Урок окружающего мира в 4 кл «Природные зоны России» (урок-викторина)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок - обобщение по разделу "Природные зоны России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir_4_kl_obobshchayushchiy_urok-viktorina_po_prirodnym_zonam_rossii.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщающий урок-викторина «По природным зонам России».
Цели: Обобщить знания учащихся по разделу «Природные зоны России».
Выявить знатока природы; проверить знания и умения учащихся по данному разделу.
Развивать познавательный интерес , мышление, внимательность, память. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе своей страны.
Оборудование: иллюстрации животных и растений, карточки с заданиями, жетоны.
Ход урока:
Ι. Орг. момент
- Сегодня на уроке нам предстоит совершить одно увлекательное путешествие по природным зонам нашей Родины.
- В пути мы с вами узнаем много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны.
- За каждое правильно выполненное задание каждый участник получает звезду. В конце урока по количеству набранных звёзд каждый получит оценку.
ΙΙ. Основная часть
1 задание - Разминка.
- Какие основные предметы должен при себе иметь путешественник, отправляясь в путешествие? За каждый правильный ответ вы получаете звезду.
(Компас, карту, воду, палатку, аптечку, лопатку)
Итак, я вижу, что вы к путешествию готовы.
2 задание. Определи природную зону.
- Каждый учащийся получает карточку с описанием определённой природной зоны. Ваша задача: определить данную природную зону. На подготовку даётся 1 минута. За правильный ответ получаете звезду.
1.До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт.(Тундра)
2. С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями.(Степь)
3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе.(Пустыня)
4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции.(Арктическая пустыня)
5. Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но оно быстро тает. Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение.(Черноморское побережье Кавказа)
6. В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи.(Лесная зона)
Учащиеся зачитывают описание природной зоны, называют её.
3 задание. Найди и исправь ошибки в тексте.
За все правильные исправления уч-ся получает звезду. На подготовку даётся 2 минуты. По истечению времени…
Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим с запада, Атлантическим с востока, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Западно-Европейская, Среднесибирская и Западно-Сибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют Кавказские горы. Самая длинная река России – Волга, а самое глубокое озеро – Онежское. Только одна большая река – Енисей – несёт свои воды в Каспийское море. На территории страны восемь природных зон. Самая северная – субтропики, самая большая – зона степей, холодная пустыня и жаркая тундра.
_____________________________________________________________
Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим с ВОСТОКА, Атлантическим с ЗАПАДА, Северным Ледовитым с севера. На территории России Расположены равнины: ВОСТОЧНО-Европейская, и Западно-СИБИРСКАЯ и СРЕДНЕсибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют УРАЛЬСКИЕ горы. Самая длинная река России –ОБЬ, а самое глубокое озеро –БАЙКАЛ. Только одна большая река –ВОЛГА – несёт свои воды в Каспийское море. На территории страны ШЕСТЬ природных зон. Самая северная –ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ, самая большая – зона ЛЕСОВ, холодная ТУНДРА и жаркая ПУСТЫНЯ.
4 задание
А сейчас небольшой привал.
Путешественники должны не только ориентироваться в природе, но и уметь правильно отдыхать.
Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните
В порядок мысли приведите
И к работе приступите.
- Но кроме того, должны также знать как вести себя в общении с природой, чтобы не нанести ей вред. Сейчас мы узнаем, какие правила поведения в природе знаете ВЫ. Называем по очереди. За каждое названное правило уч-ся получает звезду.
Нельзя оставлять после себя мусор.
Все банки и бутылки надо выбрасывать в специально отведённые для этого места, не оставлять в природе.
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
Нельзя разорять птичьи гнёзда.
Птичкам нужно оставлять крошки хлеба.
Не шуми в природе.
Оказывай помощь животным и растениям попавшим в беду.
В меру бери дары природы.
5 задание.
Сейчас я бы хотела знать, на сколько хорошо вы знаете животный мир различных природных зон. Я показываю иллюстрацию животного, а вы поднимаете руку и отвечаете по плану:
- Как называется животное?
- В какой природной зоне он живёт?
- Чем питается?
- За каждый правильный ответ уч-ся получает звезду.
1. Верблюд ( пустыня).
2. Белка (лесная зона.)
3. Северный олень (тундра)
4. Суслик (степь).
5. Дельфины(субтропическая зона, черноморское побережье Кавказа).
6. Белый медведь(арктическая пустыня).
6 задание Решение задач. (Раздаю карточки)
- Решите задачу. За правильное решение получаете звезду.
1.Одногорбый верблюд может развивать скорость до 16 километров в час. Сколько километров он пройдёт за 5 часов? ( 16 • 5 = 80 км)
2. Скорость волка в случае опасности – 55 километров в час. Сколько километров может пробежать волк с такой скоростью за 2 часа? (55•2= 110 км)
3. В особо неурожайные годы белки покидают родные места и двигаются в места , где есть корм. Они преодолевают сотни километров, двигаясь со скоростью 4 километра в час. За сколько часов белки преодолеют расстояние 200 километров? ( 200 : 4 = 50 ч)
4. Средняя скорость полёта воробья составляет 40 километров в час. Сколько километров он пролетит за 7 часов? (40•7 = 280 км)
5. Скорость антилопы в случае опасности – 25 метров в секунду. Сколько метров она может пробежать с такой скоростью за 10 секунд?(25 •10 = 250 сек)
6. Скорость полёта голубя составляет 68 километров в час. Сколько километров он может пролететь за 3 часа полёта? (68• 3 = 204 км)
Зачитываете задачу, называете правильное ответ.
7 задание. Узнай меня.
- Я загадываю загадку, вы не выкрикиваете, а поднимаете руку и отвечаете., и называете природную зону, в корой обитает данное растение или животное. За каждую правильно отгаданную загадку получаете звезду.
1. Что за дерево стоит?
Ветра нет – оно дрожит. (осина, лесная)
2. Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (мох, тундра)
3. Птица, откладывающая яйца прямо на скалах (кайра, арктическая пустыня)
4. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко (лось, лесная)
5. Священный жук Древнего Египта. (жук – скарабей, пустыня)
6. Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения! (жаворонок, степь)
8 задание. Что за растение?
-Животных вы знаете хорошо. А теперь проверим, как вы знаете растительный мир природных зон. Я показываю иллюстрацию растения, а вы должны определить, что это за растение, как оно называется и в какой природной зоне произрастает? За правильный ответ получаете звезду.
Ягель (тундра)
Берёза, ель (лесная)
Верблюжья колючка (пустыня)
Ковыль( степь)
Полярный мак (арктическая пустыня)
Магнолии (Черное море)
9 задание. Экологический кроссворд
-А знаете ли вы, что такое Красная Книга?
Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений».Её обложка красного цвета. И выбран этот цвет не случайно, ведь красный – сигнал тревоги, опасности. В Красную Книгу внесены те животные, которых на земле осталось очень мало. Их надо охранять, оберегать и помогать им!
В Красную Книгу занесены такие животные, как, синий кит, белый медведь, калан, амурский тигр, краснозобая казарка. А каких животных обитающих в природных зонах нашей страны знаете вы? (ответы детей)
- В каждой природной зоне есть проблемы экологического характера. А что это за проблемы, узнаем разгадав кроссворд.
… лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. (ВЫРУБКА)
. … земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнёзда, которые погибают во время полевых работ. (РАСПАХИВАНИЕ)
Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их … (ЗАГРЯЗНЕНИЕ)
Неумеренное … приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли.(ОРОШЕНИЕ)
От вездеходов и тракторов в тундре нарушается …(ПОВЕРХНОСТЬ ПОЧВ)
Ключевое слово БРАКОНЬЕРСТВО
- Расскажите о названных экологических проблемах.
ΙΙΙ. Итог
Итак, наше путешествие по природным зонам России подходит к завершению. В течение всего урока за правильные ответы вы получали звёзды. На доске- критерии оценок.
Критерии оценок:
От 10 и более - «5»
9 – 7 - «4»
6 - 5 - «3»
Менее 5 - «2»
ΙV. Д/З
Р.т. стр. 46 заполнить таблицу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России
Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Конспект урока окружающего мира Тема "Золотое кольцо России (УМК "Школа России" 3 класс)
Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: закрепление представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом...
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....
Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о городах «Золотого кольца», знакомство с их достопримечательностями. Планируемые результаты Предметные: знать города золотого...
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о городах золотого кольца России; формирование бережного отношения к истории России. Планируемые результаты Предметные: знать все города входящие в...