Программа по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Рабочая программа предмета "Русский язык" для 2 класса составлена на основе ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 2 класс | 98.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Утверждено
на МО учителей директор школы
31 августа 2020 31 августа 2020
Протокол № 1 Приказ № 69
Председатель МО _______Е.В.Зонова
Сидорова З.М.
Программа по русскому языку
2 класс
Учитель: Макарова И.О.
МБОУ «Нововоскресеновская СОШ»
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык. 1-4 классы», являющейся составной частью системы учебников «Школа России».
Курс направлен на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; познание ребёнком окружающего мира и самого себя.
В системе общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.
Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Содержание программы представлено тремя содержательными линиями:
1. Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис).
2. Орфография и пунктуация.
З. Развитие речи.
Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности предполагает осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (а затем и развитие умения ученика самостоятельно ставить перед собой определённую задачу); формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.); развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Собственно лингвистическое (языковое) развитие представлено в курсе как
- осознание ребёнком того, что есть окружающий мир и что есть слова, всё в нём называющие;
- знание того, что слово образуется («рождается»), изменяется, используется в речи по определённым правилам;
- сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка;
- формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка;
- формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию;
- осознание ребёнком себя как носителя русского языка; развитие мотивов и средств речевой деятельности.
Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование правильности основных видов речевой деятельности – говорения, чтения и письма; речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других; словарного состава и синтаксического строя речи младших школьников, её диалогической и монологической форм; способности и готовности самостоятельно строить небольшие по объёму сообщения.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел | Кол-во часов | ||
1. | Наша речь | |||
Знакомство с учебником. Виды речи. | 1 | 4 | ||
Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | |||
Диалог и монолог. | 1 | |||
Проверка знаний. | 1 | |||
2. | Текст | |||
Текст. | 2 | 5 | ||
Что такое тема и главная мысль текста? | 1 | |||
Диктант №1. | 1 | |||
Работа над ошибками. | 1 | |||
3. | Предложение | |||
Предложение. | 2 | 12 | ||
Контрольное списывание №1. | 1 | |||
Члены предложения. | 5 | |||
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | 1 | |||
Анализ сочинений. | 1 | |||
Контрольный диктант №2. | 1 | |||
Работа над ошибками. | 1 | |||
4. | Слова, слова, слова… | |||
Слово и его лексическое значение. | 2 | 22 | ||
Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | |||
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 | |||
Синонимы и антонимы. | 3 | |||
Контрольный диктант №3. | 1 | |||
Работа над ошибками. | 1 | |||
Что такое родственные слова? | 2 | |||
Что такое корень слова? Однокоренные слова. | 2 | |||
Слог. Ударение. Перенос слова. | 5 | |||
Обучающее сочинение по серии картинок. | 1 | |||
Проверочная работа. | 1 | |||
Контрольный диктант №4. | 1 | |||
Работа над ошибками. | 1 | |||
5. | Звуки и буквы | |||
Звуки и буквы. | 1 | 34 | ||
Русский Алфавит или Азбука. | 2 | |||
Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | |||
Гласные звуки. | 1 | |||
Контрольный диктант №4. | 1 | |||
Работа над ошибками. | 1 | |||
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 5 | |||
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 3 | |||
Развитие речи. Обучающее сочинение. | 1 | |||
Диктант №6. Проверочная работа. | 1 | |||
Работа над ошибками. | 1 | |||
Как определить согласные звуки? | 1 | |||
Согласный звук [йʼ] и буква Й. | 2 | |||
Слова с удвоенными согласными. | 1 | |||
Развитие речи. | 1 | |||
Наши проекты. И в шутку и всерьёз. | 1 | |||
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 2 | |||
Мягкий знак. | 3 | |||
Контрольный диктант №7. | 1 | |||
Работа над ошибками. | 1 | |||
Проверочная работа. | 1 | |||
Наши проекты. Пишем письмо. | 1 | |||
Обобщающий урок. | 1 | |||
6. | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | |||
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | 1 | 29 | ||
Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | |||
Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». | 1 | |||
Контрольный диктант №8. | 1 | |||
Закрепление знаний. Работа над ошибками. | 1 | |||
Наши проекты. Рифма. | 1 | |||
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя. | 3 | |||
Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | |||
Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | |||
Проверка парных согласных в корне слова. | 3 | |||
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова. | 4 | |||
Проверка знаний. | 1 | |||
Диктант №9. | 1 | |||
Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 4 | |||
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | 1 | |||
Контрольное списывание №2. | 1 | |||
Обучающее сочинение «Зимние забавы». | 1 | |||
Проверка знаний. | 1 | |||
Обобщение изученного материала. | 1 | |||
7. | Части речи | |||
Части речи. | 2 | 47 | ||
Имя существительное. | 1 | |||
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | |||
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква. | 5 | |||
Обучающее изложение. | 1 | |||
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 | |||
Диктант №10. | 1 | |||
Работа над ошибками. | 1 | |||
Единственное и множественное число имён существительных. | 3 | |||
Обучающее изложение. | 1 | |||
Проверка знаний. | 1 | |||
Диктант №11. | 1 | |||
Работа над ошибками. | 1 | |||
Что такое глагол? | 3 | |||
Единственное и множественное число глаголов. | 2 | |||
Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | |||
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». | 1 | |||
Что такое текст-повествование? | 1 | |||
Проверка знаний. | 1 | |||
Что такое имя прилагательное. | 1 | |||
Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | |||
Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 | |||
Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 | |||
Что такое текст-описание? | 1 | |||
Проверка знаний. | 1 | |||
Общее понятие о предлоге. | 1 | |||
Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | |||
Восстановление предложений. | 1 | |||
Проверка знаний. | 1 | |||
Диктант №12. | 1 | |||
Работа над ошибками. | 1 | |||
Что такое местоимение. | 2 | |||
Что такое текст-рассуждение? | 1 | |||
Проверка знаний. | 1 | |||
Контрольный диктант №13. | 1 | |||
Работа над ошибками. | 1 | |||
8. | Повторение. | |||
Наши проекты. В словари – за частями речи! | 1 | 17 | ||
Повторение по теме «Текст». | 1 | |||
Сочинение по картине. | 1 | |||
Повторение по теме «Предложение». | 2 | |||
Повторение по теме «Слово и его значение». | 1 | |||
Повторение по теме «Части речи». | 2 | |||
Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 | |||
Повторение по теме «Правила правописания». | 1 | |||
Контрольное списывание №3. | 1 | |||
Повторение и закрепление изученного материала. | 5 | |||
Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс. | 1 | |||
9. | Итого. | 170 |
Примерный график проведения контрольно-измерительных работ
Период обучения | Словарные диктанты | Контрольное списывание | Контрольные диктанты | Проверочные работы |
1 четверть | 4 | 1 | ||
2 четверть | 3 | 1 | ||
3 четверть | 4 | 1 | ||
4 четверть | 3 | 1 | ||
Итого: | 14 | 4 | 13 | 10 |
Развитие речи
Изложения | Сочинения | |
1 четверть | ||
2 четверть | ||
3 четверть | ||
4 четверть | ||
Итого: | 7 | 6 |
Виды контрольно-измерительных материалов
Вид работы | Количество за год | № урока |
Контрольное списывание | 3 | 12, 103, 164 |
Обучающее изложение | 7 | 28, 71, 79, 91, 95, 116, 123 |
Обучающее сочинение | 6 | 18, 39, 59, 104, 141, 156 |
Контрольный диктант | 13 | 8, 20, 29, 42, 49, 60, 74, 81, 97, 118, 125, 147, 153 |
Проект | 4 | 65, 76, 83, 154 |
Словарный диктант | 14 | 1 раз в две недели |
Тест | 5 | 4, 34, 41, 104, 146 |
Проверь себя | 11 | 9, 19, 40, 73, 86, 96, 105, 124, 135, 142,146 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (170 часов)
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов или сочинений по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места, смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные гласные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на
-мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка во втором классе дети научатся:
- понимать, что предложение - это основная единица речи;
-понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;
- грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
- различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
- различать главные члены предложения;
- понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме; различать словосочетание и предложение;
- понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
- понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
- различать деление слов на слоги и для переноса;
- понимать влияние ударения на смысл слова;
- различать звуки [и] и [йʼ] и буквы, их обозначающие;
- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
- понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
- верно употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во втором классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря;
- составления предложений на заданную тему;
- употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
- оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
- самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования; поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
- орфографической грамотности речи учащихся;
- проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов;
- деления слов на слоги и переноса слов;
- правильного написания слов с буквой й;
- обозначения мягкости согласных на письме;
- написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
- употребления прописной буквы в именах собственных;
- работы со словарём (использование алфавита);
- каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
- письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Данная программа обеспечивает продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, «чувства гордости» за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и, прежде всего, в его словарном составе), и социокультурных изменений окружающею мира;
3) формирование уважительного отношения к «иному мнению», истории и культуре других народов;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение осознанными навыками построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всём его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
13) овладение базовыми, предметными и межпредметными понятиями,
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием курса «Русский язык».
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
5) умение ориентироваться в целях, задачах, «средствах и условиях общения», выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;
6) умение находить, сравнивать; классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объёме изученного);
7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
8) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
9) способность проверять написанное.
СИСТЕМА ОЦЕНКИДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен». Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой отметки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013.
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013. – (В помощь школьному учителю.)
НОРМЫ ОТМЕТОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами. Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль успешного обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем со второго класса.
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идёт формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Объём диктанта:
1 – 2 четверть | 3 – 4 четверть | |
1-й класс | 15-17 слов | 15-17 слов |
2-й класс | 25-35 слов | 35-52 слова |
3-й класс | 45-53 слова | 53-73 слова |
4-й класс | 58-77 слов | 76-93 слова |
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК И НЕДОЧЁТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СНИЖЕНИЕ ОТМЕТКИ
Организация и проведение диктанта
Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи ещё раз.
После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора. Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут, в 1-м классе - не более 35 минут.
Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.
Отметка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Отметка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Отметка "2" ставится за диктант, в котором более 5 ошибок; работа написана неряшливо.
Отметка "1" ставится, если в работе, более 8 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
ПРИ ОЦЕНИВАНИИ ТЕКУЩИХ И ИТОГОВЫХ ПРОВЕРОЧНЫХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ СОБОЙ СПИСЫВАНИЕ ТЕКСТА (С УЧЕБНИКА, ДОСКИ, С КАРТОЧКИ И Т.Д.), ПРИМЕНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ НОРМЫ:
Отметки | Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок, при которых выставляются отметки | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
"5" | без ошибок | без ошибок | без ошибок | 1 исправление |
"4" | 1-2 ошибки и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление |
"3" | 3 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление |
"2" | 4 ошибки | 3 ошибки | 3 ошибки | 3 ошибки |
ПРИ ОЦЕНИВАНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ РЕКОМЕНДУЕТСЯ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИМ:
- главными критериями отметки является обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
- умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
- умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Отметка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил, и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Отметка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 ошибки).
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 4-5 и более ошибок).
В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера – примерно один раз в 10-15 дней.
Объём текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объёма текстов диктантов. В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценивания изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность.
ПРИ ПРОВЕРКЕ ИЗЛОЖЕНИЙ И СОЧИНЕНИЙ ВЫВОДИТСЯ 2 ОТМЕТКИ:
ЗА СОДЕРЖАНИЕ И ГРАМОТНОСТЬ.
Отметка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочёты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).
Отметка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передаётся авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Отметка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Отметка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Отметка "1" ставится, если в работе совсем не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в две недели). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.
Объём словарных диктантов:
2 класс 8 - 10 слов,
3 класс 10 - 12слов,
4 класс 12 -15 слов.
ОЦЕНИВАНИЕ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ:
Отметка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;
Отметка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;
Отметка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;
Отметка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.
ТЕСТ.
Отметка "5" если верно выполнено более 3/4 заданий.
Отметка "4" ставится, если верно выполнено 3/4 заданий.
Отметка "3" ставится, если верно выполнено 1/2 заданий.
Отметка "2" ставится, если верно выполнено менее ½ заданий.
ПРИМЕЧАНИЕ
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Исправления, которые сделал учащийся, влияют на отметку в таком виде работ, как контрольное списывание. Учитывается только последнее написание. (Даже если правильное написание исправлено на неправильное написание буквы в слове).
Памятка 1
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
- Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
- Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
- Выдели орфограммы в списываемом предложении.
- Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).
- Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
- Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
- Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах (1 класс).
- Выдели изученные орфограммы в словах. (2-4 класс).
Памятка 2
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ДИКТАНТУ
- Прочитай текст (предложения, словосочетания, слова). Выясни смысл непонятных слов.
- Найди в каждом предложении слова, написание которых надо проверить. Определи в каждом таком слове орфограммы. Вспомни правило и объясни, почему так пишется слово.
- Если не знаешь, как проверить написание слова, то запомни, как оно написано.
- Обрати внимание на употребление знаков препинания в предложении.
- Внимательно записывай каждое слово.
Памятка 3
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПИСЬМУ ПО ПАМЯТИ
- Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём или о ком говорится в тексте.
- Найди в словах изученные орфограммы и слова, написание которых вызвало у тебя затруднение. Вспомни правило и объясни написание этих слов.
- Обрати внимание на знаки препинания, а в стихотворном тексте на расположение строк.
- Выучи текст наизусть.
- Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая по слогам каждое слово. Закрой книгу и напиши текст. Проверь себя.
- Прочитай написанное по слогам, сравни с исходным текстом.
Памятка 4
КАК НАЙТИ КОРЕНЬ СЛОВА
- Прочитай слово. Выясни его смысл.
- Подбери к слову родственные (однокоренные) слова. Помни: они близки по смыслу и имеют общую часть.
- Сравни родственные слова и выдели их общую часть. Это и будет корень.
- Выдели корень слова знаком :
осина, осинка, осиновый
Памятка 5
КАК ПРОВЕСТИ ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ РАЗБОР СЛОВА
- Произнеси слово и послушай себя.
- Произнеси слово целиком с выделением ударного слога и по слогам. Определи количество слогов в слове.
- Произнеси слово, выделяя голосом каждый звук по порядку.
- Произнеси каждый звук, охарактеризуй его: гласный (ударный, безударный), согласный (звонкий /сонорный/ или глухой; твёрдый или мягкий).
- Скажи, какой буквой обозначен на письме каждый звук.
- Посчитай количество букв и звуков.
Календарно – тематическое планирование уроков русского языка
2 класс
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ УРОКОВ В ПЛАНИРОВАНИИ:
К – комбинированный;
ОУ – обобщающий урок;
УИНЗ – урок изучения новых знаний;
КЗУН – контроль знаний, умений и навыков;
РР – развитие речи;
УПиС – урок повторения и систематизации;
УП – урок – проект.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Дата (план) | Дата (факт) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Часть I НАША РЕЧЬ (4 ч) | ||||
1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | К | ||
2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | К | ||
3 | Как отличить диалог от монолога? | К | ||
4 | Тест № 1. Проверь себя. | КЗУН | ||
ТЕКСТ (5 ч) | ||||
5 | Что такое текст? (Словарный диктант.) | УИНЗ | ||
6 | Что такое тема и главная мысль текста? | К | ||
7 | Части текста. | К | ||
8 | Обобщение знаний о тексте. Диктант № 1 с дополнительным заданием. | ОУ | ||
9 | Работа над ошибками. Проверь себя. | |||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (12 ч) | ||||
10 | Что такое предложение? | УИНЗ | ||
11 | Как из слов составить предложение? | К | ||
12 | Контрольное списывание № 1. | КЗУН | ||
13 | Что такое главные члены предложения? | К | ||
14 | Что такое второстепенные члены предложения (без деления на виды)? | К | ||
15 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. (Словарный диктант.) | К | ||
16 | Что такое распространённые и нераспространён- ные предложения? | К | ||
17 | Как установить связь слов в предложении? | К | ||
18 | Обучающее сочинение № 1 по репродукции И.С. Остроухова «Золотая осень». | РР | ||
19 | Члены предложения. Закрепление. Проверь себя. | УПиС | ||
20 | Контрольный диктант № 2. «Предложение». | КЗУН | ||
21 | Работа над ошибками. | УПиС | ||
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА. (22 ч) | ||||
22 | Что такое лексическое значение слова? | УИНЗ | ||
23 | Что такое лексическое значение слова? | УИНЗ | ||
24 | Что такое однозначные и многозначные слова? | К | ||
25 | Что такое прямое и переносное значение слов? (Словарный диктант.) | К | ||
26 | Что такое синонимы? | УИНЗ | ||
27 | Что такое антонимы? | УИНЗ | ||
28 | Изложение № 1 на основе зрительного восприятия текста по вопросам. | РР | ||
29 | Контрольный диктант № 3. | КЗУН | ||
30 | Работа над ошибками. Что такое родственные слова? | К | ||
31 | Что такое родственные слова? | К | ||
32 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | К | ||
33 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | К | ||
34 | Обобщение. Тест № 2. | УПиС | ||
35 | Какие бывают слоги? (Словарный диктант.) | УИНЗ | ||
36 | Как определить ударный слог? | К | ||
37 | Как определить ударный слог? | К | ||
38 | Как переносить слова с одной строки на другую? | К | ||
39 | Обучающее сочинение №2 по серии сюжетных рисунков. | РР | ||
40 | Упражнение в переносе слов. Проверь себя. | К | ||
41 | Тест № 3. Проверочная работа. | КЗУН | ||
42 | Контрольный диктант № 4 по темам раздела «Слова, слова, слова…» | КЗУН | ||
43 | Работа над ошибками. | УПиС | ||
ЗВУКИ И БУКВЫ (34 ч) | ||||
44 | Как различить звуки и буквы? (Словарный диктант.) | УИНЗ | ||
45 | Как мы используем алфавит? | УИНЗ | ||
46 | Как мы используем алфавит? Закрепление. | К | ||
47 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | К | ||
48 | Как определить гласные звуки? | К | ||
49 | Контрольный диктант №5. | КЗУН | ||
50 | Работа над ошибками. Работа с текстом. | РР | ||
51 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | УИНЗ | ||
52 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | К | ||
53 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | К | ||
54 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Закрепление. (Словарный диктант.) | К | ||
55 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | К | ||
56 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | К | ||
57 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | К | ||
58 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Закрепление. | К | ||
59 | Обучающее сочинение №3 по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство». | РР | ||
60 | Контрольный диктант № 6. | КЗУН | ||
61 | Работа над ошибками. Проверь себя. | УПиС | ||
62 | Как определить согласные звуки? | К | ||
63 | Восстановление деформированного текста. | РР | ||
64 | Согласный звук [Йʼ] и буква И краткое. (Словарный диктант.) | К | ||
65 | Слова с удвоенными согласными. | К | ||
66 | Коллективное составление рассказа по опорным словам и репродукции картины А.С. Степанова «Лоси». | РР | ||
67 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | УИНЗ | ||
68 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | К | ||
69 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | К | ||
70 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | К | ||
71 | Изложение № 2 по коллективно составленному плану. | РР | ||
72 | Закрепление знаний о правописании мягкого знака в словах. (Словарный диктант.) | УПиС | ||
73 | Проверь себя. | УПиС | ||
74 | Контрольный диктант № 7. | КЗУН | ||
75 | Работа над ошибками. Работа с текстом. | РР | ||
76 | Наши проекты. «Пишем письмо Деду Морозу». | УИНЗ | ||
77 | Обобщающий урок. | |||
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (29 Ч) | ||||
78 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | К | ||
79 | Обучающее изложение № 3. Гнездо ласточек. (По Л.Н. Толстому) | РР | ||
80 | Повторение темы: «Твёрдые и мягкие согласные». | УПиС | ||
81 | Контрольный диктант № 8. | КЗУН | ||
82 | Работа над ошибками. Закрепление знаний. | УПиС | ||
83 | Наши проекты. «Рифма». | УИНЗ | ||
84 | Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. | К | ||
85 | Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. Закрепление. (Словарный диктант.) | К | ||
86 | Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. Проверь себя. | К | ||
87 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | УИНЗ | ||
88 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | К | ||
89 | Проверка парных согласных в корне слова. | К | ||
90 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | К | ||
91 | Проверка парных согласных. Изложение № 4 повествовательного текста. Умная галка. (по Л.Н. Толстому) | РР | ||
92 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. | УИНЗ | ||
93 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | К | ||
94 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | К | ||
95 | Изложение № 5 повествовательного текста по вопросам плана. | РР | ||
96 | Проверь себя. | КЗУН | ||
97 | Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием по теме «Правописание парных согласных на конце слова». | КЗУН | ||
98 | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | ОУ | ||
99 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. (Словарный диктант.) | |||
100 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | К | ||
101 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | УПиС | ||
102 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | ОУ | ||
103 | Контрольное списывание №2. | КЗУН | ||
104 | Обучающее сочинение №4 «Зимние забавы». | РР | ||
105 | Проверь себя. | КЗУН | ||
106 | Обобщение знаний. (Словарный диктант.) | ОУ | ||
ЧАСТИ РЕЧИ (47 Ч) | ||||
107 | Что такое части речи? | УИНЗ | ||
108 | Что такое части речи? | К | ||
109 | Что такое имя существительное? | УИНЗ | ||
110 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | К | ||
111 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных | УИНЗ | ||
112 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах отчествах, фамилиях людей. | К | ||
113 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет | К | ||
114 | Заглавная буква в написании кличек животных. (Словарный диктант.) | РР | ||
115 | Заглавная буква в географических названиях. | К | ||
116 | Обучающее изложение № 6. | РР | ||
117 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | ОУ | ||
118 | Контрольный диктант №10. | КЗУН | ||
119 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. | УПиС | ||
120 | Единственное и множественное число имён существительных. | УИНЗ | ||
121 | Единственное и множественное число имён существительных. | К | ||
122 | Единственное и множественное число имён существительных. | К | ||
123 | Подробное обучающее изложение №7 повествователь- ного текста по данным вопросам. | РР | ||
124 | Проверь себя. | КЗУН | ||
125 | Контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | КЗУН | ||
126 | Работа над ошибками. Закрепление знаний. | ОУ | ||
127 | Что такое глагол? (Общее представление). | УИНЗ | ||
128 | Что такое глагол? (Словарный диктант.) | К | ||
129 | Что такое глагол? Упражнения в распознавании глаголов. | К | ||
130 | Единственное и множественное число глаголов. | УИНЗ | ||
131 | Единственное и множественное число глаголов. | К | ||
132 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | УИНЗ | ||
133 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | ОУ | ||
134 | Что такое текст – повествование? Какова в нём роль глаголов? | К | ||
135 | Проверь себя. | КЗУН | ||
136 | Что такое имя прилагательное? (Словарный диктант.) | УИНЗ | ||
137 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | К | ||
138 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | К | ||
139 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | УИНЗ | ||
140 | Что такое текст-описание? | К | ||
141 | Обучающее сочинение № 5. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | РР | ||
142 | Проверь себя. | КЗУН | ||
143 | Что такое местоимение? | УИНЗ | ||
144 | Что такое местоимение? Закрепление. | К | ||
145 | Что такое текст-рассуждение? | К | ||
146 | Проверь себя. Тест № 4. | КЗУН | ||
147 | Контрольный диктант № 12 с грамматическим заданием по теме «Местоимения». | КЗУН | ||
148 | Работа над ошибками. | ОУ | ||
149 | Общее понятие о предлоге. | УИНЗ | ||
150 | К | |||
151 | Редактирование и восстановление деформированного повествовательного текста. (Словарный диктант.) | РР | ||
152 | Проверь себя. | КЗУН | ||
153 | Контрольный диктант № 13. «Части речи». | КЗУН |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку влючает в себя календарно-тематическое планирование....
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...