Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса на тему: "Распознавание падежей имени существительного".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса на тему: "Распознавание падежей имени существительного".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
02.12.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе.
Тема урока: распознавание падежей имени существительного.
Цель: сформировать навык по распознаванию падежей имени существительного.
Знать: Определение имени существительного, вопросы падежей,
Понимать: необходимость задавать падежные вопросы и использовать вспомогательные слова, зависимость окончания существительного от его падежа.
Применять: склонение существительных по падежам, отличать падежи по вспомогательным словам и предлогам.
Анализ: распознавать падежи.
Синтез: составление предложений по заданию.
Оценка: значимость полученных знаний.
Ход урока
- Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте должны лежать учебники, тетради, пенал, дневник. Все готовы?
- откройте свои рабочие тетради и запишите сегодняшнее число: Одиннадцатое ноября. Классная работа.
- Прокомментируйте орфограммы в числительном. (Безударная непроверяемая гласная О, 2 Н, т.к. слово произошло от слов: один на дцать, т.е. десять).
- Словарная работа.
- Послушайте внимательно слова и скажите, какое лишнее и почему.
Календарь, прекрасный, библиотека, корабль, вокзал, билет.
- Прекрасный, т.к. это имя прилагательное, а остальные имена существительные.
-Напишите слова по памяти. Поставьте ударение. Подчеркните орфограммы. Какие слова написали? Назовите орфограммы в них. (Ударный слог … Безударная непроверяемая гласная …).
III. Актуализация знаний.
Мы записали несколько имен существительных.
-Что вы знаете об имени существительном? (это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? И что? ( примеры);
-имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные (….)
-имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода (примеры);
-имена существительные изменяются по числам (примеры);
-имена существительные изменяются по падежам.
-Что значит изменяться по падежам? (склоняться)
- Что такое склонение? (изменение окончаний имен существительных по
вопросам)
IV. Объявление темы и цели урока.
- Тема урока – «Распознавание падежей имени существительного». (На доске). Сегодня мы обобщим все, что узнали о падежах существительных, будем учиться распознавать падежи.
V. Закрепление.
- Определение падежей имени существительного.
Откройте учебник на странице 80. Найдите упр. № 135. Прочитайте стихотворение Акима про себя.
..., прочитай вслух.
- Что означает выражение «склоняется «весна»»? (Слово весна изменяется по падежам)
- …, прочитай последнее предложение. Спишите его так же, как в учебнике.
- Определите падеж каждого слова. Что для этого нужно сделать? (Задать падежный вопрос). 1 – на доске, все в тетради.
- Сколько падежей в русском языке? (6). Назовем их хором с вопросами:
- Какая часть слова изменяется при склонении ? (Окончание). Выделите окончание. ( 1 комментирует, учитель выделяет на доске, все в тетради).
- Прочитайте вывод внизу страницы. О чем мы еще не сказали?
2. Образование падежных форм имен существительных.
- Рассмотрите таблицу в упр. №136. Как определить падеж существительного? ( по вопросу и вспомогательному слову.)
- Прочитайте названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.
- Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? (Вопрос кто? – у одушевленных сущ., что? – у неодуш.) Приведите примеры.
- Прочитайте задание к упр. № 137. Назовите одушевленные существительные, неодушевленное. В каком числе они стоят?
- Устно просклоняйте эти слова вместе со вспомогательными словами. (по цепочке).
- Запишите склонение этих существительных без вспомогательных слов, как в учебнике. (3 чел. – на доске). Мысленно помогайте себе с помощью вспомогательных слов. Выделите окончания.
- Проверьте склонение и окончания слова ЛИСА. Все ли правильно на доске?
Слово ОКНО? Слово ЕЖИ? У кого все так? Молодцы!
- Посмотрите внимательно на окончания. Что вы заметили? (У каждой падежной формы свое окончание).
- Прочитайте про себя информацию, которую мы пропустили. Назовите начальную форму каждого из этих существительных (лиса, окно, еж.)
- Что называется начальной формой? (И.п., ед.ч.)
Как называются все остальные падежи? (косвенные) – Наглядность – на доску.
- Что еще вы узнали? (Сущ. Склоняются не только в ед.ч., но и во множ.)
ФИЗМИНУТКА.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
3. Анализ таблицы на стр. 82.
- Откройте таблицу на стр. 82. Прочитайте признаки, по которым можно определить каждую падежную форму им. сущ-го. (1 строка)
- Обратите внимание на выделенные предлоги: они употребляются только с 1 падежом.
- В чем отличие именительного падежа от косвенных ? (Не имеет предлогов, в предложении является главным членом – подлежащим.)
-Кроме падежных, нам помогают и смысловые вопросы. Можно ли по вопросам ГДЕ? и КУДА? отличить один падеж от другого? ( Нет. На эти вопросы могут отвечать 4 падежа. Нужно обязательно ставить падежный вопрос.)
-Существительное в каком падеже отвечает на смысловой вопрос ОТКУДА? (только в Р.п.)
4. -Определите падеж имен существительных по вопросу и предлогу:
Играл (на чем?) на дудочке, подошел (к чему?) к осине, материал для юбки, увидел мышь, пролетел над рощей, прелестное дитя .(Словосочетания – на доске)
-Как определить падеж последнего существительного? (по вспомогательному слову, по роли в предложении).
5. Разбор предложений по членам, распознавание падежей имен существительных, составление схемы предложения.
-Посмотрите на раздаточный материал, поработаем с этими предложениями.
- Прочитайте задание:
Вставьте, обозначьте и объясните пропущенные орфограммы. Подчеркните главные члены предложения. Обозначьте падеж имен существительных. Подчеркните предлоги, которые указывают на падеж.
-Выполняйте.
Яблони клонятся (к) земле (под) тяжест...ю соч...ных пл...дов.
(От) дуба (до) б...резы т...нулись длинные тени.
С...бака смотрит (на) дятла и з...ливается лаем.
- Проверка.
-Чем осложнено последнее предложение? (однородными сказуемыми)
- У кого нет ошибок в определении падежей и предлогов? Молодцы.
Одна ошибка? Объясни.
6. Самостоятельная работа.
-Составьте из слов (на раздаточном материале) предложение. Употребите существительные в нужном падеже. Запишите его в тетрадь. Укажите падеж имен существительных. Обозначьте главные члены предложения.
(Стояли, ветки, на, душистой, сирени, окно.)
VI. Итоги урока.
- Подведем итоги. Чему мы сегодня учились? (Распознавать падежи).
- Что помогает нам определить падеж имени существительного? (вспомогательные слова, падежные вопросы, роль в предложении).
- На какие группы можно разделить все падежи? (Именительный – начальная форма – и косвенные).
- Чем именительный отличается от других падежей? (Не имеет предлогов, является главным членом предложения, а косвенные – второстепенными).
VII. Домашнее задание.
-Наш урок подходит к концу, откройте дневники и запишите домашнее задание упражнение № 139.
VIII. Орг. момент.
- Я хочу отметить хорошую работу …,…. Ребята давали полные ответы на вопросы, четко и правильно работали на доске, аккуратно и грамотно писали в тетради.
Закройте тетради и учебники, уберите их в портфель. Приготовьтесь к следующему уроку. Спасибо за урок. До свидания.
Тема: Как определить падеж имени существительного
Тип урока
Освоение нового материала
Педагогические задачи
Создать условия для формирования умения изменять имена существительные по падежам, познакомить учащихся с понятием «падеж», названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении; уточнить представление о начальной форме имени существительного – и. п. ед. ч.; способствовать развитию умения правильно определять падеж имен существительных в единственном числе; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные
результаты
Познакомятся с понятием «падеж», названиями падежей, шестью парами падежных вопросов; научатся изменять имена существительные по падежам; определять падеж имени существительного в предложении по алгоритму; различать падежные формы имени существительного по ударным окончаниям
Метапредметные УУД
Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений
Личностные
результаты
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; формировать уважение к своему народу, другим народам, принятие ценностей других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Ход урока:
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
I.Оргмомент.
Мотивация.
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
-Настроенье каково?
-Во!
-Все такого мнения?
-Все без исключения?
-Может, ляжем отдохнем?
- Лучше мы урок начнем.
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).
II. Актуализация знаний.
Орфографическая разминка.
Минутка чистописания
На доске на карточках слова: дОрога, нАлевО, бАгаж, впЕрЕди, атОмОбиль, вОкзал, дОрога, паССажир,медлЕднО
- Что объединяет эти слова?
Значение: поездка, движение.
-Ребята, что мы должны помнить, отправляясь в поездку или просто идя по улице?
-Почему мы должны соблюдать ПДД?
- Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, подчеркните.
-Фронтальная проверка.
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают слова, вставляя пропущенные буквы.
Проверяют написание слов.
Оценивают себя.
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела. Откройте учебники на с. 79.
-Что вы знаете о существительном?
– Прочитайте тему урока.
-Какие цели поставим перед собой?
– Сегодня на уроке будем изменять имена существительные по падежам.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
IV. Объяснение нового материала.
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Сегодня мы с вами дополним имеющиеся знания
об имени существительном, познакомимся с очень интересным явлением в русском языке. А поможет нам следующее упражнение.
-Прочитайте запись на доске:
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Знак «Пешеходный переход»,
где на «зебре» пешеход,
Ты у дороги найди и под ним переходи!
Младший брат не удержался
И по дороге за мячом помчался.
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут и помогут
Говорящие цвета.
Учил детишек крот.
— Под дорогой копаю часто я
Подземный переход .
Как бы ни был труден путь,
Ты в дороге вежлив будь.
– Что объединяет эти записи? Выпишите из каждого предложения слово «дорога» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его формах.
(что?) дорога
(чего?) дороги
(чему?) дороге
(что?) дорогу
(чем?) дорогой
(о чем?) о дороге
– Скажите, что менялось в существительном «дорога»? Почему изменялась форма слова, его окончание? Как называется такое изменение формы имени существительного? Для чего же существительные в тексте изменяют свою падежную форму?
– В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Слово «падеж» пришло к нам из греческого языка и переводится «выпадение». Еще древние ученые заметили, что слова в речи «падают», то есть изменяют форму.
– Ребята, как вы думаете, а есть ли в других языках падежи? Да, в других языках мира тоже есть падежи: например, в немецком – 4, а в финском – 15. Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. И ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить и писать легко, грамотно, красиво. В этом вам может помочь стихотворение о падежах. Послушайте.
Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.
Заранее подготовленные ученики читают стихотворение «Падежи» Фриды Полак.
Именительный.
Он – начинающий падеж,
Вопросы – «кто?» и «что?».
В нем – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.
Родительный.
Вопросы: Нет «кого?», «чего?».
Вот у меня нет брата
И хомяков – ни одного…
Всё мама виновата!
Дательный.
Это яблоко, скажите,
Я отдам кому? чему?
Может, Лене? Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…
Винительный.
Ой! В игрушках – кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить кого? и что?
Куклу? Кубики? Лото?
Творительный.
Хочу я песни сочинять.
С кем? с чем мне ноты изучать?
Писать мне ручкой иль пером,
Или цветным карандашом?
Предложный.
Я думаю о ком? о чем?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…
Зато теперь все падежи
Я твердо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья – это сила!!!
V. Первичное закрепление знаний.
Работа
по учебнику
(упражнение 135).
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Прочитайте. Что обозначает выражение «склоняется “весна”»?
– Какая часть в слове «весна» при склонении изменяется? (Изменяется окончание.)
– Спишите последнее предложение. Определите падеж имени существительного «весна» по вопросам.
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Записывают предложение, указывают падеж слова «весна». Выделяют окончание.
Работа
по учебнику
(упражнение 136).
– Прочитайте названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.
– Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? Объясните ответ.
– Начальная форма имени существительного – это
форма именительного падежа единственного числа.
Уточняют, что имена существительные неодушевленные отвечают на вопрос «что?», а одушевленные – на вопрос «кто?».
Работа
по учебнику
(упражнение 137)
– Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами. Имена существительные склоняются не только в единственном числе, но
и во множественном.
– Устно просклоняйте вместе со вспомогательными словами имена существительные «лиса», «окно», «ежи». Просклоняйте эти существительные
письменно без вспомогательных слов.
– Выделите окончания имен существительных
Склоняют имена существительные. Выделяют окончания. (См. РМ, Приложение 4.)
VI. Итог урока. Рефлексия
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Сколько падежей в русском языке? (6 падежей.)
– Давайте назовем их с вопросами и со словами-помощниками.
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.
У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей,
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям
Судьбу и жизнь свою!
И про свое призвание
На ушко им поют
Домашнее задание
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 137 ; выучить названия и вопросы падежей
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о падежах имен существительных."
Цели:• Образовательные: обобщить знания о падежах имен существительных;совершенствовать умение определять падеж по вопросам, предлогам, роль существительного в предложении;• Развивающие: развива...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.Задачи урока: Обучающие: актуализировать знания, приобретённые при изучении...
Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.
Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже. Урок по УМК "Школа России"...
Урок русского языка 3 класс "Закрепление знаний о падежах имен существительных"
Данный урок входит в раздел, изучающий имя существительное как часть речи. Цель данного урока: закрепление понятия "изменение по падежам " (склонение)....
Технологическая карта урока русского языка 3 класс .Обобщение знаний о падежах имен существительных
технологическая карта урока...
Урок русского языка 4 класс "Именительный и винительный падежи имени существительного"
Урок русского языка 4 класс по программе УМК " Школа России" Тема " Именительный и винительный падежи имени существительного"...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Творительный падеж имён существительных.
Цель: способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного в форме творительного падежа и развитию умения оп...