Разработка урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" с использованием Учи.ру
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Пепеляева Светлана Николаевна

Урок русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" разработан в соответствии с рабочей программой 4 класса с использованием заданий Учи.ру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelennaya_forma_glagola.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК                                

Класс: 4

Тема: Неопределённая форма глагола

Цель: познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой; развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме; развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности; прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку; воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Планируемые результаты    

Предметные: знать – определение    неопределённой   формы глагола, чем являются -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ в глаголах неопределённой формы; уметь – распознавать неопределенную форму глагола по вопросу и морфологической структуре, обозначать -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ в глаголах неопределённой формы, правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы.

Метапредметные:

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; формирование основных мыслительных операций;

добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности, в  диалоге, в общей беседе,  выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. 

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач;  развитие навыков сотрудничества,  доброжелательности, эмоциональной отзывчивости,  интерес к предметно-исследовательской деятельности

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, русский язык, 4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,– М: Просвещение, 2014 (Школа России),  рабочие тетради, карточки для работы в группах, индивидуальные наборы для оценивания: зеленый квадратик: мне все понятно, отлично; желтый квадратик: мне все понятно, но есть еще ошибки;  красный квадратик: мне не все понятно, требуется помощь.

Ход  урока        

I.Организационный  момент  

 Здравствуйте, ребята!

 Что вы мечтаете делать, когда вырастете?  

 Строить, растить и учить,

 Верить, надеяться, жить.

Плавать, нырять и летать,

Плакать, любить, побеждать ...

Многое предстоит испытать

Тем, кто умеет мечтать.

Я верю, что  всё  у вас  получится. Верьте  и  много работайте – и  ваши  мечты  обязательно  сбудутся. Готовы?

II.Актуализация опорных знаний   

1.Минутка чистописания

Аа, Оо, ол, ам

2.Объясните орфограммы  (слайд № 2)

Взм…хнут,  см…треть,  подт…щил,  охр…няю,  пол…жили,  под…рю.

- запишите слова (Взаимопроверка, взаимооценка)  (слайд № 3)

III. Самоопределение к деятельности

- создание проблемной ситуации, с целью самостоятельного определения учащимися темы и  задач урока.

- разделите записанные слова  на группы;  

(Дети предлагают разные варианты: проверяемая безударная  А-О в корне слова, время глаголов, глаголы  с  приставками  и  без них, глаголы в единственном  и множественном  числе);

- определите время, число  глаголов;

-  Почему  глагол смотреть оказался «лишним»?

- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

Глаголы, у которых нельзя определить время и число.

- Как можно  назвать такие глаголы?  (дети предлагают свои версии)

- Определите тему и задачи нашего урока.  НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА

Дети  формулируют тему урока и его задачи

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме

Как их разбирать по составу

Уметь находить их в устной и письменной речи

Применять  глаголы в неопределённой форме  в  устной и письменной речи

IV. Работа по теме урока

Исследовательские работы (организовать исследовательские работы с целью получения новых знаний).

1. Исследовательская работа №1.   (Работа в парах)  (слайд № 4)

- Задайте вопрос и распределите глаголы в 2 столбика.

Наблюдать, искать, рассуждать,  подумать,  решить, запомнить.

Вывод: глаголы неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?

2.Исследовательская работа № 2.   (слайд № 5) 

Идти,  бежать.

- Разберите слова  по составу  Какой частью слова являются – ТЬ и –ТИ в глаголах неопределённой формы? (Дети разбирают слова по составу)

3.Исследовательская работа № 3.   (Работа в группах) (карточки, приложение 1)

       1.  Берегу – бережёт - беречь

       2.  Стерегу – стережёт - стеречь

       3.   Стригу - стрижёт - стричь

       4.   Могу - может – мочь

       Выделите корень в словах  

 - Какой частью слова являются – ЧЬ в глаголах неопределённой формы?

(Дети разбирают слова по составу)

(Проверка по образцу)

4. Правило

 -  формулирование правила обучающимися;

- чтение правила в учебнике на страницах 72, 73.

V. Физминутка  

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, умыться, каши съесть,

Поскакать, за парту сесть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться,

И опять начать трудиться.

VI. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач.  

Проблемный вопрос: где же применяются глаголы неопределенной форме?

Сейчас  каждая  группа  получит свой  текст.  Нужно найти все глаголы в неопределенной форме (карточки, приложение 2)

1 группа   Памятка «Как решить задачу»

Прочитать и выделить вопрос задачи

Найти условие задачи

Записать краткую запись

Выполнить решение задачи.

Записать ответ задачи

2 группа   Памятка «Как работать с ножницами»

1. Работать ножницами только на своем рабочем месте.

2. Следить за движением  лезвий  во  время работы.

3. Ножницы класть  кольцами к себе.

4.  Подавать  ножницы кольцами вперед.

5. Не оставлять  ножницы открытыми.

3 группа   Памятка «Правила работы в группе»

1. Помогать друг другу

2.  Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом

3.  Говорить тихим голосом

4.  Отвечать за успехи каждого

5. Уметь слушать других.

6. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

4 группа   Фразеологизмы

В бирюльки играть – заниматься пустяками

Зарубить на носу - запомнить

Сесть в лужу - оказаться в неловком положении

(Проверка – при проверке  каждая   группа   называет  глаголы)

- какой вывод можете сделать?  

(Глаголы используются  при составлении памяток, инструкций, при  формулировании пословиц, фразеологизмов).

VII. Рефлексия

1.Работа с использованием сайта Учи.ру

https://uchi.ru/teachers/groups/9728204/subjects/2/course_programs/4/cards/58409

2.Заполните  каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Неопределенная форма глагола»  (приложение 3)                   

1.

На уроке я работал активно / пассивно

2.

Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.

Урок для меня показался коротким / длинным

4.

За урок я не устал / устал                      

5.

Материал урока мне был понятен / не понятен, интересен / скучен            

3. Оцените себя (слайд № 7) 

зеленый квадратик: мне все понятно, отлично; желтый квадратик: мне все понятно, но есть еще ошибки, красный квадратик: мне не все понятно, требуется помощь.

VIII. Итог урока.  

IX. Домашнее задание   

Упражнение 150 (страница 173):

I группа – списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы в неопределенной форме;

II группа – списать, вставить пропущенные буквы, разобрать по составу глаголы в неопределенной форме.

                                                                                                                    Приложение 1

Выделите корень в словах  

1.  Берегу – бережёт – беречь

2.  Стерегу – стережёт - стеречь

3.   Стригу - стрижёт - стричь

4.   Могу - может – мочь

Выделите корень в словах  

1.  Берегу – бережёт – беречь

2.  Стерегу – стережёт - стеречь

3.   Стригу - стрижёт - стричь

4.   Могу - может – мочь

Выделите корень в словах  

1.  Берегу – бережёт – беречь

2.  Стерегу – стережёт - стеречь

3.   Стригу - стрижёт - стричь

4.   Могу - может – мочь

Выделите корень в словах  

1.  Берегу – бережёт – беречь

2.  Стерегу – стережёт - стеречь

3.   Стригу - стрижёт - стричь

4.   Могу - может – мочь

                                                                                                                         Приложение 2

1 группа   

Памятка «Как решить задачу»

Прочитать и выделить вопрос задачи

Найти условие задачи

Записать краткую запись

Выполнить решение задачи.

Записать ответ задачи

2 группа   

Памятка «Как работать с ножницами»

1. Работать ножницами только на своем рабочем месте.

2. Следить за движением  лезвий  во  время работы.

3. Ножницы класть  кольцами к себе.

4.  Подавать  ножницы кольцами вперед.

5. Не оставлять  ножницы открытыми.

3 группа   

Памятка «Правила работы в группе»

1. Помогать друг другу

2.  Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом

3.  Говорить тихим голосом

4.  Отвечать за успехи каждого

5. Уметь слушать других.

6. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

4 группа   

Фразеологизмы

В бирюльки играть – заниматься пустяками

Зарубить на носу - запомнить

Сесть в лужу - оказаться в неловком положении

                                                                                                                   

                                                                                                 Приложение 3

1.

На уроке я работал активно / пассивно

2.

Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.

Урок для меня показался коротким / длинным

4.

За урок я не устал / устал                      

5.

Материал урока мне был понятен / не понятен, интересен / скучен            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола".

Развернутый конспект урока русского языка в 4 классе по УМК "Школа России"....

разработка урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола"

разработка урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола", "Школа России"...

Методическая разработка урока русского языка "Личные формы глагола"

Цель: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием «Личные формы глагола» Задачи:Личностные:-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;-учи...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

Методический материал опубликован в региональном сборнике статей "Учитель - учителю. Из опыта работы учителей начальных классов Белгородской области" в соавторстве с учителем начальных классов Л.А. Фу...

Методическая разработка. Урок русского языка в 4 классе. Тема:Образование формы прошедшего времени глаголов.

Данный урок - это урок изучения нового материала. Он построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения. Автор технологии Елена Леонидовна Мельникова. Так как технология ПДО универ...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе с использованием электронной формы учебников по теме " Вид глагола". УМК " Школа 21 века"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе с использованием электронной формы учебников по теме " Вид глагола". УМК "Школа 21 века".Урок первичного предъявления новых зн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе с использованием здоровьесберегающих технологий

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания,...