урок русского языка на тему: Неопределенная форма глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель: уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола как начальной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx | 381.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»
Тема: «Неопределённая форма глагола»
Цели:
- уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола как начальной;
- развивать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?
- учить анализировать, классифицировать, сравнивать;
- развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;
- воспитывать интерес к предмету, любознательность, взаимопомощь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята! У нас в классе много гостей. Улыбнитесь друг другу и передайте своё хорошее настроение друзьям и всем присутствующим.
II. Актуализация знаний.
- Догадайтесь, о какой части речи мы продолжим говорить сегодня на уроке?
- А поможет вам в этом стихотворение:
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
- (О глаголе)
Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по морю Слов на остров Глаголов. (слайд )
II. Словарная работа.
А чтобы попасть туда, отгадайте загадку:
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль-
По волнам плывёт…(корабль)
Ребята, это словарное слово, которое нужно запомнить. Придумайте предложение со словом «корабль».
Ребята, откройте тетради, запишите число, слово корабль
Что можете сказать о глаголе? Выберите правильный ответ. (Слайд )
Глагол – это
а) часть слова;
б) часть речи
Глагол обозначает
а) признак предмета;
б) действие предмета
Глагол отвечает на вопросы
а) что делать? что сделать?
б) кто? что?
В предложении глагол является
а) главным членом предложения;
б) второстепенным членом предложения
_ Как изменяются глаголы?
(Ответы: по временами по числам. ) (Слайд )
- Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени?
(в единственном числе они изменяются по родам) (Слайд )
III. Создание проблемной ситуации (Слайд )
Ребята, капитан корабля просит помочь ему справиться с заданием. Определите время глаголов:
рисует
идёт
стоять
думает
споёт
пройти
решит
откроет
(Работа в парах.)
- У каких глаголов вы не смогли определить время и почему? (Они отвечают на вопросы - Что делать? Что Сделать? (У этих глаголов нельзя определить ни время, ни число).
- Кто помнит, как называется эта форма? (неопределённая или начальная форма глагола)
- Кто может сформулировать тему урока?
IV. Сообщение темы и целей урока. (Слайд )
- Тема нашего урока: «Неопределённая форма глагола»
Работа с правилом
- Откройте учебник на с .72 (Слайд )
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (По щелчку на слайде появляются вопросы)
- Какие суффиксы имеют? (-ть, -ти.)
- Откроем учебники и прочитаем правило на стр.84(учебник Л.Ф.Климанова, 2 часть).
Такие глаголы имеют 3 названия (СЛАЙД )
Начальная форма глагола
Неопределённая форма глагола
Инфинитив
Какое из этих названий вам незнакомо?
Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?
- Для чего нам нужны эти знания?(Чтобы находить глаголы неопределённой формы, отличать от других глаголов, быть грамотными)
V. Работа над новым материалом. (Слайд )
- Перед вами слова, среди которых есть разные части речи. Найдите и запишите глаголы в неопределённой форме.
Ходить, ходит, кость, косить, кровать, косит, носить, скатерть, стричь, кости, грусть, стеречь.
Составим алгоритм определения глаголов в неопределённой форме.
1. На какой вопрос отвечают?
2. Какой суффикс имеют?
Какие глаголы вы выписали? (Ходить, косить, носить, стричь, стеречь.)
Поработаем с учебником.
-Упр.136, стр.84-85. Найдите в пословицах глаголы.
- Образуйте от данных глаголов неопределённую форму. Обратите внимание: если вопрос глагола начинается с приставки с-, то и в вопросе неопределённой формы тоже должна быть эта приставка. (Работа в парах. Фронтальная проверка.)
- Проверьте и оцените свою работу.(слайд)
(Что делает?) любит – (что делать?) любить)
(Что делает?) блестит – (что делать?) блестеть)
(Что делает?) кормит – (что делать?) кормить)
(Что делает?) течёт – (что делать?) течь)
(Что делает?) рубит – (что делать?) рубить)
(Что делают?) трубят – (что делать?) трубить)
(Что сделаешь?) пролежишь – (что сделать?) пролежать)
(Что сделаешь?) побежишь – (что сделать?)побежать)
Физкультминутка (Слайд )
От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать)
Он шагнул назад (шаг назад)
А потом вперед (шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке
(движения руками)
Набирая полный ход
(ходьба на месте)
VII. Закрепление.
- Работа в группах.
- Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.
(Класс разбит на 5 групп, каждая группа получает задание).(Слайд )
- темно, светло
- обед, ужин
- зелёный, красный
- рисунок, краска
- работа, груз
- Проверим! Называет ответы 1 ученик с каждой группы (Слайд ).
VIII. Закрепление.
_ А сейчас, поработаете самостоятельно. У вас на партах лежат карточки по уровням. Выберите, то задание, с которым вы справитесь.
1 уровень. (синий)
Задание. Запишите глаголы. Как сказать, одним словом:
Исполнять роль в спектакле – (играть)
Чувствовать холод – (мёрзнуть)
Не разрешать что-либо делать – (запрещать)
Находить решение – (решать)
Найти решение – (решить)
Проверим - (Слайд )
2 уровень. (зелёный)
- Задание. «Установи соответствие». Найди пару синонимов, запиши.
улыбаться
скрывать
пылать
сохранять
радоваться
смотреть
барабанить
шагать
гореть
ликовать
беречь
идти
таить
стучать
глядеть
смеяться
Проверим - (Слайд )
3 уровень. (красный)
-Задание. Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы: (Слайд )
Зарубить на носу – (запомнить)
Держать язык за зубами – (молчать)
Вешать нос – (унывать)
Мозолить глаза –(надоедать)
Бить баклуши – (Бездельничать)
Водить за нос – (Обманывать)
Надуть губы – (Обидеться)
Болеть душой – (Переживать)
Ждать у моря погоды – (Надеяться)
Проверим - (Слайд )
VIII. Итог урока.
- Наш урок подошёл к концу.
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.
IХ. Рефлексия. Самооценка. (Слайд )
- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят напротив «+» или «-»)
- Знаю ли я, что такое глагол?
- Знаю ли я, что обозначает глагол?
- Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?
- Знаю ли я, как изменяется глагол?
- Смогу ли я определить время глагола?
- Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?
Обратите внимание на свои ответы.
У кого все «+»?
У кого есть «-» ?
(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)
Отметки за урок:
ХI. Домашнее задание. (Слайд )
Упражнение 150, стр. 73, правило с. 72
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола"
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Неопределенная форма глагола". На уроке используются разные виды работ: фронтальная, индивидуальная, дифференцирован...
Разработка урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола".
Развернутый конспект урока русского языка в 4 классе по УМК "Школа России"....
Технологическая карта урока русского языка по теме " Неопределенная форма глагола" 4 класс
Знакомство с особенностями глаголов неопределенной формы...
Разработка урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" с использованием Учи.ру
Урок русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" разработан в соответствии с рабочей программой 4 класса с использованием заданий Учи.ру...
Урок русского языка по теме :«Неопределенная форма глагола» 4 класс
Предмет: русский языкКласс : 4 классТип урока: урок изучения нового материала.Тема: «Неопределенная форма глагола».Цель урока: вывести понятие неопределенной формы глагола и ос...
Конспект урока Русский язык по теме: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)
Цели деятельности учителя: : формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результатыПредметные: уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам; ...