План - конспект "Звуки и буквы. Гласные звуки. Безударные гласные в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шалашова Татьяна Александровна

План - конспект

"Звуки и буквы. Гласные звуки. Безударные гласные в корне слова"

Цели урока:

1.Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне.

2.Развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План - конспект

"Звуки и буквы. Гласные звуки. Безударные гласные в корне слова"

Фамилия имя  отчество - Шалашова Татьяна Александровна

Место работы - МАОУ Домодедовская СОШ №1 Московской области

Должность - учитель начальных классов

Предмет - русский язык

Класс - 2 «В»

Тема и номер урока в общей теме - " Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"

 1 урок

Базовый учебник - В. П. Канакина, В.Г.Горецкий " Русский язык"

Цели урока:

1.Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне.

2.Развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

Задачи:

обучающие

  • Сформировать представление о том, что обозначение безударных гласных на письме может расходиться с произношением.

развивающие

  • Развивать умение делать  выводы, осуществлять самоконтроль, умение работать в парах.

воспитательные

  • Воспитывать любознательность, дисциплинированность, аккуратность, заинтересованность в процессе обучения, любовь к природе.

Планируемые результаты.

Учащиеся научатся:

1.Различать формы слова и однокоренные слова.

2. Видеть орфограмму в слове.

3. Доказывать своё мнение.

Тип урока- комбинированный

Формы работы учащихся - фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор.

Ход урока.

I. Организационный момент.  (Слайд 1-2)

Учитель приветствует учащихся:

Долгожданный дан звонок,                                                                                        Начинается урок.                                                                                                                    Ну-ка, посмотри, дружок.                                                                                                   Ты готов начать урок?                                                                                                       Все ль на месте? Все ль в порядке?                                                                             Ручки, книжки и тетрадки?                                                                                               Все ли правильно сидят?                                                                                            Все ль внимательно глядят?                                                                                    Проверили, садитесь,                                                                                                                       С усердием трудитесь!

-Итак, урок русского языка. (Слайд 3)

Эмоциональный настрой уч-ся:

Учитель: Доброе утро, ребята, гости.

                 Придумано кем-то просто и мудро:

                 При встрече здороваться «Доброе утро!»

                 Доброе утро деревьям и птицам!

               Доброе утро улыбчивым лицам!

               И стало вокруг все добрым, доверчивым.

               Пусть доброе утро длится до вечера!

               Посмотрите друг на друга! Улыбнитесь друг другу!

Урок сегодня у нас необычный. На урок пришли  гости – педагоги.

- Вспомним волшебное правило:                                                                                         Тетрадь с наклоном положу,                                                                                       Ручку правильно держу.                                                                                             Сяду прямо, не согнусь,                                                                                                        За работу я примусь.                                                                                                                                 (Учащиеся записывают число, классная работа.)

II. Актуализация знаний       

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)   (Слайд 4-5)                                                                     - С какого звука начинается это слово? (О)                                                                           - Этот звук ударный или безударный?                                                                               - Какой буквой на письме мы обозначаем звук (о)?                                                - Сегодня на минутке чистописания мы вспомним письмо букв Оо.

- Минутка чистописания       

(На доске запись.)

Оо                                                                                                                                          об ов ог ол од оро оло ово ого                                                                                             Ос.нь з.л.тая ш.гает по з.мле.

- Вставьте пропущенные буквы (Дети объясняют написание слов с пропущенными буквами.)      (Слайд 6)                                                                             

- Спишите, вертикальной чертой разделите слова на слоги.                                                    - Выпишите слово осень, подберите к нему однокоренные слова. Выделите в них корень.                                                                                                      Подчеркните главные члены предложения.

III.Самоопределение к деятельности

Учитель:

-В предложении, которое вы записали, поставьте ударение, подчеркните безударные  гласные.

-Какие звуки вы слышите на месте гласных букв? (Ответы учащихся.)

Вывод:  ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся.

Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.                                   - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Слайд 7)

IV. Работа по теме урока.

Учитель:

-Откройте учебники на стр.93, прочитайте тему урока. (Правописание    слов с безударным звуком в корне.)

- Чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться правильно писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.) (Слайд 8)

-Что такое корень? (Главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов.)

  Упр. 141 (стр.93)   (Слайд 9)

-Прочитайте четверостишие.

- Что обозначает выражение скучная пора? ( Время года, когда идут дожди, холодно, невесело.) (Слайд 10)

-Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в    словах. (Слайд 11-12)

-Какие гласные называются ударными? ( Те, на которые падает ударение.) Физминутка    (Слайд 13)

Разыгрался ветер на лесной поляне,

Закружил осинку в красном сарафане.

И листок с березы золотистой пчелкой

Вьется и кружится над колючей елкой.

Облетели листья клена,

Клен от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковер лежит.                                  (В руках детей кленовые листочки.)

упр. 142 (стр.93)

- Прочитайте, первую пару слов. Чем отличаются слова?

(Тигр - один,  тигры - много.) ( Отличаются количеством предметов.)

-Чем отличаются слова во второй паре? (Они обозначают один и тот же предмет, но берёза - одна, а берёзы – много.)

- Это формы одного и того слова.

- Прочитайте слова  второй группы. Можно сказать, что тигр и тигрёнок - это одно и то же слово? ( Нет. Тигр - взрослое животное, а тигрёнок - детёныш тигра. Это однокоренные слова.)

- Берёза и берёзовый - это формы одного слова или однокоренные слова?                     ( Это однокоренные слова, у них разное лексическое значение. Берёза - дерево, а берёзовый - это то, что из берёзы.)

- Что записано в 1 столбике? (Формы одного слова.)

- Что  записано во втором столбике? ( Однокоренные слова.)

Прочитайте вывод.

V. Закрепление изученного материала.

Упр.143( стр.94)

-Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова.

   Как произносятся эти слова? (Они произносятся  одинаково.)

- Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?

- Кто  сможет проверить безударные гласные в этих словах? (валы - вал, волы - вол)  (Слайд 14)

(Аналогично рассматривается вторая пара предложений.)

-Какой вывод можете сделать? (Безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково.)

- Найдите среди предложений пословицу. ( До поры до времени не сеют семени.)

- Объясните её смысл. (Не нужно спешить  с важным делом.)

- Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные  гласные.

- Прочитайте, на что нужно обратить  внимание. 

Физминутка.  (гимнастика для глаз)  (Слайд 15)

Упр. 144 (стр.94)   (Слайд 16)

- Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова? (В первой группе.)

-Где записаны однокоренные слова? ( Во второй группе.)

- Запишите слова так же как в учебнике. Поставьте ударение.

-Выполните задания по учебнику.

-Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? (Они  пишутся одинаково.)

Главное правило русского языка  говорит:  Корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того как произносится.

-Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

-Прочитайте правило.

-Что такое проверяемое слово? (Слово, в котором нужно проверить безударную гласную)

- Что такое проверочное слово? (Слово, в котором проверяемая буква находится под ударением.)

VI .Рефлексия

Карточки

Игра-соревнование «Не ошибись»  (Слайд 17) (работа в парах)

- Какие буквы вставили в слова? Почему?

 (Самооценка с помощью смайликов.)  (Слайд 18)

Оценки за урок.

VII. Подведение итогов урока   (Слайд 19-23)

-Какие гласные звуки необходимо проверять?

-Как правильно написать безударный звук в корне слова?

-Что такое проверочное слово?

VIII. Домашнее задание   (Слайд 24)

Карточка

- Какая гласная пропущена? Соедини линией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

План - конспект урока на тему "Правописание безударной гласной в корне слова"

План - конспект урока по русскому языку для 2 класса  на тему  "Правописание безударной гласной в корне слова"...

Презентация "Звуки и буквы. Гласные звуки. Безударные гласные в корне слова"

Цели урока:1.Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне.2.Развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.Задачи:обучающиеСформировать представление о т...