Прозвенел звонок, Начинается урок. Вы за парты дружно сели, На меня все посмотрели.
Сегодня у нас не простое занятие. А урок-викторина. Что такое викторина? (игра, которая заключается в ответах на устные или письменные вопросы ведущего) Как вы думаете, откуда произошло слово викторина? (В 1920 году один из сотрудников газет, по имени Виктор предложил печать в каждом номере ребусы, кроссворды, шарады. Читателям это понравилось и по многочисленным просьбам, через некоторое время стали выпускать целый журнал, который так и назывался «Викторина», от имени Виктор. Впоследствии нашли связь этого слова со словом «победа». Виктор — лат. победитель.
В нашей викторине будут участвовать 3 команды. Для начала давайте вспомним правила работы в группах. Выберите командира и название совей команде. Рядом с названием команды есть конверты. За правильные ответы вы будете получать жетоны. Выигрывает та команда, которая наберет больше всех жетонов.
На доске есть 9 цифр. За каждой цифрой есть определенное задание. Группа выбирает №, я читаю задание. За определенное задание вы получаете баллы. Выигрывает та команда, которая наберет больше баллов. Если команда знает ответ на вопрос, то поднимает сигнальную карточку. А начнет выбирать та команда, которая первая найдет антоним из словаря. (по 3 словаря на группу) - Прогресс-регресс
- Симпатия-антипатия
- Трагический-комический
- Штиль-шторм (полное затишье в море - сильная буря)
- Доказывать-опровергать
- Одобрение-осуждение
- Оригинальный-банальный
- Победитель-побежденный
- Подлинный-фальшивый, поддельный
1 Перевертыши Я зашифровала названия известных литературных произведений. Причем зашифрованы они таким образом: каждое слово из названия заменено на противоположное по смыслу. Ваша задача расшифровать эти перевертыши. За каждый правильный ответ 1 балл - Лиса и шестеро цыплят (Волк и семеро козлят)
- Падающий деревянный генерал (Стойкий оловянный солдатик)
- Бледненький кустик (Аленький цветочек)
- Великолепный индюк (Гадкий утенок)
- Пес без босоножек (Кот в сапогах)
- Девочка как дом (Мальчик с пальчик)
- Квадратик (Колобок)
- Синяя бейсболка (Красная шапочка)
Что позволило вам отгадать сказки?
2 Игра «Наоборот». Я буду говорить вам действия и показывать их. Ваша задача выполнять противоположное действие. Если человек ошибается-он садится. Команда получает столько баллов, сколько игроков останется в конце игры. Опустите руки вниз. Поднимите руки вверх. }2 р. Голову поднимите. Голову опустите. }2 р. Поворот туловища вправо. влево. }2 р. Привстаньте. Присядьте. Опустите правую ( левую ) руку. Отпустите левую (правую) ногу.
Какие пары слов вы запомнили из этой игры?
3. «Народная мудрость» Прочти пословицы, найди недостающие слова. 1) Ученье - свет, (а не ученье тьма) . 2)Знай больше ( говори меньше) . 3)Корень ученья горек, ( да плод его сладок) . 4)Не бойся врага умного, ( бойся друга – глупого) . 5)Лучшая вещь новая, ( лучший друг –старый) . 6)Умей взять, (умей и отдать)
Прочитайте пословицы выразительно. Объясните смысл пословиц. Найдите пары антонимов. Докажите, что они составлены верно, опираясь на схему.
4 Загадочный. Я раздам листочки с загадками. Ваша задача разгадать и найти слова антонимы. 1. Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. (Дятел)
2 .Как столкнутся – стук да стук! Тишину вспугнут вокруг. Толстый тонкого побьёт- Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)
3 .Вверх-вниз, вверх- вниз, Кататься хочешь - на нас садись. (Качели) 4. В кармане моём- Замечательный друг: Он знает, где север, И знает, где юг.( Компас.)
5. Льётся речка - мы лежим, Лёд на речке – мы бежим.(Коньки)
6. Заклеили клеем прочно И ко мне прислали срочно. Я его не пожалею: Получу и вмиг расклею. (Конверт.)
7.День и ночь стоит на крыше Этот чудо постовой: Всё увидит, всё услышит, Всем поделится со мной. (Антенна.)
8.Кто ни в жару, ни в стужу Не снимает шубу. (овца)
9. За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Проскакало, пробежало, Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
Что интересного узнали, работая с загадками? ( антонимы помогают создать текст-загадку). Обозначьте сверху часть речи. Какой вывод можем сделать? (Слова антонимы подобраны верно, т.к они являются одной частью речи)
5. «Перестрелка». По сигналу учителя 1 команда называет соперникам слова, в ответ они должны назвать – слова антонимы. А 3 команда проверяет, верно ли товарищи создают антонимичные пары.
6. Правильно ли? Я на карточках вам даю пары слов. Ваша задача поставить рядом с парой +, если это является антонимом. Для этого вам нужно вспомнить все то, что мы изучали на прошлых уроках. 1) Толстый - низкий 2) Север-юг 3) Правдивый - ложь 4) Открывать – Закрытый 5) Враг – друг Представитель команды доказывает, почему так думают.
7. Рисунки Вам нужно рассмотреть рисунки и подобрать к ним антонимы (веселый - грустный) – прилагатаельно (вправо-влево) – наречие (аверс-реверс) – существительное Аверс- лицевая сторона монеты, реверс – обратная сторона) Давайте вспомним, почему копейка называется «копейкой»? ( на реверсе монеты изображен копейщик – всадник с копьем. Это Георгий Победоносей, убивающий змея) (стоять – идти) - глаголы 8. Шифровщик Ваша задача восстановить из данных букв антонимичные пары Робдый-лойз (добрый-злой) Рваг – жныруйд (враг – дружный) – неверное, разные части речи. Знягйыр-тысийч (грязный-чистый) Льнйыси-бласый (Сильный-слабый) Нидо-ногом(один-много) Жоль – вдипраывй (ложь – правдживый) – неверно. Комрый-сойху (Мокрый-сухой) Лойдомо-растйы(Молодой – старый) Проверьте, все ли пары верно составлены. Докажите свою точку зрения. 9. Алфавит На карточке в 2 столбика записаны цифры. Каждая цифра соответствует определенная буква алфавита. Ваша задача как можно быстрее расшифровать слова и найти ему антоним из 2го столбика. Выигрывает та команда, которая первая и правильно подобрала пары антонимов. Кто закончил - поднимает сигнальную карточку 5 18 21 4 (друг) 8 7 19 20 12 10 11 (Жесткий) 23 18 12 18 29 11 (Храбрый) 4 16 18 33 25 10 11 (Горячий) 17 16 14 16 4 1 20 30 (Помогать) 5 6 15 30 (День) | 15 16 25 30 (Ночь) 23 16 13 16 5 15 29 (холодный) 3 18 1 4 (Враг) 14 6 26 1 20 30 (Мешать) 14 33 4 12 10 11 (Мягкий) 20 18 21 19 13 10 3 29 11 (Трусливый) |
Назовите пары, которые у вас получились. Остальные следят. Составьте предложения с этими парами антонимов
Пока жюри подсчитывает результаты, мы поучимся говорить в рифму. Я читаю стихотворение, а вы хором говорите слово, противоположное по значению последнему слову. По взмаху руки. Скажу я слово высоко, А ты ответишь....(низко) Скажу я слово далеко, А ты ответишь....(близко) Скажу тебе я слово трус Ответишь ты...(храбрец) Теперь начало я скажу Ну, отвечай....(конец).
Какую тему изучили? Как нужно работать на таких занятиях? Давайте еще раз повторим по схеме то, что мы с вами узнали о словах-антонимах. Кто попробует?
Нарисовать семью антонимов Составить текст на тему « как ссорились Зима и Лето», используя слова Антонимы |