Конспект урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Неопределенная форма глагола". На уроке используются разные виды работ: фронтальная, индивидуальная, дифференцированный подход в обучении, работа с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Тема: Неопределенная форма глагола.
Класс: 4 «А»
Учитель: Ащина Наталья Владимировна, I квалификационная категория
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Технология: на диалоговой основе с элементами ТРКМ
Цель: способствовать ознакомлению с неопределенной формой глагола.
Задачи:
- познакомить уч-ся с неопределенной формой глагола и ее признаками; научить находить глаголы неопределенной формы в устной и письменной речи, ставить глаголы в неопределенную форму;
- способствовать обучению школьников умению выделять главное в тексте учебной статьи, составлять кластер; способствовать обучению умения конструировать вопросы по содержанию урока;
- воспитывать чувства патриотизма; любви к родному языку; развивать навыки сотрудничества; развивать способности школьников рефлексировать, целеполагать, моделировать.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа с одаренными детьми.
Виды работы: работа по карточкам, самостоятельная работа, тестирование, работа с
текстом, игра
Умения и навыки: определять падеж имен существительных, разбор слова по
составу, работа с текстом, знание орфограмм, умение находить в
тексте глаголы н.ф., ставить глаголы в н.ф.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютеры, интерактивный плакат, листы с
заданиями для детей
Ход урока:
- Организационный момент:
- Актуализация опорных знаний:
- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята.
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
нас употребляли.
- Какая часть речи отвечала на вопросы анкеты?
- Какую часть речи продолжаем изучать?
-Для того, чтобы систематизировать знания по теме «Глагол» мы с Вами поиграем в игру «Да-нет». Я буду читать Вам утверждения, а вы если согласны со мной будете хлопать в ладоши. Готовы?
- Глаголы отвечают только на вопросы что делать? что сделать?
- Глаголы обозначают действие предмета.
- Слова лежит, спит не глаголы, так как это не действия.
- Глаголы изменяются по числам.
- Глаголы изменяются по временам.
- Все глаголы изменяются по родам.
- Некоторые глаголы изменяются по лицам.
- Только у глаголов прошедшего времени есть суффикс –л-.
- Глаголы будущего времени обозначают действие, которое уже прошло.
- Идти, светить – это глаголы н.в.
III. Словарная работа:
Приплыть на корабле (П.п)
прове сти экскурсию (В.п.)
ра ботать шофером (Т.п.)
пройти около вагона (Р.п.)
преодолеть расстояние (В.п.)
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж имен сущ. (Проверка проходит фронтально)
IV. Вызов
- Обратите внимание на глаголы в словарной работе.
- Что можете сказать об этих глаголах?
- Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие?
- Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время?
- Какова тема нашего урока?
– Глаголы неопределённой формы имеют 3 названия:
Неопределённая форма глагола
Начальная форма глагола
Инфинитив
- Какое из этих названий вам незнакомо? Инфинитив – лат. слово "неопределённый".
– Что хотите узнать о глаголах неопределённой формы?
– Сформулируйте задачи урока. (Задачи урока – ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол – инфинитив в устной и письменной речи.)
V. Осмысление:
1. Инсерт
– Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки инфинитива прямо в тексте, пользуясь обозначениями:
«V» – знаю;
«+» – для меня новое.
«?» - не понял(а), есть вопросы
– Что вы знали о глаголе неопределённой формы?
– Что нового узнали?
– Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы?
- Попробуйте составить кластер по неопределенной форме глагола.
– Пользуясь кластером, расскажите о глаголах неопределённой формы. (Отвечают на вопросы…; суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь; нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы времени.)
Физминутка
– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.
Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.
2. Первичное закрепление
Дети работают по вариантам: упр. 1 - сильные учащиеся, упр.2 - слабые
Упражнение 1
Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.
Как поступить, если хочется драться,
Плакать, кричать и щипать, и бодаться?
Хочется очень толкать и брыкаться,
Прыгать скакать и юлой извиваться…
Упражнение 2
Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.
Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне.
Приказ – черёмухе цвести,
крапиве быть не злой,
дождю дорожки подмести
серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч,
Всем птицам звонче петь,
А солнцу выйти из-за туч,
И веселее греть!
- Кто правильно выписал и обозначил суффиксы – ставит знак« +».
Кто допустил ошибку – «^».
У кого не получилось самостоятельно выполнить работу – «–».
(Двое учащихся работают за компьютерами и выполняют тестовое задание с последующей самопроверкой и самооценкой.)
Упражнение 3
Выпишите глаголы и поставьте их в неопределенную форму.
Снег теперь уже не тот –
Потемнел2 он в поле.
На озерах треснул2 лед,
Будто раскололи.
Облака бегут2 быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
С.Я. Маршак
У доски проводим разбор 2 слов по составу. Сам- но разбираем глагол бежать
3. Рефлексия:
Формирование учителем способности учащихся к анализу своего эмоционального состояния и работоспособности на уроке.
Ответы на вопросы:
1) Расскажите о ваших впечатлениях на уроке: показался ли он длиннее, или короче, чем всегда?
2) Поднимите руки, кто не устал во время урока, а кто устал?
3) Кто доволен своей работой на уроке?
4) А кто недоволен? Чем именно?
5) У вас на парте есть анкеты. Оцените ваше впечатление от урока и отметьте выбранную клеточку:
Анкета
1. Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Оцени свой вклад в работе группы (насколько ты оказался полезен группе).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Хотел(а) бы ты ещё раз побывать на таком уроке?
Да. Нет.
VI. Домашнее задание
- Составить синквейн по теме «Неопределенная форма глагола»
Сказка об Инфинитиве
В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.
– Почему вы живёте здесь один?
– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец –
Инфинитив – звучит занятно, –
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…
Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"
Подробный план-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица". К конспекту прилагается красочная презентация с музыкальной физмин...
Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»
Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты: Предметные: ...
Конспект урока русского языка. Тема: Неопределенная форма глагола
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола. Планируемые результ...
Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...
Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...
Конспект урока русского языка «Начальная (неопределенная) форма глагола» (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые результаты:·...
Конспект урока русского языка. Тема: "Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со способом определения спряжен...
Комментарии
Урок русского языка
Добрый день, Наталья Владимировна. Скачала Ваш урок по русскому языку в 4 классе. Большое спасибо! Скажите, а сказку Вы сами сочинили или позаимствовали? Тогда подскажите ссылку, может я и другими сказками смогу воспользоваться. Спасибо.