«Загадка звука [й,] и буквы й», 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по русскому языку на тему «Загадка звука [й,] и буквы й», 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_v_russkiy.pptx75.99 КБ
Файл russkiy_1v.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 1 класс

Слайд 2

Й [ й , ]

Слайд 3

Чайка

Слайд 4

Змей- змеи,

Слайд 5

в ойны – в оины.



Предварительный просмотр:

Тема: «Загадка звука [й,] и буквы й»

Тема : « Загадка звука  й   и буквы »

     Цель: - организовать решение задачи и «открыть» тайны звука   й, обозначение звука  й   разными буквами.

Задачи: 

-создание представления о единообразном написании слов с буквой й,

-формирование умений различать буквы гласных и согласных звуков,

-формирование умения давать характеристику звуку (й) как согласному звонкому мягкому,

-формирование умения пользоваться звуковым столбиком,

-усвоения письма словарных слов,

-развитие фонематического слуха,

Планируемые результаты.

Предметные:

-Определять согласный звук в слове.

-Делить слова на слоги.

-Повторение гласных и согласных звуков.

Личностные:

-Проявлять интерес к изучению темы.

Метапредметные.

Познавательные:

-уметь давать характеристику звукам и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:

          -выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-проверять правильность выполненного задания при работе в паре, в группе;

-соотносить учебные действия с известным правилом;

-выполнять учебное действие в соответствии с составленным алгоритмом.

Коммуникативные:

-комментировать собственные действия при выполнении задания;

-строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

-согласовывать позиции и находить общее решение в коллективном творчестве;

-адекватно использовать речевые средства для представления результата работы;

-учиться самостоятельности, сотрудничать друг с другом и учителем.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация класса

-Прозвенел и смолк звонок.

  Начинаем наш урок.                                                                                                              - Здравствуйте! Присаживайтесь.

Приветствие учителя

Регулятивные УУД – уметь организовывать свое рабочее место.

Минутка чистописания

-Отгадайте  загадку:

У иголочки-иголки 

Носик тоненький и колкий, 

И торчит из ушка 

Ниточка-подружка 

Ты иголкой вышивай, 

Зря колоться не давай. 

А уколет, преврати 

В неколючку букву… (И)

- Сегодня мы вспомним написание строчной буквы и.

-Напомните, из каких элементов она состоит?

-Открываем рабочую тетрадь, записываем число, классная работа.

Пишу на доске образец.

-Затем запишите 4 раза букву и.

- А какая буква очень похожа на букву и? 

- Чем похожа ? Чем отличается? Запишите на этой же строке 4 раза букву й.

-Молодцы?

И

наклонная прямая с закруглением внизу вправо и с продолжением вверх, наклонная прямая с закруглением внизу справа

прописывают букву И

Буква Й

Словарная работа

- На следующей строке запишите слово словарь и поставьте двоеточие.

-Сегодня мы с вами познакомимся с новым словарным словом дежурный.

-Прочитаем это слово.

 -Поставьте ударение в этом слове.

-Какую букву надо запомнить?

-запишите слово дежурный.

-Поставьте ударение и подчеркните букву которую надо запомнить.

-Теперь придумайте предложение с этим словом.

-Молодцы.

-Я вам предлагаю записать предложение, которое я составила для вас. (Дежурный держит линейку.)

-Назовите слова, в которых есть буква Й?

-В каком месте стоит в словах буква Й?

Изучение нового материала

-Сегодня нам предстоит разгадать загадку звука [й,] и буквы Й.

-Теперь откройте учебники на странице 35.

-Смотри-ка, Маша, звери и птицы на картинах_зашевелились…-прошептал Миша.

-Того, что вы сделали, недостаточно, чтобы животные ожили по-настоящему, - сказала Волшебница.

–Слишком сильное колдовство я к ним применила. Хотите продолжить испытания? Ну что ж… Вы различаете буквы гласных и буквы согласных?

-По-моему, мы различаем - робко сказала Маша.

-Дети, перечислите все буквы гласных?

-А теперь - назовите все буквы согласных! Можете пользоваться столбиком алфавита!

-Буква Й - это буква гласного или согласного звука?

-Проверим умеете ли вы находить слова в которых есть буква Й?

-Откройте страницу 12-13.

-Найдите в Музейном Зале птицу, в названии которой есть буква Й.

-Запишите это слово в тетрадь. Поделите его на слоги. Произнесите. Звук [й,] составил отдельный слог?

- Запишите в тетради слова   змей – змеи

- Произнесите их! Какими звуками они различаются? Подчеркните буквы, которые обозначают эти звуки.

- Разделите каждое слово на слоги. Сколько слогов в первом слове? Во втором? Почему получилось разное количество слогов?

- Запишите слова  войны - воины

- Разделите их на слоги. Сколько слогов в первом слове? Почему?

-Во втором? – Почему?

-Почему во втором слове в каждой паре на один слог больше?

-Звук [й,] образует самостоятельный слог?

-Какой же из двух звуков [й,] или [и] образует слог?

-Образовать слог может гласный звук или согласный?

-Значит, звук [й,] – какой: гласный или согласный?

 -А теперь встанем, и немного отдохнем.

Физминутка. 

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

-Закрепим умения находить слова с буквой Й.

Упражнение 11, стр. 36.

-Прочитай стихотворение…

-Выпишите все слова, в которых есть  буква Й. Поделите их на слоги.

-Буква Й – это буква гласного или согласного звука?

-Назовите все звонкие звуки. А теперь – глухие звуки. Цвет звуков в звуковом столбике помог вам выполнить задание?

-А звук [й,] какой: звонкий или глухой?

-Произнесите и прислушайтесь к себе: йогурт, як [й,ак], елка [й,ол]ка, йод…

-Вы используете голос, произнося звук ,]? Значит, звук  ,] - (звонкий? глухой?)

-Согласные звуки обязательно или твердые, или мягкие.

-Звук ,] какой?

А,е,и,о,у,ы,э,ю,я.

Б,в,г,д,ж,з,к,л,м,н,р,с,т,ф……

Чайка

Записывают слово в тетрадь

й-не даёт слог, он согласный, а и даёт слог, он гласный

Рефлексия. Итог урока

  С каким звуком и какой буквой мы работали на уроке?

 Разгадали ли мы загадку звука [й,] и буквы           Й?

  Звук [й,] какой?

  Что в уроке для вас было лёгким?

  Что для вас было сложным?

  Всё ли у вас получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Урок по русскому языку на тему "Загадка звука Й и буквы Й"

Цели    -организовать решение задачи и «открыть» тайны звука  й  , обозначение звука  й   разными буквами; создание представления о еди...

Конспект отрытого коррекционно-логопедического занятия для учащихся 3 класса (ОВЗ). Раздел: Звуки и буквы Тема: Согласный мягкий звук - [ч’] и буквы Ч-ч

Данный материал будет интересен для работы учителям начальных классов, логопедам.Тема занятия: Звук [ч’] и буквы Ч-ч. Цель занятия: Закрепление акустического навыка распознования звука [ч&r...