. Что ж, друзья, мои вперёд. Пенал, учебник и тетрадь Вас всех устали ожидать И рады встрече с вами снова, А вы к открытиям готовы? Оцените, с каким настроением вы пришли на урок, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. Что мы делали? (Настраивались на работу) | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
II .Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. | Формулирует задание… Организует проверку с помощью алгоритма. Создает проблемную ситуацию. Помогает найти выход из затруднения. | Буквы можем мы читать И в тетрадку записать. В алфавите, посмотри, Их всего лишь 33. На две группы: гласные и согласные Сколько в слове гласных, Столько и слогов. Это знает каждый Из учеников. Наша школа дает детям знания. Записывают предложение. Фиксируют затруднение (слово не умещается на строке), пытаются найти выход из затруднения. В книгах. | Работа в тетради.
Сколько букв в русском алфавите? На доске: а, о, у, ы, и, ё, р, в, л, е, ю, э, я -Назовите буквы, записанные на доске. -На какие две группы можно разделить буквы? -Запишите только гласные. Как определить, сколько слогов в слове? Распределите слова в 2 группы: Страна, язык, друзья, планета, родина, знания. Запишите в 2 столбика, разделяя на слоги. Составьте предложение со словом знания. Слово не входит на строку. - Что же делать? Иногда возникает необходимость слова переносить. - Что такое перенос? Слово это произошло от слова переносить. Можно переносить что-то с одного места на другое, можно перенести заболевание, встречу на другой день. - Как же переносить слова? - Где можно понаблюдать за переносом слов? Делают вывод: слова можно переносить с одной строчки на другую. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция ; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
III Выявление места и причины затруднения 1) Организовать восстановление выполненных операций. 2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи | Организует работу в группах Фиксирует варианты на доске. Организует фиксацию места затруднения | Подбирают способы переноса. Зна-ни-я, з-на-ни-я, знан-ия, зна-ния Как переносятся слова Формулируют тему урока с помощью учителя или самостоятельно. Как перенести слово с одной строки на другую. Открыть правила переноса, научиться переносить слова. Во множественном Наверное, их несколько, много | Какое слово не поместилось на строке? Работа в группах. Подумайте, как можно перенести это слово? Задание было одно? -Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? Как вы думаете, какая тема урока? -Прочитайте внимательно тему урока и скажите, какую учебную задачу поставим перед собой?
Чтобы решить эту задачу, какие правила нужно открыть? -В каком числе стоит слово ПРАВИЛА? О чём это нам может говорить? -Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть. Физкультминутка | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
IV Построение проекта выхода из затруднения (открытие «нового» знания) Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | Демонстрирует ЭОР-1, инициируя обсуждение. Формулирует проблемный вопрос, заданный Незнайкой самому себе. Сейчас вы будете работать в группах. В каждой группе надо выбрать ответственного за выполнение заданий. Какова его роль? Слушаем результаты работы групп. 1-я группа, прочитайте слова хором, обращая внимание на перенос. На что обратили внимание и какой сделали вывод? -Все согласны с выводом группы?
Слушаем вторую группу. - Прочитаем слова хором, обращая внимание на перенос. -На что обратили внимание и какой сделали вывод? - Все согласны с выводом второй группы? -Слушаем третью группу. - Прочитаем слова хором, обращая внимание на перенос. - На что обратили внимание и какой сделали вывод? -Все согласны? | Правило переноса слова. Сколько групп, столько и правил. Дети читают: ка-ран-даш, то-пор,мо-роз. Слово переносится по слогам. Слова из одного слога не переносятся!
Не хочет стоять одна. Кто сделал больно буковке? Важнее нет вопроса! Тот, кто оставил букву на строке – Не знает правил переноса! Показ задания. Все читают хором: кас-са, тон-на, мас-са, груп-па Если есть две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними. Показ задания. Все читают хором: конь-ки, зай-ка,подъ-езд. Буквы Ъ, Ь и Й нельзя отделять от предыдущего слога. | -Как вы думаете, переносить слова с одной строчки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? -Что бы вы предложили? Чему мы будем учиться на уроке? -Я принимаю все ваши предположения, давайте их проверим. У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. План работы такой: 1. Прочитай слова. 2. Обрати внимание на выделенные буквы. 3. Посмотри, где стоит знак переноса. 4. Сформулируй правило переноса слов. Что должно получиться у каждой группы в результате работы? Сколько правил у нас получится? Фиксирует на доске модель: О чём говорит эта схема? Работа по учебнику. Правила переноса имеют свои секреты. О них вы узнаете, прочитав рубрику «Обрати внимание!» стр. 46-47 учебника Что случилось, почему буква У плачет? (упр. 3) Какой сделаем вывод? Учитель фиксирует на доске модель: ...С — С... Какой есть ещё секрет переноса слов? Учитель фиксирует на доске модель: ..Ъ-.., …Ь-.., …Й-…. Физминутка для глаз «Пчелка» | Познавательные: общеучебные: знаково-символическое – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом; Регулятивные: действует по плану, проявляет самостоятельность и инициативу в разных видах деятельности, умеет ориентироваться в своей системе знаний; |
V Реализация построенного проекта 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью алгоритма). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. | Организует фиксацию нового способа действия в речи и знаках. Организует составление алгоритма Фиксирует на доске. | Проговаривают правила, пользуясь схемами- моделями Читают правила переноса в учебнике, сравнивают со своими выводами. Составляют алгоритм | Сколько секретов переноса слов мы открыли? Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями. Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово:
| . |
VI Первичное закрепление во внешней речи Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. | Организует работу в парах | Не смогли перенести слово знания Проговаривают правила переноса слов и способы действия (алгоритм). Делают вывод Да, составили алгоритм переноса слов Перенос одной буквы | Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение? Как же мы перенесём его? Разделите слово знания для переноса, запишите в тетрадь. Работа в тетради на печатной основе стр. 47 (комментируем) Демонстрация ЭОР №1 Исправьте ошибки, которые сделал Незнайка, запишите правильно. Сумели мы помочь Незнайке? Почему? Выполнили ли учебную задачу? Какой случай переноса показался сложным? | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли |
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | Организует самостоятельную работу. Организует взаимопроверку. Работа в парах | Самостоятельно выполняют задание Осуществляют взаимопроверку. Исправляют ошибки. Убеждаются в правильности своих выводов | Из предложенных слов Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён. Выписать: Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса. Девочкам – слова, которые нельзя переносить. Выяснение понимания задания Будут ли у вас одинаковые слова? Взаимопроверка. Есть ли у вас совпадения? Проверить вслух. Демонстрация ЭОР №3
Диван, барсук, рейка, семья, подъем, письмо, змея, кольцо, огонь Демонстрация ЭОР №5 Ученики объясняют, почему невозможен перенос в словах змея, огонь. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
VIII Включение в систему знаний и повторение 1).Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия и повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Организует повторение учебного содержания, готовит на доске эталон: гла-за, ру-ка, ко-за, юб-ка, яр-кая, ено-ты, ще-нок О каких правилах переноса забыла Мартышка? Какие слова нельзя было переносить? | Самостоятельная работа, самопроверка, самооценка. | Выполнение упражнения в учебнике (стр. 47 упр. 4) Самопроверка по эталону. Самооценка ( шкала ) Игра «Найди ошибки»! Текст на доске. Перенесла слова Мартышка За-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка, У-ши, ше-я, ло-б, гла-за, О-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за. Где ошибки? Вот вопрос! Кто исправит перенос? | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
IX Рефлексия учебной деятельности 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания | Организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок. Давайте подведём итог. Вы сегодня молодцы. Справились со всеми заданиями. Спасибо за урок! | Секреты переноса слов. Не смогли перенести слово. Мы работали в группах, читали учебник, составили алгоритм Знаковые схемы. Оценивают свою работу | Какое открытие мы сегодня сделали? Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось открыть секреты переноса? Что понравилось на уроке? – А итог урока нам поможет подвести тест. – Возьмите в ладошку фишки красного и жёлтого цвета:
а) да; б) нет, как поместятся.
а) да; б) нет.
а) да; б) нет.
а) да; б) нет. – Если перед вами все фишки красного цвета, значит, на все вопросы вы ответили правильно. – Если вы допустили ошибку, не расстраивайтесь, на следующих уроках мы продолжим изучение этой темы. Оцените, с каким настроением вы уходите с урока, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; самооценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"
Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....
Разработка открытого урока по русскому языку
План-конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе...
разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.
Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.Урок развития речи (русский язык)....
Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".
Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....
Разработка открытого урока по русскому языку
Разработка открытого урока по русскому языку...
Разработка открытого урока по русскому языку на тему "Однозначные и многозначные слова" 2 класс
урок "открытия" новых знаний...
Разработка открытого урока по русскому языку 4 класс
Урок интересный....