Урок обучения письму "Письмо строчной письменной буквы «э»" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема: Письмо строчной письменной буквы «э»
Цели деятельности учителя: формирование первоначального графического навыка строчной буквы «э»;
формирование навыка письма строчной буквы «э» в соединениях с другими буквами в слогах, словах и предложениях.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: графический облик буквы, элементы письменной буквы «э»;
- алгоритм написания и соединения новой буквы, фонетико-графического анализа слова;
- гигиенические правила письма.
Уметь: сравнивать письменную букву с печатной буквой, с другими письменными буквами;
- писать строчную букву «э», соединять с другими буквами в словах;
- проводить фонетико-графический анализ слов,
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- формировать личностный смысл учения;
- развивать самостоятельность, самоконтроль.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: Пропись № 4 (В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова, УМК «Школа России» стр. 25-26); учебная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока обучения письму "Письмо строчной письменной буквы «э»" 1 класс | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ
Тема: Письмо строчной письменной буквы «э»
Цели деятельности учителя: формирование первоначального графического навыка строчной буквы «э»; формирование навыка письма строчной буквы «э» в соединениях с другими буквами в слогах, словах и предложениях.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: графический облик буквы, элементы письменной буквы «э»;
- алгоритм написания и соединения новой буквы, фонетико-графического анализа слова;
- гигиенические правила письма.
Уметь: сравнивать письменную букву с печатной буквой, с другими письменными буквами;
- писать строчную букву «э», соединять с другими буквами в словах;
- проводить фонетико-графический анализ слов,
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- формировать личностный смысл учения;
- развивать самостоятельность, самоконтроль.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: Пропись № 4 (В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова, УМК «Школа России» стр. 25-26); учебная презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- Метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Методы; Словесные: слово учителя, работа с пословицей | 1-2 мин | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Вячеславовна и сегодня я проведу у вас урок письма. Садитесь. - Начнем наш урок с пословицы, послушайте: «Пишут не пером, а умом». - Как вы понимаете пословицу? - Верно, на уроках мы с вами не только будем получать новые знания, но и учиться грамотно их применять в деятельности. - Сегодня на уроке у нас будет своя система оценивания. После выполнения заданий вам необходимо будет рисовать 2 шкалы ( аккуратность и правильность), у каждой из которых будет 3 деления. Вы должны будете ставить галочку на том делении, которое соответствует выполненному заданию. Шкала аккуратности:
Шкала Правильности:
- После каждого задания я буду выводить этот слайд, чтобы вы смогли оценить себя по критериям. | Приветствуют учителя. Ответы детей. | РУУД: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный, аналитико- синтетический метод: подводящий диалог Наглядный: Карточки со словами Словесный: характеристика буквы, звука Игровой: фонематическое упражнение | 3-4 мин | На слайде «Ученый карандашик».
(учитель прикрепляет карточку на доске со словом ЭФФЕКТ)
- ЭФФЕКТ – это результат. (учитель добавляет новые карточки к слову «результат» Плохой - низкий, хороший – средний, отличный - высокий) - Результат может быть плохой, а может быть хороший, отличный. - К какому результату вы хотите прийти в конце урока? - Нам нужен хороший, отличный результат, поэтому другую карточку убираем.
- У нас с вами возникла проблемная ситуация. Что нам необходимо сделать, чтобы справиться с ней? - Скажите, ребята, а вы уже знакомы с этой буквой? - Что вы узнали про букву «э»? Произнесите звук, который обозначает буква «э». – Дайте характеристику звуку [э]. - Ребята, какая еще буква может обозначать звук [э]? В каких случаях? - Верно. – Сейчас мы с вами немного поиграем в игру «если звук услышал верный – раз в ладоши хлопни смело». - Я вам буду называть слова, а ваша задача внимательно слушать и хлопать в ладоши один раз, когда услышите в словах звук [э], если звука [э] нет в слове, то вы ничего не делаете. Слова: поэзия, ёлка, юбка, дуэль, ива, дятел, единица, эврика, щетка, если, этот, эхо. - Ребята, обратите внимание на слайд. Что вы видите? - Верно. Вам необходимо выбрать из предложенных схем ту, которая соответствует написанному слову (слово: эстрада). - Какой мы можем сделать вывод? Каким цветом в схеме обозначается звук [э]? - Чему вы научились на уроке обучения грамоте, когда изучали букву «э» и ее звук? - Как вы думаете, что нам ещё предстоит узнать про эту букву сегодня? | Ответы детей. - Отличный, хороший. - Пока нет, не учились еще написанию буквы «Э». - Изучить новый материал. - Да. - Буква «э» обозначает звук [э] – гласный, произносится легко. Во время произношения звука рот приоткрылся, губы растянулись. Этот звук можно пропеть или прокричать. Шумов никаких не слышно. - Буква «е». В начале слова или после гласного буква Е, е обозначает два звука: [й'э]. Хлопают на слова: поэзия, дуэль, единица, эврика, если, этот, эхо. - Слово и несколько схем. - Красным. - Читать слова и предложения с буквой «э». - Учиться писать букву «э». | КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Умение воспроизводить необходимую информацию, классифицировать объекты |
III. Постановка учебной задачи Наглядно-иллюстративный: формулирование темы и цели на экране | 2-3 мин | - Предположите, как будет звучать тема нашего урока? - Какие цели мы можем поставить себе на урок? Используйте слова-помощники. Цели: - познакомимся……….; - научимся………. - Чтобы достичь поставленных целей, составим план урока. Что мы должны узнать? План урока:
| - Письменная строчная буква «э». - познакомимся с письменной строчной буквой «э», её элементами; - научимся писать строчную букву «э», соединять её с другими буквами. | РУУД: Умение принимать заданную цель; ПУУД: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели |
IV. Открытие нового знания Игровой, практический: выполнение упражнений на мелкую моторику Наглядный: плакаты, слайды с изображением правил посадки, положения тетради и ручки при письме Объяснительно- иллюстративный метод: беседа по иллюстрации Аналитико- синтетический: элементный анализ буквы Линейный: письмо с ориентацией на линейки прописи Имитативный, линейный: Показ с комментированием буквы Приём - обведение по контурным линиям, самостоятельное письмо с самоанализом сравнение элементов с образцом Показ учителя с комментированием Письмо «в воздухе» Репродуктивный метод. Самоанализ Практический, линейный, аналитико-синтетический: обведение буквы по образцу; обведение букв по контуру; самостоятельное письмо буквы; сравнение букв с образцами; самооценка | 7-10 мин | - Что мы должны с вами сделать, прежде чем начать писать? Овощи Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.) Мы морковку трём, (Пальцы рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.) Мы капусту солим, (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепоти.) Мы капусту жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.) - Ребята, мы так же должны помнить о правилах при письме. Кто может о них рассказать? 1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь. 2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или,в крайнем случае, опирались на него равномерно. 3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для пра-воруких). 4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги). - Откройте прописи на странице 25. -Кто встречает нас на первой строчке? - Ребята, кто-нибудь из вас знает, кого называют эскимосами? - А как называется их жилище? Жилища эскимосов называются иглу или юрта. Посмотрите на слайд как они выглядят. - А что держит в руках наш эскимос? - Что такое эскимо? - На каком месте буква «э» стоит в словах эскимо и эскимос? - Посмотрите на строчную букву «э», и скажите, из каких элементов она состоит? - У каких букв вы встречали похожие элементы? - Верно. Посмотрите на строчку, где прописаны элементы буквы «э». Откуда нужно начинать писать букву? Как узнали? Обведите элементы строчной буквы «э» по направлению стрелочек. - Ребята, скажите, на что похожа буква «э»? - Авторы прописи считают, что буква «э» напоминает полумесяц, вы согласны? Обведите полумесяцы по направлению стрелочек. - Какое задание мы с вами сейчас выполняли? Для чего мы это делали? - Верно. Из скольких элементов состоит буква «э»? Назовите их. - Сейчас я вам покажу как пишется буква «э», а вы внимательно смотрите и слушайте. Работаю только я. Письмо строчной буквы «э» Начинаем писать чуть выше середины рабочей строки, ведем вверх наклонную линию с закруглением вправо, опускаемся по наклонной линии до нижней линии рабочей строки и делаем небольшое закругление вверх влево. После прописываем на середине высоты буквы короткую горизонтальную линию. - Теперь все вместе напишем букву в воздухе. Возьмите ручку и поднимите ее. Повторяйте за мной. - Молодцы. Обведите букву по вспомогательным линиям, соблюдая правила письма. - Пропишите букву, самостоятельно, до конца строки. - Сравните написанные буквы с образцом, какие видите ошибки? - Обведите самую красивую букву, покажите соседу по парте. - Чему мы научились благодаря этому заданию? Физминутка Раз - подняться, потянуться, Письмо соединений букв - Что говорят, когда рыба срывается с крючка? - Это слово записано в ваших прописях. Сколько в нем слогов? Почему один? - Какое соединение у букв «э» и «х»? - Пропишите это слово, опираясь на образец. - Поменяйтесь тетрадкой с соседом и подчеркните самые удачные слоги. - Отгадайте загадку, о чем идет речь? Живет без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а всякий слышит. - Верно. Рядом со словом эхо дана схема, давайте проверим, верна ли она. - Сколько слогов в слове «эхо»? Почему вы так решили? - Какой слог будет ударным? Давайте произнесем вместе. - Подходит ли представленная схема к нашему слову? - Какое место в слове «эхо» занимает буква «э»? - Пропишите слово «эхо» после образца до конца строчки. - Давайте сделаем вывод по данным заданиям? Где может использоваться буква «э»? - Оцените свою работу по шкале. - Закройте прописи. Работа над предложением. - Прочитайте. Что можете сказать о записи? - Какое задание могли бы вы предложить?
- Исправьте ошибки и запишите у себя в тетради письменными буквами. - Какое предложение у вас получилось? - Сколько слов в этом предложении? - Откройте прописи и проверьте себя, верно ли вы записали предложение. - Сверьтесь с эталоном и оцените себя по шкале. | - Подготовить руку к письму. Ответы детей. - Эскимос. - Эскимосы - это жители Крайнего Севера нашей страны, как и ханты, ненцы, якуты. - Иглу или юрта. - Эскимо. - Эскимо - то сливочное или молочное мороженое в шоколадной глазури на палочке. - На первом. - Полуовал и прямая горизонтальная линия. - О, с, х, ж. - Сверху. По направлению черной стрелочки. - На полумесяц, улыбку, расческу… - Обводили элементы буквы «э». Тренировались перед написанием буквы. - Из двух. Полуовал и прямая горизонтальная линия. Пишут букву в воздухе. - Писать строчную букву «э». - Эх. - Один, потому что 1 гласный звук. - Верхнее. - Эхо. - Два слога, потому что 2 гласных звука. - Первый слог. - Первое. - В словах. - Записано с ошибками. - Исправить ошибки. Записать письменными буквами. - Предложение. - С заглавной, точку. - Поиграем в эхо. - 3 слова. | РУУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. ЛУУД: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Умение воспринимать информацию, осознанно воспроизводить в процессе деятельности Умение контролировать свою деятельность по результату Умение работать по алгоритму, проводить пошаговый анализ деятельности, само- и взаимоконтроль Умение строить высказывание, обосновывать мнение, выполнять учебные действия , самопроверку по эталону |
V. Первичное закрепление во внешней речи Аналитико-синтетический, практический: самостоятельное письмо; чтение и анализ соединений; самостоятельное письмо соединений; самоанализ или взаимопроверку написания соединений букв Практический: чтение и анализ предложения по плану, самостоятельное письмо с самопроверкой по эталону | 3-4 мин | Работа с деформированным предложением. Даны слова: в, два, доме, этажа, этом. - Можно ли эту запись назвать предложением? Почему? - Подумайте вместе и обсудите, как надо поменять местами слова, чтобы получилось предложение. - Какие надо знать правила записи предложения? - Какое предложение у вас получилось? - Оцените свою работу по шкале. - Перечислите слова, в которых встречается буква «э». На каком месте в словах она стоит? - Назовите слово, в котором буква «э» - ударная. - Какое задание мы сейчас выполняли? Сделаем вывод, что можно составить из слов? | - Нет, потому что слова не несут общей мысли, отсутствует заглавная буква и точка в конце. - Предложение пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка. - В этом доме два этажа. - Этом, этажа. На первом. - Этом. - Составляли предложение. Предложение. | КУУД: Умение представлять и сообщать в устной форме, использовать речевые средства для диалога и аргументации своей позиции. ПУУД: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: запись самостоятельно составленного слова | 2-3 мин | - Посмотрите на слайд. Случилась беда, подул сильный ветер и слова обранили свои слоги. Вам необходимо отыскать у каждого слова недостающий слог и записать в тетради полученные слова.
Слова: эскимо, алоэ, этаж, поэзия, эклер Слоги: эс, эк, оэ, эт, э, эк - Давайте проверим, что у вас получилось. Кто хочет прочитать слова, которые у него получились? - Оцените свою работу по шкале. - Где в данных словах стоит буква «э»? - Какой мы можем сделать вывод по выполнению этого задания? | - Эклер, эскимо, экран, этаж. - В начале, в середине, в конце слова. - Буква э может стоять в разных частях слова. | РУУД: помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать. ПУУД: выполнять действие по заданному образцу и правилу; |
VII. Включение в систему знаний Практический: письменный буквенный диктант, запись самостоятельно составленного слова | 3-4 мин | - Сейчас мы с вами немного поиграем. Я буду вам загадывать буквы, а вы должны внимательно слушать и записывать их, по итогу у вас получится слово. Первая буква в слове эклер; запишите букву, которая состоит из двух овалов и длинной наклонной прямой 2 раза; эта буква в слове «ель» обозначает 2 звука - [йэ]; эта согласная буква является парной для согласной «г»; запишите букву, которая встречается в слове «торт» 2 раза. - Какое слово у вас получилось? - В начале урока мы столкнулись с проблемой в данном слове. С какой? - Теперь вы сможете написать это слово? Запишите это слово у себя в тетрадях. - Оцените свою работу по шкале. - Для чего мы выполняли данное упражнение? | - Эффект. - Мы не могли его написать, т.к. не знали, как пишется буква «э». - Да. - Для развития фонематического слуха. | ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: самоанализ | 2-3 мин | - Ребята, какая была тема урока? - Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Смогли ли мы достигнуть поставленные цели? - А теперь проанализируем нашу работу на уроке. На слайде дано начало предложения, вам необходимо его дополнить.
- Спасибо вам за работу на уроке. Вы большие молодцы! | - Строчная буква «э». Ответы детей. | ЛУУД: формирование основ оптимистического восприятия мира; формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте в 1-м классе " Звуки [л], [л,], буква Л–л"
1. Обучающая: создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л,], букву “л” в слов...
Календарно - тематическое планирование уроков обучения грамоте (письмо) в 1 классе.
Программа "Школа России"....
Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"
урок 1 класс по теме "мягкий знак"...
Конспект урока обучения грамоте в 1-м классе
Это урок-путешествие, во время которого ученики знакомятся с буквами Я,я...
Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».
Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе УМК "Перспектива"
Подробный конспект урока обучения грамоте (УМК "перспектива") по теме: "Звук [Э]. Буквы Ээ." В конспекте представлены разнообразные виды работы на уроке. Предложена работа с электронным приложен...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....