Конспект урока русского языка. 2 класс. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока русского языка. 2 класс. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_chastitsy_ne_s_glagolami.docx | 778.99 КБ |
urok_2_klass_prezentatsiya.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами
Тип урока: ОНЗ
Цель:
Содержательная: усвоение знаний о написании частицы НЕ с глаголом.
Деятельностная: формирование умения писать частицу НЕ с глаголом раздельно.
Задачи:
Дидактические:
- Распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?»;
- Определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
- Находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
- Применять изученные правила правописания, в том числе: проверяемые гласные в корне слова;
- Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
- Писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
- Находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
- Объяснять своими словами значение изученных понятий, пословиц; использовать изученные понятия.
Развивающие:
- Сравнивать различные языковые единицы (слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
- Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
- С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- Устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
- Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
- Ответственно выполнять свою часть работы;
- Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Воспитательные:
- Стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
- Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Распознаёт слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?»;
- Определяет тему текста и озаглавливает текст, отражая его тему;
- Находит место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
- Применяет изученные правила правописания, в том числе: проверяемые гласные в корне слова;
- Правильно списывает (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
- Пишет под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
- Находит и исправляет ошибки на изученные правила, описки;
- Объясняет своими словами значение изученных понятий, пословиц; использовать изученные понятия.
Личностные:
- Стремится к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознаёт важность русского языка как средства общения и самовыражения;
- Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Познавательные:
- Сравнивает различные языковые единицы (слова, предложения, тексты), устанавливает основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливает аналогии языковых единиц;
- Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
- С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;
Регулятивные:
- Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
- Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
- Ответственно выполняет свою часть работы;
- Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Коммуникативные:
- Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник.
Образовательный ресурс: Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – (Школа России). – С. 78-79
План урока:
1. Этап мотивации (1-2 мин.)
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Работа с пословицей. Этический заряд
2. Этап актуализация и пробного учебного действия (7-10 мин.)
2.1. Дидактическая игра «Лови ошибку»
2.2. Запись текста под диктовку
2.3. Выделение грамматической основы предложений
2.4. Характеристика глаголов
3. Этап выявления места и причины затруднения (3 мин.)
3.1. Театрализация стихотворения «Частица НЕ»
3.2. Формулирование проблемы урока
4. Этап построения выхода из затруднения (1 мин.)
4.1. Формулирование темы
4.2. Формулирование цели урока
4.3. Планирование деятельности
5. Этап реализации построенного проекта (10 мин.)
5.1. Наблюдение над языковым материалом (упр. 135)
5.2. Самостоятельное формулирование правила
5.3. Работа над правилом
ФИЗМИНУТКА
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5-10 мин.)
6.1. Выписывание глаголов с частицей НЕ (упр. 135)
6.2. Запись пословиц и объяснение их смысла (упр.136)
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5 мин.)
Самостоятельная запись глаголов с частицей НЕ (работа по карточке)
8. Этап включения в систему знаний и повторения (3 мин.)
8.1. Объяснение орфограмм и определение числа глаголов (упр. 138)
8.2. Запись предложений под диктовку
8.3. Работа с пословицей
9. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)
9.1. Подведение итогов
9.2. Самооценка
9.3. Домашнее задание
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. 1.2. Проверка готовности - Проверьте готовность к уроку. - Присаживайтесь на свои места, если у вас всё готово. 1.3. Работа с пословицей. Этический заряд - Ребята, прочитайте запись на слайде. «Не стыдись не знать, а стыдись не учиться». Что это за высказывание? А что такое пословица? Как вы понимаете её смысл? - Как вы думаете, почему я начала урок с этой пословицы? - Ребята, вам необязательно знать всё, но я надеюсь, что вы сегодня узнаете что-то новое, что поможет вам в будущем. Поэтому я желаю вам на уроке быть внимательными и активными, чтобы как можно лучше разобраться в теме. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Пословица Мудрость народа. Объяснить значение этой половицы можно так: человек не может знать все в жизни. Этого не следует стыдиться. Самое главное - учиться, узнавать новое, не лениться, 7интересоваться чем-то новым. | Фронтальная Фронтальная | Л.1 ПР.8 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Дидактическая игра «Лови ошибку» - Ребята, чтобы проверить, как хорошо вы усвоили материал прошлых уроков я предлагаю вам поиграть в игру «Лови ошибку». Я буду вам называть утверждение, если вы согласны с ним – хлопните в ладоши, если считаете, что я говорю неверно, поднимите руку и подготовьтесь исправить. 1. Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? называются глаголами. (хлопают) 2. Глагол во множественном числе обозначает действие одного предмета. (поднимают руку, исправляют) 3. При изменении числа глагола изменяется его форма (хлопают) 4. «стучит», «пишут» – глаголы единственного числа. (поднимают руку) 5. Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу. (хлопают) 2.2. Запись текста под диктовку -Ребята, вы хорошо потрудились. Вам уже многое известно о глаголах. - Сейчас я предлагаю вам записать под диктовку несколько предложений. Пожалуйста, откройте тетради. Начинаем запись с красной строки. - Светит солнце. Сходит лёд на реках. Скоро прилетят птицы. - Ребята, что у нас получилось? Как вы определили, что это текст? - О чём этот текст? (о весне) - Как вы думаете, как можно его озаглавить? 2.3. Выделение грамматической основы предложений - Ребята, подчеркните, пожалуйста, в каждом предложении грамматическую основу. - О чём говорится в первом предложении? - Что делает солнце? - Назовите грамматическую основу второго предложения. - Назовите грамматическую основу третьего предложения. 2.4. Характеристика глаголов - Ребята, назовите, пожалуйста, все глаголы, которые встретились в этом тексте. Докажите, что они являются глаголами. - Ребята, назовите глаголы, которые стоят в единственном числе. - Как вы определили? - Назовите глагол во множественном числе. - Измените форму слова так, чтобы этот глагол был в единственном числе. | 2. Глагол во множественном числе обозначает действие нескольких предметов. 4. Стучит – ед. ч., пишут – мн. ч. Это текст. Предложения объединены общей темой и связаны по смыслу. О солнце. Подлежащее солнце, подчёркиваю одной чертой. Светит – сказуемое. Лёд сходит. Птицы прилетят. Обозначают действие предмета. Отвечают на вопросы что делает? что сделают? В предложениях являются сказуемыми. Светит, сходит. Они обозначают действие одного предмета. Прилетят Прилетит | Фронтальная
| ПР.1 ПР.2 ПР.6 ПР.7 К.2 Л.1 П.1 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
- Ребята, послушайте, пожалуйста, одну легенду. - Жила – была на свете упрямая частица НЕ. У неё никак не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей не предлагали, она всё отрицала, отвергала, запрещала. И вот однажды частица совсем заупрямилась. - Чтобы вам было понятно, как сильно упрямилась частица НЕ, предлагаю посмотреть сценку, которую подготовили ребята. - Смотрите и слушайте внимательно, я вам буду задавать вопросы. - Слезь со стула! - Не хочу! - Упадёшь! - Не упаду! - Отойди! - Не отойду! - Приедешь? - Не приеду! - Придешь? - Нет, не приду! - Услышишь? - Не услышу! - Найдёшь? - Нет, не найду! - Молчишь? - Нет, не молчу! - Конфетку, может, хочешь? - Нет! Да, хочу, хочу! - Ребята, скажите, с какой частью речи употреблялась частица НЕ? - Она потребляется перед глаголом или после? - Как меняется смысл глаголов? 3.2. Формулирование проблемы урока - Ребята, что мы с вами уже знаем о частице НЕ? - А что бы вам ещё хотелось узнать о глаголах и частице НЕ? | Подготовленные дети разыгрывают сценку С глаголом Частица НЕ вносила отрицательный смысл Частица НЕ употребляется с глаголами, делая их смысл отрицательным. Формулируют проблему урока. Как писать частицу НЕ с глаголами | Фронтальная Фронтальная | Л.1 Л.2 П.1 К.1 К.2 Р.3 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока – Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Правописание частицы НЕ с глаголами) - Давайте откроем учебник на странице 78-ой и проверим ваши предположения. 4.2. Формулирование цели урока – Какую цель мы с вами поставим перед собой? (узнать написание частицы НЕ с глаголами и научиться правильно писать её) 4.3. Планирование деятельности - Что мы будем делать для достижения цели? | Самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока. Познакомимся с правилом, выполним упражнения | Фронтальная | П.1 Р.1 Р.2 Л.1 П.3 К.1 К.2 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Наблюдение над языковым материалом (упр. 135) - Ребята, обратите внимание на иллюстрацию в упражнении 135-ом. Как вы думаете, что хочет сделать мальчик? - Как вы считаете, для чего авторы учебника поместили такую иллюстрацию рядом с этим упражнением? - Давайте проверим предположения. Прочитайте про себя стихотворение. Подготовьтесь прочитать его выразительно. - Выразительно прочитает … - Почему автор так назвал своё стихотворение? - О чём оно? - Какие хорошие привычки должны быть у ребят? - Назовите, пожалуйста, все глаголы с частицей НЕ. - Ребята, скажите, как в стихотворении записаны частицы НЕ с глаголами? 5.2. Самостоятельное формулирование правила - Ребята, сформулируйте правило написания частицы НЕ с глаголами. 5.3. Работа с правилом - Ребята, а теперь я предлагаю вам обратиться к правилу в учебнике на стр. 78. Прочитайте его и перескажите друг другу в парах. - Итак, … расскажи, правило написания частицы НЕ с глаголом. ФИЗМИНУТКА Все ребята дружно встали Встать. Выпрямиться. И на месте зашагали. Ходьба на месте. На носочках потянулись, Руки поднять вверх. А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки на пояс. Как пружинки мы присели Присесть. И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть. | Дёрнуть девочку за косичку Наверное, в упражнении пойдёт речь о плохих привычках. Автор так назвал стихотворение, потому что в нём говорится о том, чего не стоит делать. Стихотворение о правильном поведении, о правильных поступках. Не дёргать, не драться, не говорить. Раздельно Формулируют правило Сравнивают своё правило с правилом учебника Пересказывают в парах | Фронтальная Фронтальная Парная
| ПР.1 ПР.3 Л.1 Л.2 П.2 К.1 К.2 Р.3 ПР.8 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Выписывание глаголов с частицей НЕ (упр. 135) - Ребята, подпишите, пожалуйста, в своих тетрадях упражнение 135. Выпишите из этого упражнения все глаголы с частицей НЕ. Подчеркните частицу НЕ. - Итак, … как ты написала частицу не с выписанными глаголами? - Ребята, поднимите руку, если также написали раздельно. Каким правилом вы пользовались? 6.2. Запись пословиц и объяснение их смысла (упр.136) - Ребята, а сейчас я предлагаю вам выполнить упр. 136. В нём представлены три пословицы. Мы будем их списывать. 1 ряд записывает первую пословицу, 2 ряд – вторую, 3 ряд – третью. Спишите, подчеркните частицу НЕ, подготовьтесь объяснить смысл пословицы. - Аналогичное задание выполняем на доске. - Как вы понимаете смысл первой пословицы? Не хвались, пока люди не похвалят. (Некрасиво хвастаться результатом своих трудов. Если ты, действительно, заслуживаешь, люди похвалят тебя.) - Как вы понимаете прямое значение второй пословицы? - А как вы думаете, что эта пословица значит в переносном значении? - Как вы понимаете смысл третьей пословицы? | Не дёргать, не драться, не говорить. Раздельно Поднимают руки Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Это пословицы Объясняют смысл пословиц Объясняют смысл. | Фронтальная Фронтальная Индивидуальная | ПР.1 ПР.8 ПР.4 ПР.5 ПР.7 Л.1 Л.2 П.2 К.1 К.2 Р.3 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Самостоятельная запись глаголов с частицей НЕ (работа по карточке) Ребята, у вас на столах лежат карточки. На этих карточка представлена таблица. Вам нужно изменить глаголы так, чтобы изменилось их число. - Давайте рассмотрим образец. - Назовите глагол, который обозначает действие одного предмета. - Какой глагол обозначает действие нескольких предметов? - Что делает частица НЕ? - Ребята, самостоятельно, пожалуйста, впишите в сточки глаголы с частицей НЕ. Подчеркните частицу НЕ. Не забывайте о правиле. - Я вижу, что вы справились с заданием. Обменяйтесь карточками. Проверьте работу своего товарища по эталону на слайде. Если допущена ошибка, поставьте минус, если всё верно, то плюс. - Обменяйтесь карточка обратно. Поднимите руку те, кто не допустил ошибок. - Молодцы, я вами очень довольна. - Ребята, поднимите руку, если допустили ошибку. Где возникло затруднение? | Не пишет Не пишут Придаёт отрицательное значение Самостоятельно записывают глаголы в пропущенные строчки Проводят взаимопроверку по эталону | Фронтальная Индивидуальная Взаимопроверка | Л.1 Л.2 П.1 К.1 К.2 Р.3 Р.4 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | 8.1. Объяснение орфограмм и определение числа глаголов (упр. 138) - Ребята, посмотрите на иллюстрацию к упражнению 138-ому. Кто здесь изображён? - Чем занимаются насекомые? - Как вы думаете, о чём пойдёт речь в нашем упражнении? - Интересное предположение. Давайте его проверим. Мы будем читать этот текст по одному предложению и объяснять орфограммы, которые встретятся, а также определять число глаголов 8.2. Запись предложений под диктовку - Ребята, мы с вами разобрали все орфограммы. Давайте запишем несколько предложений из этого текста. Закройте, пожалуйста, свои учебники, я буду диктовать. Зацвела ива. Спешат гости на пир. Шмель прилетел. 8.3. Работа с пословицей - Ребята, вспомните, пожалуйста, с какой пословицы мы начинали наш урок. - Найдите в этой пословице слова, которые связаны с темой урока. Не стыдись не знать, а стыдись не учиться. - Верно, ребята. Молодцы! | Насекомые Трудятся О работе, которую выполняют насекомые. Не стыдись Не знать Не учиться | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Л.1 Л.2 П.2 К.1 ПР.4 Л.1 Л.2 П.1 К.1 К.2 Р.3 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 9.1. Подведение итогов - Какую цель мы ставили перед собой? - Какое правило вы сформулировали? - Что нам удалось повторить на уроке? - Поднимите руки, если считаете, что усвоили нашу тему. 9.2. Самооценка - Если вы считаете, что сегодня хорошо поработали и запомнили правило написание частицы НЕ с глаголом, поднимите смайлик. - Если вам не понравился урок, что-то у вас не получалось или не удалось запомнить правило и правильно его применить, поднимите руку. 9.3. Домашнее задание (на слайде) с. 78 правило, упр. 137 Спасибо за урок. До свидания! | Отвечают на вопросы Проводят самооценку | Фронтальная Фронтальная | Л.1 П.1 К.1 К.2 Р.2 Р.3 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не стыдись не знать, а стыдись не учиться.
Светит солнце. Сходит лёд на реках. Скоро прилетят птицы.
Светит солнце . Сходит лёд на реках. Скоро прилетят птицы.
Светит солнце . Сходит лёд на реках. Скоро прилетят птицы.
Светит солнце . Сходит лёд на реках. Скоро прилетят птицы.
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами Цель: узнать, как пишется частица НЕ с глаголами и научиться писать её раздельно
Единственное число Множественное число Образец: не пишет не пишут не плачет не спят не знает
Единственное число Множественное число Образец: не пишет не пишут не плачет не плачут не спит не спят не знает не знают
Не стыдись не знать, а стыдись не учиться.
Не _стыдись не _знать , а стыдись не _учиться .
Домашнее задание с. 78 – правило, упр. 137
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме: «Правописание частицы не с глаголами» в 3 классе
Расширить знания о служебных частях речи;познакомить с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями;развивать устную и письменную речь у...
Конспект урока русского языка "УПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ».
Употребление и правописание частицы НЕ с глаголами....
Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание частицы НЕ с глаголами»
Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание частицы НЕ с глаголами»...
Конспект урока русского языка на тему "Правописание частицы НЕ с глаголами" (2 класс)
Учебные задачи, направленные на достижение метопредметных результатов (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролир...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО в форме игры-путешествия....
Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание частицы «не» с глаголами», 3 класс, УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: формирование навыка письма частицы «не» с глаголами, знакомство учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; ознакомление с глаголами-исключениями.Пл...
Урок русского языка по теме : "Правописание частицы не с глаголами"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме : "Правописание частицы не с глаголами"...