Урок рефлексии
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Ежова Вера Юрьевна

Тема урока: Имя существительное. Склонение имен существительных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_refleksii.docx74.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Учитель: Ежова В.Ю.

Автор учебника: Полякова А.В.

Тема урока: Имя существительное. Склонение имен существительных.

Тип урока: урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, алгоритмов.

Задачи урока:

Предметные

Формировать умения правильно употреблять падежные окончания существительных.

Личностные

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Метапредметные

Регулятивные: формировать умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характер сделанных ошибок; высказывать своё предложение.

Коммуникативные: формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.

Логические: формировать умения анализировать объекты с целью выделения признаков, формулировать проблему.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

  1. Самоопределение к деятельности

Включение в деловой ритм.

Мы – внимательные.

Мы – старательные.

Мы отлично учимся.

Всё у нас получится!

Начинаем урок русского языка. Назовите главные цели уроков русского языка.

Готовятся к работе.

Повторяют за учителем слова и движения.

Называют цели: учимся быть грамотными – это пригодится в жизни.

Личностные: готовность к обучению, отношение к учению.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

        2.Актуализация знаний

Послушайте загадку.

Назовёт любой предмет.

И на всё нам даст ответ.

Это главная часть речи,

Обозначает всё на свете.

-О какой части речи говорится в загадке?

-Как вы думаете, почему загадка про имя существительное?

- Сформулируйте тему урока.

-Какие знания у нас уже есть?

Отгадывают загадку.

Дети формулируют тему урока.

Называют известные сведения.

Регулятивные: 

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации.

        3.Локализация затруднений. Постановка учебной задачи.

-Давайте определим задачи урока.

 На экране – задачи урока.

-Повторим знания о существительных,  каждый сам себя оценит и выявит затруднения. Вместе наметим алгоритм  выхода из затруднения. Рассмотрите листы самоанализа.

Предложения детей.

  1. Повторить о склонении существительных.
  2. Вспомнить алгоритм определения падежей.
  3. Будем тренироваться в написании окончаний существительных.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебных задач.

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

4.Построение проекта выхода из затруднений.

-Прочитайте словосочетания:

Парад на площад…

Гуляли около речк…

Прочитала в книг…

-Определите, какие понятия нужно уточнить, чтобы правильно написать окончания существительных?

Дети читают словосочетания

Необходимо повторить склонение, падежи  существительных.

Повторить правило. На экране – схема-опора.

1скл -  ж.р. и м.р. – а, -я

2скл. – м.р. -, ср.р. – о,-е

3скл. – ж.р. -ь

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации.

        5. Этап реализации построенного проекта.

Прочитайте слова, распределите по склонениям.

(Сирень, облако, дождь, берёза, тополь, тетрадь, речка, деревня, поляна, ель, тень, ручей, изгородь)

-Проверка работы.

(Если допущены ошибки, то повторяется правило по схеме-опоре)

-Определите причину затруднения.

-Каким способом можно воспользоваться для устранения затруднений?

-Повторите правило на с.14, 16, 17.

Выполняют работу самостоятельно по эталону.

Оценивают свою работу в листах самоанализа.

Определяют причину затруднения и способ устранения.

Те дети, которые допустили  ошибки, проговаривают правило, приводят свои примеры имен существительных разных склонений.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Универсальные:

- анализ объектов с целью выделения признаков

Личностные

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

        6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

-Какие еще знания нужны для написания безударного окончания существительного?

-Повторим падежи и их вопросы.

 

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. Пошёл он к своей землянке,  а землянки нет уже следа.

Проверка работы с комментированием. Оцените свою  работу.

-Определите причину затруднения.

-Каким способом можно устранить причину затруднения?

Совет учителя.

-Сделайте индивидуальную памятку – таблицу, используя с.11 учебника.

Нужно знать падежи и их вопросы.

Дети называют. На экране – падежи и их вопросы.

Записывают текст, выполняют задание по эталону.

Самооценка.

Определяют причину и способ её устранения.

Дети, допустившие ошибки, проговаривают вопросы падежей.

Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные: контроль, саморегуляция, коррекция.

Принимать и сохранять учебную задачу, представлять информацию для решения учебных и практических задач

Личностные

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

-Проверим ваши знания о склонении существительных.

 Сравните падежные окончания существительных 1 склонения и 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.

Дифференцированная работа над пословицей. По желанию выбор  карточки с заданием: 1) составить пословицу из слов; 2) записать пословицу, употребив слова из скобок в нужном падеже.

  1. Букварь, без, математика, не, грамматика, учатся, и, и.
  2. Без букваря и грамматик.. не учатся и математик…

Проверка работы.

Проговаривание алгоритма написания окончания существительного.

Определить причину затруднения.

Определить способ устранения  затруднения.

Каким способом можно воспользоваться ещё?

Совет учителя.

Составьте памятку, схему- опору для индивидуальной работы по устранению затруднения.

Используя таблицу, дети делают вывод.

Р.п.—и

Д.п.- 1скл.  - е, 3скл.- и

П.п. – 1скл. –е, 3 скл. – и

Выбирают карточку и выполняют работу по эталону.

Проверка работы.

Самооценка работы.

Если допущены ошибки, дети проговаривают алгоритм работы при написании окончаний существительных.

Воспользоваться правилом: ударные и безударные окончания существительных в одном и том же падеже пишутся одинаково.

Регулятивные: целеполагание, самопроверка и взаимопроверка;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

        8.Этап включения в систему знаний и повторения.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.

Домашнее задание:

  1. Выполнить упражнение 211, с.99
  2. Составить тест по теме «Склонение имён существительных».
  3. Оформить алгоритм написания окончаний существительных для одноклассников.

Составим алгоритм написания безударного окончания существительного.

Напишите окончания  у существительных в словосочетаниях, которые мы прочитали в начале урока.

Проверка с комментированием.

-Повторите алгоритм написания окончания существительных.

-Оцените необходимость применения этого алгоритма.

Вспомните задачи урока.

Помогли ли они потренироваться в написании окончаний существительных?

Оцените важность данного урока для каждого из вас.

Подведем итоги самооценки, используя лист самооценки №1.

-У кого не возникли затруднения на уроке?

-Каким способом устранили затруднения или над чем еще надо поработать?

-Как далеко вы продвинулись , отметив результат на шкале?

Объяснение задания.

Наш урок подходит к концу. Мне понравилась ваша активная работа. Я уверена, что все трудности мы сможем преодолеть.

Выскажите своё мнение о его значимости для вас, используя лист самооценки №2.

-Наше знакомство с секретами русского языка продолжится на следующих уроках.

Грамматика, грамматика – наука очень строгая. Она трудна, но без неё плохое было бы житьё.

Желаю вам успехов в изучении русского языка.

Алгоритм.

  1. Определить склонение существительного, поставив его в начальную форму.
  2. Определить падеж существительного по вопросу.
  3. Написать окончание существительного.

ИЛИ

1.Поставить существительное в начальную форму.

2.Определить склонение.

3.Написать окончание , используя существительное с ударным окончанием.

Записывают, используя выбранный алгоритм.

Проверка и самопроверка.

Алгоритм поможет правильно писать окончания существительных, а,  значит, нам быть грамотными.

Называют задачи урока.

Высказывают своё мнение.

Называют способы или определяют пути устранения затруднений.

        

Рассказывают об успехах.

Выбирают задание, записывают в дневник.

Высказывания детей.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Универсальные:

- анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные: контроль, саморегуляция, коррекция.

Принимать и сохранять учебную задачу, представлять информацию для решения учебных и практических задач

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать свою работу, сравнивая её с эталоном.

Личностные

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 20" (урок-рефлексия)

Урок составлен на основе использования технологии деятельностного метода обучения. Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных...

План-конспект урока математики "Сравнение, сложение и вычитание величин", тип урока - рефлексия. 1 класс "ОС Школа 2100"

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО УЧЕБНИКУ Т. Е. ДЕМИДОВОЙ, С.А. КОЗЛОВОЙ (ОС ШКОЛА 2100). ПО ТЕМЕ "СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ВЕЛИЧИН". ТИП УРОКА - РЕФЛЕКСИЯ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ, ОТРАБОТК...

Урок математики "Решение уравнений и составных задач" 1 класс урок-рефлексия

Тема урока: "Решение уравнений и составных задач". Тип урока: урок-рефлексия....

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...

Урок русского языка. Программа «Школа России» Урок рефлексии .

Урок русского языка. Программа «Школа России» Урок рефлексии . Аудитория: 3 классУчитель: Токарева Наталья НиколаевнаЦель: закрепить умение распознавать части речи; развивать речевую деяте...

Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок рефлексии), 2 класс

Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" с использованием краткой записи. Обучающиеся ...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: текст-рассуждение( урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результатыПредметные:- знать: отличительные признаки текста рассуждения;- уметь: определять ...