Суффикс как часть слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Викулова Евгения Брониславовна

Класс: 2 класс

Предмет: русский язык

Тема программы: «Состав слова»

Тема урока: «Суффикс как часть слова»

Тип урока: изучения нового учебного материала

Цель методическая: формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) посредством проведения деловой игры по теме:«Суффикс как часть слова»

Технология: технология критического мышления

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiks_kak_chast_slova_2_klass.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

 

Класс: 2 класс

Предмет: русский язык

Тема программы: «Состав слова»

Тема урока: «Суффикс как часть слова»

Тип урока: изучения нового учебного материала

Цель методическая: формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) посредством проведения деловой игры по теме:«Суффикс как часть слова»

Технология: технология критического мышления

Цели образования:

 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

 - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

-развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в парах на основе диалога;

- формирование умения работать в группах в режиме интерактивного обучения (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремления совершенствовать свою речь.

Материально-техническое обеспечение урока:

Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Вызов

Настрой на работу

Утром солнышко проснулось,

Улыбнулось, потянулось.

И, отбросив одеяло

На зарядку побежало.

Крюки Денисона - снижение уровня тревоги:

а) руки и ноги в замок, глаза закрыты, нос вверх, язык за верхними зубами, дышим;

б) ноги параллельно, пальцы рук сомкнуты (держат солнышко), нос вниз, язык за верхними зубами, дышим - углубляющий позитив. Подарите улыбку солнышку, друг другу.

КВН начинает деловую игру, за каждый правильный ответ - фишка

 
 

 Организационный
(дети рассажены по группам)

Приветствует обучающихся, настраивает на работу
 

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

 формирование  умения слушать и слышать.

Каллиграфическая минутка + словарная работа.  Правописание заглавных и строчных букв

ЭОР №1

-Какие буквы пропущены? Как проверить? Демонстрирует учащимся  буквы КРНЬ. Уточняет, что данные буквы в пути потеряли гласные буквы. Просит подумать. Какие гласные убежали из слова.

Проверьте в парах.

Придумайте сказку, как потерялись глас-ные буквы в слове.

Наблюдение. Письмо по памяти.

Прием самоконтроля «Сосед по парте»

Прием коммуникутивных УУд «Придумай сказку»

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока
 

 Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимопроверку, сравнивают произношение слов с их написаниемОбъясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма.

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;


 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока, составление таблицы    «З-Х-У».

ЭОР №2

-Назовите «лишнее» слово.

-Как ещё можно назвать ученика? (школьник)

-Кто это, где учится?

(школа, школьник)

-Как назвать эти слова?

(однокоренные)

-Запишите, выделите корень и окончание в тетрадях и на листочках. (Проверка)

Проверим, в каком слове не все части выделили?

-Что мы знаем о составе слова?

     З

Части слова: корень, окончание, основа

-Что хотите узнать?

     Х

Часть слова между корнем и окончанием.

Наблюдение, проблемная ситуация, анализ

Прием самокотроля «Исправь ошибку сам»

Подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока

Предлагает учащимся задания на развитие орфографической зоркости и умение находить в однокоренных словах корень.

Организует работу с ЭОР (демонстрирует задание на экране)

Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Осмысление

Работа с информацией, осмысленное чтение

  Прочитайте материал на с.108 учебника; материал из дополнительных источников. Подумайте, что узнали, изобразите на листах.

Поиск  и выбор информации, её систематизация

Организует работу детей в группах, подводит итоги этапа конкурса

Чтение и выбор информации, заполнение таблицы на листочках, обобщение ответов

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи

Личностные

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Закрепление +динамическая минутка

Развитие умения распозна-вать и выделять морфемы

Проверка понимания способа действия.

Конкурс «Животные и их детёныши»

а) –Угадайте загадки, изобразите отгадки:

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

                        (слон)

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

                         (волк)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

                      (медведь)

б)-У слов, записанных под картинками, выделите корень, суффикс и окончание.

-Каково значение суффикса в данных словах?

в)-Только ли названия детёнышей образуются при помощи суффиксов?

-Сочини загадку по анаалогии.

Динамическая пауза

Наблюдение, анализ

с/р

прием коммуникативных УУД «Сочинение загадки по аналогии»

Организует отдых детей

Указывает объект наблюдения, подводит итоги конкурса на данном этапе

Организует составление алгоритма выполнения упражнения

Отгадывание загадки, пантомима,

называние детёнышей животных.

Разбирают слова по составу, сравнивают ответы

Составление алгоритма, самостоятельное выполнение в тетрадях и за доской, проверка

Познавательные:

-выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

-составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные:

 - - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия

Обощение составление 3 столбика таблицы    «З-Х-У».

-Что же мы узнали о суффиксе?

Обобщение, синтез

Организует

повторение, подводит итоги  

Заполняют 3-й столбец – «узнали»

Минутка релаксации

Проверка понимания темы.

-Послушайте песню «С чего начинается Родина», представьте свое любимое место.

-А можно ли человека назвать, указав при этом на место его жительства?

-Разберём упражнение 3 на с.109 (по 2 примера)

 - а теперь, ребята, каждый поставит себя на «Лестнице успеха»

Релаксация

Наблюдение, с/р, по1 человеку – у доски

- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

Прием самооценки «Лестница успеха»

Организует отдых,

указывает объект наблюдения, подводит итоги.

Включает игру на компьютере.

Составление алгоритма, самостоятельное выполнение в тетрадях и на доске, проверка.

Работают на нетбуке, дети – в тетради

Регулятивные:

 - умение действовать по плану

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Подведение итогов,  домашнее задание. Составление синквейна

-Что нового узнали на уроке?

Синквейн

Суффикс

Образующий, ласкательный

Указывает, ласкает, уменьшает,

Часть слова между корнем и окончанием.

Морфема.

Обобщение, синтез

Подводит итоги урока, к обобщению

темы, составление синквейна.

Составление синквейна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока "Суффикс как часть слова"

Конспект урока с использованием интерактивной доски 2класс "Суффикс как часть слова".На данном уроке дети знакомятся с новой частью слова в увлекательном морском путешествии....

Урок русского языка. Тема: "Суффикс - значимая часть слова". 3 класс.

Урок русского языка.  3 класс "Суффикс - значимая часть слова"...

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...

Урок по русскому языку "Части слова. Суффикс как часть слова" (ТРКМ). Система РО Занкова Л.В. 2 класс.

Урок в технологии развития критического мышления. Главная цель ТРКМ - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Достоинства данной технологии: ориентирова...

Урок русского языка 3 класс Программа «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса

Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса...