: «Различие безударных окончаний имени прилагательных женского и мужского рода.»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема: «Различие безударных окончаний имени прилагательных женского и мужского рода.»
Тип урока: онз
Цель урока:  изучить окончания прилагательных женского и мужского рода;    

Задачи:
Образовательная:  формировать представление о необходимости проверки безударных окончаний имён прилагательных в именительном падеже женского и мужского рода и способов их проверки в связи с несовпадением их произношения и написания;

Развивающая: развивать логические операции мышления: анализ, синтез, обобщение; развивать орфографическую зоркость; связную речь;
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке; воспитывать ответственное отношение к результатам своего учебного труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r1.docx899.38 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: «Различие безударных окончаний имени прилагательных женского и мужского рода.»
Тип урока: онз
Цель урока:  изучить окончания прилагательных женского и мужского рода;    

Задачи:
Образовательная:  формировать представление о необходимости проверки безударных окончаний имён прилагательных в именительном падеже женского и мужского рода и способов их проверки в связи с несовпадением их произношения и написания;

Развивающая: развивать логические операции мышления: анализ, синтез, обобщение; развивать орфографическую зоркость; связную речь;
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке; воспитывать ответственное отношение к результатам своего учебного труда.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: различают безударные окончания имен прилагательных женского и мужского рода;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – осуществляет анализ, синтез, сравнение, обобщение языкового материала по заданным критериям; находит и воспринимает информацию, представленную разными способами; использует знаково-символические средства для решения учебных задач;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – принимает и сохраняет учебную задачу; понимает и принимает предложенные способы решения учебной задачи; адекватно воспринимает оценку своей работы учителями, товарищами и их предложения;
КОММУНИКАТИВНЫЕ – принимает участие в работе в паре с одноклассниками; адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

ЛИЧНОСТНЫЕ: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимает смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

Средства обучения: презентация.

Литература: учебник «Русский язык 4 класс, 1 часть» С.В. Иванов

ПК

ОК

ПО

У

1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 4.1, 4.2.

1.2, 4.7

1.2, 3.6.7

1.-12, 21-26

Ход урока

Педагогическая деятельность учителя

Учебно-познавательная деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята.
-Откройте тетради, отступите две строчки вниз от домашней работы, запишите число и классная работа.

-Как вы понимаете слово сотрудничество?

-Какие качества личности необходимы для отличного сотрудничества?

-Надеюсь сегодня на уроке вы будете сотрудничать, будете дружными и добьётесь высоких результатов в учебе.

-Приветствуют учителя

-Записывают в тетради

-доброжелательными, трудолюбивыми.

2. Актуализация знаний.

Минутка чистописания

Пропишите в тренажёрах 2 строчки

Словарная работа

 К…лометр, эл…ктровоз, ра…тояние,

х…зяйство, к…л…грамм, м…талл.

Работа в парах

- Выполните работу в парах, обсудите и запишите слова в тетради. Выполните проверку.

- На какие две группы можно разделить эти слова?

- Какое новое слово появилось в группе  с удвоенной согласной?

- Что означает это слово?

- У вас на партах лежат листочки с выпиской из словаря  Ожигова, где описано значение этого слова. Прочитайте и дайте ответ, что означает  слово металл?

Какие металлы бывают?

- Составьте в парах словосочетание со словом металл, изменяя его форму. Запишем в тетради лучшие словосочетания, подчеркнув орфограммы, которые нужно запомнить.

-обратите внимание на слайд

- Вы заметили, что одно слово в этих предложениях повторяется, какой частью речи оно является?

-Что такое имя прилагательное?

- Какая часть слова различна в написании? Подумайте, почему разные окончания?

- Выяснив, что эти слова имена прилагательные женского и мужского рода,  они различны окончаниями, вы можете назвать тему нашего урока?

- Сформулируйте задачи урока.

-непроверяемая безударная гласная в корне слова и удвоенная согласная в словах

металл

-прилагательное

-Предполагают тему урока: «Различие безударных окончаний имени прилагательных женского и мужского рода.»

-Предполагают задачи урока: 1.Познакомиться с безударными окончаниями имен прилагательных женского и мужского рода. 2.формировать представление о необходимости проверки безударных окончаний имён прилагательных в именительном падеже женского и мужского рода и способов их проверки в связи с несовпадением их произношения и написания

3. закрепить знания решением упражнений

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания

-Начнём работу над первой задачей

Работа в группах

-Мы уже вспомнили, что такое имя прилагательное. А что значит просклонять имя прилагательное?

-Какая часть слова при этом изменяется? Попробуйте самостоятельно просклонять словосочетания “свежий зелёный (лес)”, “свежая зелёная (ветка)”. 

Дети 1 и 3 группы склоняют прилагательные мужского рода, а 2 и 4 – женского.

- Сначала назовите падежи с дополнительными словами-помощниками.

- Запишем их в тетрадь. Перед тем как склонять прилагательное  запишите сначала вопрос, на который отвечает имя прилагательное.

 - У имён прилагательных выделите окончания.  При выполнении задания найдите ответ на вопросы: (1 и 3группа) какие безударные окончания имеют прилагательные мужского рода,  в каких падежах окончания одинаковы. Подумайте почему (И.п., В.п.)

(2 и 4группа) какие безударные окончания имеют прилагательные женского рода,  в каких падежах окончания одинаковы. Подумайте почему (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)

-Проверка. Склонение прилагательных мужского рода читает ребенок с 1 или 3группы.Дают объяснения на заданные вопросы.

- Теперь можем сделать вывод: имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?, имеют безударные окончания – ый, (- ий) в И.п. и В.п.

Склонение прилагательных женского рода читает ребенок с 2 или 4 группы. Дают объяснения на заданные вопросы.

- Имена прилагательные женского рода, отвечающие на вопрос какой?, имеют безударные окончания – ой (- ей) в Р.п., Д.п., Т.п., П.п.

- Давайте сравним безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода.

Склонение прилагательных мужского и женского рода одновременно. Сначала обратим внимание на вопросы. Что вы заметили? Встречается один и то же вопрос. Назовите этот вопрос. Какие безударные окончания имеют прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос “какой”? –ий (-ый). А женского рода? –ой (-ей)

- Какое окончание имеет вопрос? Сравните окончание вопроса и окончания имён прилагательных мужского рода и женского рода. Какой вывод можно сделать? 

-ФИЗМИНУТКА

 

И.п. (есть)

Р.п. (нет)

Д.п. (дать)

В.п. (вижу)

Т.п. (доволен)

П.п. (думаю)

Окончание вопроса и окончания имён прилагательных женского рода в Р., Д., Т., П. падежах одинаковые.  

-Выполняют физминутку

4. Первичное закрепление во внешней речи

Прочитаем сведения по теме урока в учебнике самостоятельно. Мы справились с первой задачей нашего урока? Мы узнали какие безударные окончания имеют прилагательные мужского и женского рода?

-Выполним №332

Спишите вставляя вопрос перед прилагательным. Выделите окончания в вопросе и в имени прилагательном. Какой мы можем сделать вывод?

-Прочитайте правило на с.28

 

Выполняют.

Р.п. (нет)какой? свежей яркой (зелени)

Д.п.  (рад)какой? свежей яркой (зелени)

Т.п. (любуюсь)какой? свежою яркою (зеленью)

П.п. (думаю) о чем? свежей яркой (зелени)

Читают

5. Самостоятельная работа по эталону.

-Чтобы закрепить ваши знания, выполним самостоятельную работу

Работа в парах

на карточках словосочетания:

большой синий платок; яркая молодая зелень

- вам даны карточки со словосочетаниями. Поставьте ударение и определите, в каких падежах вопрос и окончание прилагательных мужского рода совпадают, в каких падежах у прилагательных женского рода тоже окончания и вопросы совпадают.

-Организую проверку по эталону.

6. Введение нового знания в систему знаний и повторения.

Прочитайте текст в №333

-допишите окончания прилагательных и придумайте словосочетания.

Читают

-выполняют задание. Списывают, указывают род, вставляя окончания.

Интересный журнал, космический потолок, свежий бриз, солнечный день, подъёмный кран.

7. Рефлексия.

-Ребята, все ли задачи урока мы выполнили?
-Продолжите высказывания:
-На уроке я узнал …
-У меня возникли трудности …
-Для меня было интересным…
-Теперь я умею

-Хорошо, ребята, записываем домашнее задание. №334

-Урок окончен. До свидания.

-Отвечают
-Продолжают высказывания

-Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка по русскому языку по теме: Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода. 4 класс.

Поурочная разработка по русскому языку. На этом уроке обучающиеся учатся различать окончания имён прилагательных женского и среднего рода. Развивают орфографическую зоркость. Работают в паре и по груп...

Урок русского языка в 4 классе. Тема:" Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода."

Этот конспект урока может пригодиться для учителей 4-х классов.  Цель урока: Закрепить  умение  различать имена прилагательные мужского  и женского рода; развивать мышление, речь, ...

Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе."Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода"....

Конспект по русскому языку 4 класс «Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода»

Конспект по русскому языку 4 класс «Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода»...

Технологическая карта урока на тему: Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода.

Цель: уметь различать безударные окончания имен прилагательных мужского и женского рода.1. определять и формулировать цель деятельности;2. соотносить результат своей деятельности и оценивать его....

"Различие падежных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода в единственном числе, отвечающих на вапрос какой?" Русский язык. 4 класс.

Это презентация к уроку-исследованию по русскому языку в 4 классе по теме "Различие падежных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода в единственном числе, отвечающих на вапрос какой?"Эт...