Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: "«Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Столбова Людмила Николаевна

Данный материал поможет учителям начальных классов в подготовке к уроку. Урок нацелен на формирование представления учащихся о словах с парными звонкими и глухими согласными на конце слова, которые нужно проверять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска

Конспект урока

 

Русский язык

3 класс

Тема: «Правописание парных звонких и

              глухих согласных на конце слова»

Подготовила и провела: Столбова Людмила Николаевна

 – учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Русский язык

3 класс

Подготовила и провела: Столбова Людмила Николаевна

 – учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

ГКОУ школы № 8 г. Лабинска

 Краснодарского края

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Цель: формировать представление учащихся о словах с парными звонкими и глухими согласными на конце слова, которые нужно проверять.

Оборудование: предметные картины, карточки с парными звонкими и глухими согласными, фигура Буратино, «золотой ключик», компьютер, проектор.

Задачи:

Образовательные: формировать умение доказывать правильность написания данной орфограммы.
Развивающие:

а) регулятивные: управление своей деятельностью, контроль, самоконтроль и взаимопроверка;

б) коммуникативные: речевые навыки работы в парах;

в) познавательные: работа со словарями.
Воспитательные: воспитывать чувство толерантности, милосердие

БУД:.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные: корректируют свою деятельность: вносят изменения в процесс познания с учетом возникших трудностей и ошибок.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи., осуществляют анализ примет зимы, дают характеристику звукам.

Предметные: наблюдать за слабой и сильной позициями звуков в предложенных словах

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Метапредметные:

а) регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата.

б) познавательные: воспроизводят информацию из собственного жизненного опыта; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, необходимую для решения учебной задачи.

в) коммуникативные: учитывают мнение партнера, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают своё решение.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

А) Сообщение темы, целей урока.

Б) Создание рабочего настроя.

Повторяем за мной:

«Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому (пауза).
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка,
Голова мыслит ясно,
Я хочу учиться,
Я очень хочу учиться,
Я готов к работе.
Работаю».

2.Работа по теме.

-Ребята, сегодня к нам на урок пришел гость. Кто же он?

Загадка.

Это что за очень странный

Человечек деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный

Кто же это? (Буратино)

(На доске появляется рисунок с изображением Буратино)

Уч-ль: Буратино не просто так пришёл к нам на урок. С ним случилась беда. Он потерял золотой ключик, который ведет в страну знаний. Умная черепаха Тортила посоветовала искать этот ключик в городе Буквинске. Но Буратино продал свой букварь и с тех пор не знает буквы. Поможем Буратино отыскать золотой ключик?

Тогда в путь. Отправимся в город Буквинск.

Слайд 1. Алфавит.

В этом городе

Буквы строго встали в ряд

Будто по линейке,

Каждый знает своё место,

И уйти не смеет.

Все они стоят красиво.

По порядку, посмотри.

Ну а вы теперь сумейте повторить все 33.

(Ребята называют буквы алфавита)

Слайд 2. Гласные буквы.

В городе Буквинске слышна какая-то песня. Это поют буквы: а, о, у, ы, и, э, е, ю, ё, я.

-Какие это буквы? (Гласные)

Их можно петь.

Гласные буквы говорят Буратино: «Возьми нас с собой, мы тебе пригодимся». Буратино взял их с собой в путь.

Слайд 3. Звонкие согласные.

И теперь...Такие буквы странные, с колокольчиком звенят.

Б, в, г, д, ж, з.

-Это какие буквы? (Звонкие согласные)

Поэтому они звенят так громко.

Слайд 4. Парные звонкие и глухие согласные.

Но с ними случилась беда. Они потеряли свою пару, ищут их. Найдите им пару.

Б –П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

-Как различаем звонкие и глухие согласные?

Ученик: Ладошку к горлу подставляй,

                Глухой и звонкий различай.

3.Работа в тетрадях.

Записываем число, классная работа. Чистописание снег.

Но вдруг между звонкими и глухими согласными произошел удивительный спор, кто важнее.

В таких словах, как

 (Слайд 5. «Буквы спорят»)

дубы – ду (б, п)

ряды – ря (д, т)

утюги – утю (г, к)

стрижи – стри (ж, ш)

морозы – моро (з, с)

жирафы-жира (в, ф)

Звонкие согласные говорили: «Нас всегда пишут в конце слова». А глухие в ответ: «А нас всегда произносят в конце слова». И, наверное, долго бы они спорили, если б не гласные.

Которые сказали: «Если бы не мы, то никто не знал бы, что писать в конце слова. Вы все важны». Вот так гласные и помирили согласных. (Они взяли и встали рядом с согласными.) До сих пор живут они в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга. Но если не решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным.

- Какой звук слышится на конце слова дуб? [п]

- А какую букву нужно писать в этом слове? [б]

- Почему на конце слова нужно писать букву б?

- Прочитайте проверочное слово.

и т. д.

- Запишите эти слова в тетрадь.

-Как произносятся парные звонкие и глухие согласные на конце слова?

Ученик: Они произносятся как глухие.

Слайд 6. Проверка

-Как пишутся парные звонкие и глухие согласные на конце слова?

Как мы проверяем?

Ученик: Звук согласный проверяй,

               Рядом гласный подставляй.

4.Игра с мячом.

А) Называем много предметов.

Один                          много

лес                                леса

снег                              снега  

мороз                         морозы

Б) Называем маленький предмет

Дуб---------дубок

Еж----------ёжик

Лист--------листок

В) Не соглашаемся, говорим нет.

Сугроб----------нет сугроба

Хлеб------------нет хлеба

Друг------------нет друга

(Учительница проводит игру с мячом)

Слайд 7.  Какую букву писать на конце?

Пру...(Д/Т)

Лу...(Г/К)

Пло...(Д/Т)

Вывод: в таких словах сразу букву писать нельзя.  Это зависит от значения слова.

Слайд 8-20. Ошибки лисы Алисы и кота Базилио.

В городе Буквинске в поисках ключа были лиса Алиса и кот Базилио. Они подписали под картинами слова. Все ли слова написали правильно? Если нет, исправьте ошибки и напишите правильно.

Слайд 21. Проверка слов. (исправление ошибок лисы Алисы и кота Базилио)

Слова: Шарф, лук, карандаш, гриб, рак, танк, зонт, бант, утюг, сапог, арбуз.

5.Физкультминутка.

Буратино подтянулся,

Руки в стороны развел.

Раз нагнулся, два нагнулся

И тихонечко пошёл.

6. Игра с сигнальными кругами.

(Уч-ца называет слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова. Уч-ся показывают ту букву, которая пишется на конце слова.)

7.Работа с учебниками.

Отправимся дальше. Ребята, в городе Буквинске Пятачок чем-то занимается. Что же он тут делает? Для этого мы должны открывать учебники и выполнить упражнение 27, стр.128.

Словарный диктант: город, завод, дневник, класс, рассказ,

8. Разгадывание кроссворда «Золотой ключик».

1) В ясный день в углу стою,

В дождливый день гулять хожу. (зонт)

2) Роет землю старый крот,

Разоряет ...(огород).

3) Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко. Весело, светло. (лёд)

4) Нам казалось очень просто

Переплыть на этот ...(остров)

5)Каким словом можно заменить слово «работа»? (труд)

6) Сел за стол на табурет,

Жду, когда дадут...(обед)

7) Из аптечки врач берёт

Белый бинт и жёлтый ...(йод)

8) Рисовал я на бумаге

Ручейки, леса, овраги.

Оттого что рисовал,

Я поменьше ростом стал...(карандаш)

9) Летом вырастает, а осенью опадает. (лист)

10) Здесь не бывает снежных вьюг,

     Не север здесь, а жаркий... (юг)

11) Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе.

И к пище приправа,

И на микробов управа. (чеснок)

12) Ходит, надувается,

С курами не знается. (индюк)

13) Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда.

Я под землёй построил дом,

Все кладовые полны в нём. (крот)

-А теперь читайте первые буквы в словах кроссворда. Какие слова получились?

(«Золотой ключик»).

Вот мы и нашли «золотой ключик», с помощью которого можем открывать дверь в страну знаний. Теперь нам любые преграды не страшны. На других уроках мы ещё отправимся в разные города, и нам всегда поможет волшебный ключик.

9. Подведение итогов урока.

10. Домашнее задание: списывание, с. 129. Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме"Парные звонкие и глухие согласные в конце слова"

Технологическая карта урока важна в работе учителя. Составление технологических карт - длительный процесс, но увлекательный....

презентация урока русского языка во 2 классе на тему: "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова"

Дети наглядно знакомятся с правилами написания парных согласных на конце слова....

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Правописание частицы не с глаголами. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не с глаголами пишется раздельноуметь: писат...

Конспект урока русского языка 1 классе по теме: "Парные звонкие и глухие согласные"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "Парные звонкие и глухие согласные" поможет быть полезен учителю начальных классов....

Конспект урока русского языка. 2 класс. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами

Конспект урока русского языка. 2 класс. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами...