Внеурочное занятие по русскому языку - Викторина "В мире Антонимов и Омонимов"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Канева Ксения Юрьевна

Цель урока: расширение и углубление знаний детей об антонимах и омонимах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaneva_kseniya_331_gr_vn._russkiy_yazyk.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Внеурочное занятие по русскому языку  Класс: 4

Базовый учебник (УМК):

Тема урока: «В гостях у Антонимов и Омонимов».

Тип урока: Викторина

Цели урока:

Предметные: расширение и углубление знаний детей об антонимах и омонимах.

Метапредметные: создать условия для формирования УУД.

Воспитательные:

Средства:

Планируемы результаты:  

Личностные:

  • вызвать интерес к учебной деятельности;
  • развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость;
  • формировать умение работать с информацией;
  • развивать мышление, внимательность, наблюдательность и любознательность учащихся;

Метапредметные:

  • Регулятивные:
  • уметь формулировать тему занятия;
  • уметь контролировать свои действия;
  • уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

  • развивать познавательную и творческую активность;
  • отличать новые знания от уже известных, сравнивать, обобщать
  • объекты;
  • мотивировать к познавательной деятельности;
  • мыслить логически, активно включают память и воображение.

Коммуникативные:

  • уметь слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • продуктивно взаимодействовать;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные:

  • расширение и углубление знаний детей об антонимах и омонимах

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Мотивация

  • Здравствуйте дети! Меня зовут Ксения Юрьевна, я студентка педагогического колледжа. Моя будущая профессия – учитель начальных классов,  поэтому сегодня я проведу для вас внеурочное занятие по русскому языку.
  • Улыбнитесь друг другу, подарите окружающим вас людям хорошее настроение. Присаживайтесь.
  • Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

  •  Сегодня у нас состоится викторина по русскому языку. Обратите внимание на доску, на ней написаны две пары слов, что это за слова?

На доске:

Дешевле – дороже

Ключ – ключ

Приветствие учителя.

  • «Дешевле – дороже» - слова антонимы, «Ключ – ключ» - слова омонимы.

Коммуникативные:

  1. Слушают и понимают других.
  2. Оформляют свои мысли в устной форме
  3. Умеют работать в коллективе; взаимодействовать с другими.

Познавательные: 1.Мотивированы к познавательной деятельности.

2. Мыслят логически, активно включают память и воображение.

Целеполагание

  •  Верно. А как вы думаете, почему они написаны на доске?

  • Вы очень сообразительны! Тема нашей викторины «В гостях у Антонимов и Омонимов». Вы знаете, что наш великий и могучий русский язык очень богат и разнообразен. И в нем есть множество разных слов. Есть слова антонимы, а есть слова омонимы, у них совершенно разные значения. И сегодня нам с вами предстоит выявить ту команду знатоков, которая лучше всех знает, слова синонимы и антонимы!
  •  Потому что с помощью викторины мы будем проверять свои знания антонимов и омонимов.

Коммуникативные:

1.Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные:

1. Мыслят логически, активно включают память и воображение.

Открытие нового знания, актуализация знаний.

  • Нам необходимо разделиться на две команды. Сейчас каждый по очереди будет подходить ко мне, и вытаскивать из моей волшебной шляпы по одному листику. На каждом листе написано название команды, в зависимости от слова, которое вам попалось, займите свои столы.

  • Молодцы! Теперь каждой команде необходимо выбрать капитана и придумать девиз. Время на выполнение ровно 1 минута.
  • Время подходит к концу. Команды представьтесь друг другу.  

На доске фиксируются названия команд и их капитаны.

  • А теперь внимание! Правила игры:
  1. Викторина состоит из трёх туров.
  2. Команды отвечают по очереди (За каждый выкрик и ответ не в свое время, команде снижается один балл).
  3. Команда обдумывает ответ в указанное ведущим время.
  4. Отвечает один человек из команды.
  5. Ответ дается по сигналу ведущего.
  6. За каждый правильный ответ команде дается 1 балл.

Ученики делятся на две команды «Антонимы» и «Омонимы».

Выполняют задание.

Представление команд.

Коммуникативные:

1. Слушают и понимают других.

2. Оформляют свои мысли в устной форме.

3. Умеют работать в коллективе; взаимодействовать с другими.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

  • Правила обсудили, так теперь, давайте скорее приступать к нашей викторине!

Первый тур «Загадки».

  • Я буду загадывать вам загадку, ваша задача: отгадать ее и найти в ней антонимы. Если вы даете 2 правильных ответа – получаете 2 балла, если 1 правильный ответ – 1 балл, если правильных ответов нет – команда баллы не зарабатывает. А особо внимательные ученики, которые заметят в загадке, сразу и антонимы и синонимы, и скажут на загадку правильный ответ – получат сразу 3 балла! Начинаем первый тур!

  1. Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг. (Дятел)

  1. Как столкнутся – стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт-

Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)

  1. Вверх-вниз, вверх- вниз,

Кататься хочешь – на нас садись. (Качели)

  1. В кармане моём-

Замечательный друг:

Он знает, где север,

И знает, где юг. ( Компас)

  1. Льётся речка – мы лежим,

Лёд на речке – мы бежим. (Коньки)

  1. Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею:

Получу и вмиг расклею. (Конверт)

  1. День и ночь стоит на крыше

Этот чудо постовой:

Всё увидит, всё услышит,

Всем поделится со мной. (Антенна)

  1. Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу. (Овца)

  1. Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

  1.  Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти – рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь. (Рысь)

Второй тур «Объясни значение».

  • Вам будет дана пара слов омонимов. Ваша задача дать правильное значение словам в этой паре. За каждое верно данное значение пары слов команде дается 1 балл. Приступайте!

Конь (шахматная фигура) – конь (животное).

Лук (оружие) – лук (овощ).

Месяц (на небе) – месяц (календарный).

Коса (прическа) – коса (прибрежная).

Ключ (от замка) – ключ (скрипичный).

Норка (дом животного) – норка (пушной зверь).

Дробь (математическая) – дробь (барабанная).

Кисть (часть руки) – кисть (для рисования).

Третий тур «Перестрелка».

  • Сейчас капитаны, постройте свои команды друг напротив друга.  По моему сигналу: 1 команда называет соперникам слова, в ответ они должны назвать – слова – антонимы. Например: друг – враг. Затем 2 команда дает слова соперникам, которые отвечают также словами – антонимами. За каждый правильно названый антоним команде дается 1 балл. Продолжительность третьего тура – 4 минуты. Приступайте!

Четвертый тур «Изображариум».

  • В этом туре, вам необходимо хорошо собраться с мыслями и вспомнить все омонимы, которые вы знаете. Я дам каждой команде по ватману. Ваша задача за определённое время нарисовать как можно больше парных рисунков омонимов. Рассмотрим ситуацию, для того, чтобы лучше понять, что от вас требуется. Вы берете омонимы: ключ – ключ, значит, вам необходимо нарисовать, например, пару скрипичный ключ и замочный ключ. На выполнение задания вам дается 5 минут. За каждую пару омонимов вы получите 1 балл. Приступайте!

Пятый тур «Капитанский».

  • Попрошу капитанов выйти ко мне.
  • Каждому капитану будет дано слово, ваша задача придумать к нему антоним. Со стороны – задача очень проста, но на самом деле с каждым разом, вам будут давать более сложные слова, антонимы к которым будет подобрать все сложнее. За каждый правильный ответ капитана команде будет даваться 1 балл. Если капитан не знает правильный ответ, то право ответа передается другому капитану. Выкрикивать не в свою очередь ни в коем случае нельзя, иначе балл будет отниматься у команды. Также, капитан имеет право 1 раз попросить подсказку команды. Начинаем пятый тур!

  1. Злой – добрый.  
  2. Друг – враг. 
  3. Утро – вечер.
  4. Лето – зима.
  5. Восход – закат.
  6. Луна – Солнце. 
  7. Мужественный – женственный.
  8. Радоваться – огорчаться.
  9. Рано – поздно.
  10. Глубоко – мелко.
  11. Начало – конец.
  12. Молодость – старость.
  13. Избыток – недостаток.
  14. Свободный – скованный.

  • Наша викторина подошла к концу! Подведем итоги!

Подсчёт общего количества баллов, заполнение грамот ведущим.

  • Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

В викторине отличился?

  • Поздравляем победителей! Ребята, вы большие молодцы, славно потрудились! Новых успехов и стремлений желаем вам!

Награждение победителей.

Участвуют в викторине.

Команды строятся.

Капитаны выходят.

Личностные:

1.Формировать умение работать с информацией.

2. Развивать мышление, внимательность, наблюдательность и любознательность учащихся.

Коммуникативные:

1. Слушают и понимают других.

2. Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформляют свои мысли в устной форме.

4. Умеют работать в коллективе; взаимодействовать с другими.

Познавательные:

1. Мотивированы к познавательной деятельности.

2. Мыслят логически, активно включают память и воображение

Предметные:

1. Сформировать знание о природе, её изменениях

2. Закрепить знания детей о

явлениях природы

Рефлексия

  • Скажите, что мы сегодня делали на внеурочном занятии?

  • Что нового вы для себя узнали?

  • Вы правы, мы узнали некоторые новые слова для себя, а также антонимы и омонимы, а главное весело и с пользой провели время!
  • Пожалуйста, поднимите свои пальчики в соответствии с тем, как для вас прошло занятие.

5 пальчиков – урок прошел отлично, все понравилось и все получилось.

4 пальчика – урок прошел хорошо, но что-то не понравилось или не получилось.

3 пальчика – урок прошел неплохо, но получилось не все.

2 пальчика – ничего не понравилось, ничего не получилось.

1 пальчик - совершенно ничего не смог, не доволен классным часом и своей работой.

  • Большое спасибо вам за проделанную работу, до новых встреч!
  • Участвовали в викторине «В гостях у Антонимов и Омонимов».
  • Узнали много разных антонимов и омонимов, узнали, как можно представить омонимы в виде рисунков.

Выполняют рефлексию.  

- До свидания!

Регулятивные:

1. Умеют планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу

2. Умеют анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности. 3. Могут оценивать результаты своей деятельности.

Выдача домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "В мире безмолвия и звуков".

Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "В мире безмолвия и звуков"....

Сценарий внеурочного занятия по русскому языку " Русский язык - это интересно" для 2го класса

Турнир знатоков по данному сценарию прошел с большим интересом со стороны учащихся! Дети с удовольствием принимали участие в конкурсах  и отвечали на задания! Этот открытый урок получил высокую о...

Внеурочное занятие по русскому языку "Тайны русского языка"

Занятие по русскому языку, направлено на актуализацию знаний....

Внеклассное занятие по русскому языку по теме "Антонимы"

Внеклассное занятие по русскому языку для 2 класса по теме "Антонимы"...