Поурочное планирование урока по русскому языку ля 4 класса
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса на тему:" Дательный падеж".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12.01._datelnyy_padezh.docx | 68.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 12.01. 2021год
Тема: Дательный падеж имен существительных.
Цель: способствовать формированию представлений об особенностях дательного падежа имени существительного.
Задачи: актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;
- познакомить с наиболее употребительными значениями имен существительных в форме дательного падежа;
- формировать умение правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже;
- развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, умения работать с текстом;
- создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Мы начинаем урок. Но сначала, я предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться и пожелать хорошего урока.
- На столах у вас лежат карты самоконтроля. В первом кружочке нарисуйте своё настроение.
Карта самоконтроля
Моё настроение в начале урока | |
Вставил окончания существительных в дательном падеже | |
Применение правила на письме (упр.130) | |
Применение правила на письме (закрепление) | |
Моё настроение в конце урока |
- Теперь с хорошим настроением мы начинаем урок.
I.Минутка каллиграфии.
- Запишите предложение, соблюдая каллиграфию и подумайте, какой смысл кроется в этой пословице.
Человеку по работе воздаётся честь.
- Как вы её понимаете?
- Запишите предложение, обозначьте падеж имён существительных.
( Честь – И., воздаётся (кому? чему?) человеку – Д., воздаётся ( по чему? Кому? По работе – Д.)
1.Введение в тему и постановка задачи урока.
Школа, учитель, от ученика, для друга, тетрадь, сестру, к дому, книга, из здания.
- Запишите слова в 2 столбика, разделив их на группы.
Уч.- По какому признаку вы разделили слова на две группы?
Д.- Эти имена существительные находятся в Им. и Род. Падежах.
Уч.- На какие вопросы отвечают имена существительные в Им. п?
Уч.- Назовите отличительные признаки имён существительных в Им. п.
Уч.- На какие вопросы отвечают имена существительные в Род. п?
Уч.- Что вы можете сказать об именах существительных Род. п?
Уч.- Какое слово не записали ни в первую, ни во вторую группу? Почему?
( потому что отвечает на другой вопрос)
Уч.- Сформулируйте тему нашего урока, ориентируясь на карточки, к какому падежу это относится.
( на доске карточки: Кому? Чему? К, по предмет, к которому направлено действие – это относится к дательному падежу)
1.Актуализация знаний и постановка учебной программы.
Уч.- Прочитайте строки из сказок.
Гости князю поклонились.
Воротился старик ко старухе.
Гости к пристани идут.
Вот пошёл он к синему морю.
Уч.- Откуда эти строчки?
Д.- А.С. Пушкин.
«Сказка о царе Салтане …», «Сказка о золотой рыбке».
Уч.- У выделенных существительных определите падеж, выделите окончания. Что заметили?
Д.- Все существительные стоят в Д. п., но имеют разные окончания.
IV. Постановка проблемы.
- Почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном падеже? ( Высказывают свои предложения).
- Давайте постараемся решить эту проблему на нашем уроке.
Поиск решения.
Физкультминутка.
( Раз подняться, подтянуться…)
V. Работа в группах.
- Сегодня на уроке русского языка вы будете в роли исследователей.
Задание для 1 группы:
Приближался ( к чему?) к воде, к речке, к опушке;
Обрадовался ( кому?) лисе, тётке, царевне.
Определите падеж и склонение имён существительных.
Выделите окончания имён существительных.
Поклонились рыбк…, пришли к цариц…, пристают к застав… .
Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание.
Задание для 2 группы:
Идёт ( к чему?0 к столу, к морю.
Обратился ( к кому?) к морю, к петушку, к коню.
Определите падеж и склонение имён существительных.
Выделите окончания имён существительных.
Плывёт по мор…, молвит царевич…, плывут по неб… .
Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание.
Задание для 3 группы:
Дивятся ( чему?) речи, совести, храбрости.
Подошёл ( к кому?) к матери, к дочери.
Определите падеж и склонение имён существительных.
Выделите окончания имён существительных.
Тужит по дочер…, подошёл к пристан…, воротился к ноч… .
Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание.
Уч.- В каком падеже стоят существительные, в которых вы вставляли окончания? ( В дательном)
- На какие вопросы они отвечали? ( Кому? Чему?)
- Какие предлоги вы увидели с этими существительными? ( к и по)
- Каким членом предложения будут являться существительные в
Д. п.? (второстепенным):
Если отвечает только на падежный вопрос – это дополнение, а если на падежный и смысловой – обстоятельство)
Дательный падеж Вопросы: КОМУ? ЧЕМУ? Вспомогательное слово: ДАЛ Предлоги: К, ПО Член предложения: ВТОРОСТЕПЕННЫЙ |
Каждая группа выходит к доске и подводит итог своей исследовательской работы.
1 группа Существительные 1 склонения в Д. п. оканчиваются на –е.
2 группа Существительные 2 склонения в Д. п. оканчиваются на – у, -ю.
3 группа Существительные 3 склонения в Д. п. оканчиваются на –и.
VI. Рефлексия.
Решение проблемы.
- Какой можно сделать вывод о правописании окончаний имён существительных в Д. п. 1 скл., 2 скл., 3 скл.? ( В Д. п. существительные 1, 2, 3 склонения имеют разные окончания.)
- А если вопрос прозвучит так:
Какой можно сделать вывод о правописании безударных окончаний в Д. п.? ( Нужно подобрать проверочное слово с ударным окончанием.)
- А какие проверочные слова мы с вами определили для запоминания и проверки? ( 1 скл. – заря, земля; 2 скл.- песок, жильё; 3 скл.- тишь.)
Вернёмся к заданию в начале урока: Почему же существительные в одном падеже, но у них разные окончания?
( Потому что окончания существительных в Д. падеже завися от склонения этих существительных.)
- Имена существительные в дательном падеже часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Это основное значение дательного падежа, поэтому он так и называется.
- Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить к существительному слово ДАЮ ( на то он и дательный).
Уч.- Вот и раскрыты все секреты, исследование проблемы завершено.
Физкультминутка
VII. Упражнение в определении падежей существительных.
1.Выполнение упражнения 210, с.114 ( с комментированием у доски).
Пословица к слову молвится. По капле – дождь, по росинке – роса. По речи узнают человека. Делу – время, потехе – час. Поступай всегда по совести. Отвага – силе подруга. Цыплят по осени считают. Ко всякой вещи относись бережно.
- Задание – тест (индивидуально для каждого)
Надо определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в дательном падеже. Если слово в дательном падеже – обводите букву в столбике «да», если в другом падеже – то «нет».
«Да», «Нет».
1.нырнул в воду
2.иду по дороге
3.бежать к маме
4.привёз на берег
5.сижу за партой
6.подарил дочери
7.гулять по парку
Вот и получили себе оценку.
VIII. Итог урока.
- Ребята, как вы думаете, почему урок я начала с пословицы:
« Человеку по работе воздаётся честь.» ?
- Что же вы сегодня узнали на уроке?
( - Мы узнали, что в дательном падеже существительные имеют разные окончания.
- Это зависит от рода и склонения имени существительного.)
IX. Рефлексия.
- Возьмите карту самоконтроля и заполните её.
Уч.- Что вызвало затруднение? Почему?
Уч.- Каким для вас было занятие?
- И в заключении, оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
- Своей работой на уроке я …
- Могу похвалить своих одноклассников …
- Сегодня на уроке я смог …
Уч.- Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех! Был добрым! Всегда оставался человеком!
X. Домашнее задание: с.115 упр. 213, с.113 таблица.
Моё настроение в начале урока | |
Вставил окончания существительных в дательном падеже | |
Применение правила на письме (упр.130) | |
Применение правила на письме (закрепление) | |
Моё настроение в конце урока |
Моё настроение в начале урока | |
Вставил окончания существительных в дательном падеже | |
Применение правила на письме (упр.130) | |
Применение правила на письме (закрепление) | |
Моё настроение в конце урока |
Моё настроение в начале урока | |
Вставил окончания существительных в дательном падеже | |
Применение правила на письме (упр.130) | |
Применение правила на письме (закрепление) | |
Моё настроение в конце урока |
Моё настроение в начале урока | |
Вставил окончания существительных в дательном падеже | |
Применение правила на письме (упр.130) | |
Применение правила на письме (закрепление) | |
Моё настроение в конце урока |
Моё настроение в начале урока | |
Вставил окончания существительных в дательном падеже | |
Применение правила на письме (упр.130) | |
Применение правила на письме (закрепление) | |
Моё настроение в конце урока |
Моё настроение в начале урока | |
Вставил окончания существительных в дательном падеже | |
Применение правила на письме (упр.130) | |
Применение правила на письме (закрепление) | |
Моё настроение в конце урока |
Моё настроение в начале урока | |
Вставил окончания существительных в дательном падеже | |
Применение правила на письме (упр.130) | |
Применение правила на письме (закрепление) | |
Моё настроение в конце урока |
Дательный падеж Вопросы: КОМУ? ЧЕМУ? Вспомогательное слово: ДАЛ Предлоги: К, ПО Член предложения: ВТОРОСТЕПЕННЫЙ |
1 группа Существительные 1 склонения в Д. п. оканчиваются на –е.
2 группа Существительные 2 склонения в Д. п. оканчиваются на – у, -ю.
3 группа Существительные 3 склонения в Д. п. оканчиваются на –и.
Гости князю поклонились.
Воротился старик ко старухе.
Гости к пристани идут.
Вот пошёл он к синему морю.
Задание для 1 группы:
Приближался ( к чему?) к воде, к речке, к опушке;
Обрадовался ( кому?) лисе, тётке, царевне.
Определите падеж и склонение имён существительных.
Выделите окончания имён существительных.
Поклонились рыбк…, пришли к цариц…, пристают к застав… .
Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание.
Задание для 2 группы:
Идёт ( к чему?0 к столу, к морю.
Обратился ( к кому?) к морю, к петушку, к коню.
Определите падеж и склонение имён существительных.
Выделите окончания имён существительных.
Плывёт по мор…, молвит царевич…, плывут по неб… .
Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание.
Задание для 3 группы:
Дивятся ( чему?) речи, совести, храбрости.
Подошёл ( к кому?) к матери, к дочери.
Определите падеж и склонение имён существительных.
Выделите окончания имён существительных.
Тужит по дочер…, подошёл к пристан…, воротился к ноч… .
Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование уроков по русскому языку 3 класс
календарно-тематическое планирование уроков русского языка УМК "Планета знаний" 3 класс, автор Л. Я. Желтовская...
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование математика Моро 2 класс
Дано полное планирование на весь учебный год, с подробным описанием каждого урока....
Тематическое планирование уроков по русскому языку, 1 класс, "Начальная школа XXI века"
Тематическое планирование уроков с описанием деятельности учащихся и УУД....
Поурочное планирование по предмету "Русский язык" 3 класс, программа:"Школа XXI века"
Поурочное планирование по предмету "Русский язык" 3 класс, программа:"Школа XXI века"....
Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса на тему: "Распознавание падежей имени существительного".
Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса на тему: "Распознавание падежей имени существительного"....
Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса «Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных»
Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса«Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных»...