Конспект отрытого коррекционно-логопедического занятия для учащихся 3 класса (ОВЗ). Раздел: Звуки и буквы Тема: Согласный мягкий звук - [ч’] и буквы Ч-ч
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Данный материал будет интересен для работы учителям начальных классов, логопедам.
Тема занятия: Звук [ч’] и буквы Ч-ч.
Цель занятия: Закрепление акустического навыка распознования звука [ч’] . Профилактика оптической дисграфии (написание буквы Ч и буквы У)
Задачи: Учить распозновать звук [ч’] в словах, словосочетаниях, предложениях. Формировать навыки работы с обобщением, навыки слогового анализа и синтеза. Закреплять навыки правописания Ь-знака после буквы Ч в конце корня слова. Развивать навыки словообразования, согласования существительного с числительным в словосочетаниях и предложениях. Развивать логическое мышление, зрительную и тактильную память, внимание и восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_ch_i_bukva_chch_konspekt_variant_dlya_sayta.docx | 19.95 КБ |
Приложения 1-2 к уроку | 387.34 КБ |
Приложения 4-6 к уроку | 418.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия. Учитель-логопед: Аверкина Г.Н.
Раздел: Звуки и буквы
Тема: Звук [ч’] и буквы Ч-ч
Цель: Закрепление акустического навыка распознования звука [ч’] . Профилактика оптической дисграфии (написание буквы Ч и буквы У)
Задачи: Учить распозновать звук [ч’] в словах, словосочетаниях, предложениях.
Формировать навыки работы с обобщениями, навыки слогового анализа и синтеза.
Закреплять навыки правописания Ь-знака после буквы Ч в конце корня слова.
Развивать навыки словообразования, согласования существительного с числительным в словосочетаниях и предложениях.
Развивать логическое мышление, зрительную и тактильную память, внимание и восприятие.
Оборудование: ПК, компьютерная презентация, раздаточные карточки, письменные принадлежности.
Ход занятия
I Орг.момент
Учитель: Я буду произносить слова. Слушайте внимательно и скажите, какой звук повторяется в каждом слове:
Часы червяк
Чашка четыре
Чайник чемодан
Ученик: Во всех словах повторяется звук [ч’]
II Основная часть занятия
1) Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о звуке [ч’] и буквах, которые обозначают звук [ч’] на письме.
- Характеристика звука [ч’]
Учитель: Скажите, звук [ч’] :
- согласный или гласный ? (согласный)
- звонкий или глухой? (глухой)
- парный или непарный? (непарный)
- твёрдый или мягкий? (Всегда мягкий)
2) Определение звука [ч’] в словах
Учитель: Заштрихуйте те картинки, в названии которых есть звук [ч’]
Ученик: чашка, чемодан, черепаха, чеснок, чайник, мяч
Ученикам выдается лист с заданием (см.Приложение 1)
Учитель: Зачеркните те картинки, в названии которых нет звука [ч’]
(см.Приложение 1)
- Определение место изучаемого звука в слове (в начале, середине, в конце)
Учитель: Я произношу слово со звуком [ч’], а вы определите, в начале, в середине или в конце слова находится звук [ч’]:
Чайник, бабочка, колокольчик, часы, бельчонок, мяч, чашка, черешня, зайчонок, летчик,
3) Упражнения для профилактики оптической дисграфии
- На что похожа буква Ч?
А )С математикой я в мире
Ч похожа на – четыре.(Запись на доске)
Б) дорисуйте букву Ч, чтобы получился столовый предмет – вилка (Запись на доске).
В) Найдите букву Ч ч на картинке(Выдаются сюжетные картинки с изображением Черепахи Тортилы. На картинке не только буквы Ч, но и Прописные буквы У)
Г) Обведем пальчиком шершавые буквы Ч и У . Обвели букву – назвали слово, название которого начинаться с этой буквы:
Ученик:
У: улитка, утюг, укроп
Ч: чудо, чайник, черновик, чердак
- Динамическая пауза:
Упражнение на развитие скоординированных движение и повторение изучаемого звука.
«Динь – динь» – Хлопки по коленям
«Дон» - Две ладони – к плечам.
«Чики-чики-чи» - трем ладонь о ладонь в ритм.
«Ла-ла-ла» - правой ладошкой хлопаем по левому колену
«Ла-ла-ла» - левой ладошкой хлопаем по правому колену
«Чики-чики-чи» - трем ладонь о ладонь в ритм.
4) Учитель: Отгадайте загадку
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ….. (черепаха)
Ученик: Это черепаха
Учитель: В названии животного есть звук [ч’]. Скажите: звук находится в начале, в середине или в конце слова?
Ученик: звук [ч’] – в начале слова
5) Учитель: Что вы знаете о черепахах? Расскажите.
Дети рассказывают о черепахах.
Добиваться полных ответов.
Учитель: Прочитаем небольшой текст о черепахе:
(См.Приложение 3)
Текст читают ученики.
Черепахи – одни из самых древних жителей нашей планеты. Они выглядят так, как 200 миллионов лет назад. Обычный возраст этого животного – 150 лет. Бывает, что живут они 200 лет. Сухопутные черепахи неповоротливые и медлительные. У многих народов эти черепашьи качества вошли в поговорки. Морские черепахи плавают быстро. (Изображение черепахи)
Учитель: Почему черепах называют древними животными на нашей планете?
Ученик: черепахи живут очень давно.
Учитель: Изменился ли облик черепахи 200 миллионов лет?
Ученик: Черепахи выглядят сейчас так же, как и 200 миллионов лет назад.
Учитель: Сколько лет живут черепахи?
Ученик: Черепахи живут 150-200 лет.
Учитель: Как быстро передвигаются сухопутные черепахи?
Ученик: Сухопутные черепахи ходят медленно
Учитель: Какие сравнения-поговорки вы знаете, в которых человек сравнивается с сухопутной черепахой?
Или
Учитель: О каком человеке говорят, что «он ходит как черепаха"?
Ученик: Так говорят о человеке, который идет очень медленно.
Учитель: Выражение «Ты, как черепаха» еще говорят о тех, кто делает дело очень медленно. Например, выполняет домашнюю работу очень медленно.
Добиваться полных ответов на поставленные вопросы.
Дополнения: Морская черепаха развивает скорость от 4 до 35 км/ч. Чем тяжелее панцирь, и чем она холоднее, тем медленнее черепаха плавает.
6) Лабиринт (См.Приложение 4)
Учитель: задание к лабиринту
Ученик: Морские черепахи всю жизнь проводят в воде и на берег выползают для того, чтобы отложить яйца. Выкопав на берегу ямку, самка откладывает несколько десятков яиц, а затем возвращается обратно в море. Вылупившись на суше из яиц, черепашки сразу спешат к воде? Помоги черепашке невредимым добраться до моря.
Учитель: Где откладывают яйца морские черепахи?
Учитель: Как вы думаете, почему мама-черепаха уходит в море, не дожидаясь, когда вылупятся дети?
Ученик: Черепаха – морская, она не может быть долго на суше.
Учитель: Черепашки вылупятся только через несколько недель, мама-черепаха не может так долго быть на берегу.
Теперь проведите черепашку по тропинкам к морю. По пути соберите буквы.
7) Учитель: Посмотрите на лабиринт и скажите, какие опасности черепашонок избежал на пути к морю?
Ученики: Черепашонок должен убежать от чайки, крабов.
Учитель: какие буквы вы собрали, когда проводили черепашку к морю? Сложите из букв слово.
Ученик: Получилось слово НОЧЬ
Учитель: После буквы Ч написан Ь-знак. Когда мягкий знак пишем после Ч в конце слова?
Ученик: Ь-знак пишем на конце слова после Ч, если это слово женского рода. Если слово мужского рода, то Ь-знак не пишем.
(См.Приложение 5)
- Допишите Ь-знак в тех словах, где это необходимо.
ДОЧ___, МЕЧ___, ПЛАЧ___ , МЯЧ___, МЕЧ___,
ДИЧ___, МАТЧ___, КАЛА___.
Дети выполняют задание, объясняют написание слов.
Например: «Дочь – слово женского рода, поэтому после Ч написал Ь-знак»
8) Чистоговорка «ПЕЧКА»
Ча-ча-ча-ча
Ча-ча-ча-ча – печка очень горяча.
Чи-чи-чи-чи
Чи-чи-чи-чи – печет печка калачи.
Чу-чу-чу-чу
Чу-чу-чу-чу – будет всем по калачу.
Чо-чо-чо-чо
Чо-чо-чо-чо – осторожно горячо.
9) Упражнение «Один-много» (См.Приложение 6)
Учитель: Назовите полным предложением, сколько на картинке изображено черепах.
Ученик: На картинке – одна черепаха. На картинке две черепахи.
На картинке – пять черепах.
10) Упражнение "Найди рифму" (См.Приложение 7)
(соединить слова из первого и второго столбиков, чтобы они звучали в рифму)
Подчеркнем буквосочетание ЧК во всех словах. Пишется без Ь-знака
БОЧКА КУЧКА
ВЕРОЧКА ТОЧКА
РУЧКА МЕЧ
ДОЧКА ЖУЧКА
ПЕЧЬ ПОЧКА
ВНУЧКА ДЕВОЧКА
III Подведение итогов
Учитель: С каким звуком мы сегодня выполняли все упражнения?
Ученик: Мы делали задания со звуком [ч’] (согласный, мягкий всегда, глухой).
Учитель: С какой буквой нельзя путать букву Ч?
Ученик: Нельзя путать Ч с буквой У.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Приложение 2
Черепахи – одни из самых древних жителей нашей планеты. Они выглядят так, как 200 миллионов лет назад. Обычный возраст этого животного – 150 лет. Бывает, что живут они 200 лет. Сухопутные черепахи неповоротливые и медлительные. У многих народов эти черепашьи качества вошли в поговорки.
Морские черепахи плавают быстро. Они всю жизнь проводят в воде и на берег выползают для того, чтобы отложить яйца. Выкопав на берегу ямку, самка откладывает несколько десятков яиц, а затем возвращается обратно в море.
Вылупившись на суше из яиц, черепашки сразу спешат к воде.
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Допишите Ь-знак в тех словах, где это необходимо.
ДОЧ___, МЕЧ___, ПЛАЧ___ , МЯЧ___, МЕЧ___,
ДИЧ___, МАТЧ___, КАЛА___.
Приложение 5
БОЧКА КУЧКА
ВЕРОЧКА ТОЧКА
РУЧКА МЕЧ
ДОЧКА ЖУЧКА
ПЕЧЬ ПОЧКА
ВНУЧКА ДЕВОЧКА
Приложение 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс, урок по обучению грамоте по теме "Согласный глухой мягкий звук [щ*]. Буквы Щ, щ"
Презентация к уроку, конспект урока по обучению грамоте в 1классе....
Конспект открытого коррекционного логопедического занятия в 1 классе «А» по теме «Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала »
В данном файле представлен конспект открытого коррекционного логопедического занятия "Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала"....
Конспект группового коррекционно-логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Б] - [Б\'] в словах и слогах"
Групповое логопедическое занятие с учащимися первых классов с ОВЗ...
Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).
Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...
Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 1 класса. Тема: Дифференциация парных звонких-глухих согласных звуков Б-П
Коспект занятия по теме "Дифференциация парных согласных [Б-П][Б’-П’]" можно использовать в работе логопедам, учителям начальных классов. На занятии дети учаться разли...
Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.
Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....